Методика пересказа литературных произведений в младшей группе
консультация (младшая группа) по теме
Методика пересказа литературных произведений в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_tehnologiya_razvitiya_rechi.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика пересказа литературных произведений в младшей группе
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
Перед воспитателем стоят две задачи:
1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
2) подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев.
Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно - два слова или целое предложение.
—Жили-были дед
—И баба...
—Была у них...
—Курочка - ряба.
Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц.
—Кого встретил колобок?
—Лисичку.
—Какую песенку спел лисичке колобок?
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно. Затем в случае затруднений в процесс пересказывания включается воспитатель.
На этой ступени вопросы можно задавать лишь в отдельных случаях. Лучше пользоваться напоминанием самого текста, тогда детям легче воспроизводить содержание сказки.
После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н.Толстого.
На занятии воспитатель показывает детям иллюстрации к произведению. Показ сопровождается указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения, при этом детям говорят: «Я вам покажу картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» — или: «Я вам прочитала, а теперь покажу картинки».
Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления. Участие старших детей в спектаклях для маленьких формирует у малышей умение воспринимать речь не только взрослого, но и ребенка.
Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или вечерние часы. Ребенок пересказывает произведение воспитателю — внимательному слушателю и помощнику. Постепенно такие индивидуальные занятия переходят в групповые, так как другие дети также начинают с удовольствием участвовать в пересказе или активно слушают товарища. При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Для пересказа рекомендуются, например, следующие произведения:
- «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок»— русские народные сказки,
- «Почему кот умывается после еды?»— литовская народная сказка;
- рассказы Л. Н. Толстого для маленьких— «Пришла весна, потекла вода», «Старик сажал яблони», «Сел. дед пить чай», «У Розки были щенки», «У Вари был чиж»; К. Д. Ушинского—«Бишка», «Вместе тесно, врозь скучно»; Я. Тайца—«Праздник»; Н. Калининой — «Вот так дежурные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Пересказ литературных произведений в детском саду.
О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....
Пересказ литературных произведений.
Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....
Пересказ литературного произведения, как средство развития системы личностных смыслов ребёнка.
Выступление на пед. совете....
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
Для детей старшего дошкольного возраста....
НОД в подготовительной к школе группе. Пересказ литературного произведения «Зимовка зверей» по теме «Дикие животные» с помощью алгоритма.
НОД в подготовительной к школе группе. Пересказ литературного произведения «Зимовка зверей» по теме «Дикие животные» с помощью алгоритма....