Методика пересказа сказки.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pereskazyvaniyu_skazki.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ СКАЗОК ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА 1. должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей 4. написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь 2. быть доступными по содержанию 5. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий 3. быть доступными по объему
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА подробный (близкий к тексту) краткий (сжатый) выборочный с перестройкой текста с творческими дополнениями
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ 1. Осмысленность (полное понимание текста) 2. Полнота передачи произведения ( отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения) 3. Последовательность и связность пересказа 4. Использование словаря и оборотов авторского текста 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА 1. Вводная часть Цель : вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка 3. Беседа по содержанию произведения , направленная на анализ и запоминание текста 2. Первичное чтение произведения . Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание 5. Пересказы детей. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ 6 . Заключительная часть занятия . Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
Методы и приемы обучения пересказыванию Средняя группа Пересказ коротких сказок.
В нашей средней группе №3 , проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения: рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения: - беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения); -выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; -выделение из текста фраз к каждой картинке; -придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста; -частичный пересказ во время беседы (пересказывают -особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц); -составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов: Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.
Материал предназначен для воспитателей средней группы....
Методика пересказа литературных произведений в младшей группе
Методика пересказа литературных произведений в младшей группе...
Презентация " Методика пересказа"в средней группе
Методика пересказа в средней группе...
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»...
Статья «Методика пересказа по развитию речи во второй младшей группе»
В данной статье описываются особенности организации образовательного процесса с детьми 3-4 лет к контексте пересказа произведения....
Конспект НОД по обучению детей пересказу с использованием моделей «Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» с использованием схем-моделей»
Для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...