Консультация "Обогащение словаря через словоизменение"
консультация по развитию речи

Федотова О.А.

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «Обогащение словаря способами

словообразования и словоизменения»

Слово – основная структурная единица языка, без которой невозможна речевая деятельность. Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от трудности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст.

Словарный запас должен формироваться в тесной взаимосвязи с формированием грамматического строя речи. Искаженное грамматическое оформление , т.е. несоответствие слов друг другу в роде, числе, падеже и т.д.

( Н-р: красный шапка, пять яблоко, семь карандашов, рисовать фломастеры, и др.) - ведет к непониманию смысла высказывания, мешает правильно осознавать содержание как отдельных слов, так и всего высказывания. Поэтому, при работе над обогащением словаря, важно осуществлять как смысловую, так и грамматическую вариативность в употреблении тех или иных слов, т.е. использовать их в различных формах.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка была развернутой, красочной, эмоциональной, грамматически правильной, - нужно обогащать его словарный запас.

Эффективными способами расширения словаря являются способы словообразования и словоизменения.

Словоизменение предполагает изменение слов по числам ( ед.и мн.), родам ( муж., жен., ср.) временам (наст., прош., буд.)и падежам, а также согласование слов между собой в грамматически правильном оформлении.

В этих целях можно использовать различные игры и упражнения как специально организованные (запланированные занятия, часть занятия, словесные игры), так и в повседневной жизни. Проводятся они в различных формах: индивидуально, с подгруппой и со всей группой. Игры и упражнения по расширению словаря проводятся с использованием наглядности: картинок, игрушек, предметов, с использованием практических действий, а также словесно.

* «Что делал? Что делает? Что сделал?»

* Игра с мячом «Один – много»

* «Чего не стало?»

* «Что и сколько нужно Самоделкину для того, чтобы починить самокат?», «Что и сколько нужно Незнайке, для того чтобы нарисовать портреты друзей?» и т.д.

* «Подскажи словечко»

сверкал-

сверкало-

сверкала-

сверкали-

большой-

большая-

большие-

большое-

Способ словообразования предполагает собой образование слов с помощью частей слова-приставок, суффиксов и окончаний, а также образование одних частей речи от других (н-р: существительные от глаголов, прилагательные от существительных), подбор родственных слов.

· «Кузовок» «Вот тебе кузовок, клади в него все, что кончается на ок»

· «Маленький, больше, большой»

( Картинки великана, человека и гномика, называются части тела: глазки, глаза, глазищи; ручки, руки, ручищи)

· «Полянка» подбор слов от глаголов:

строить- стройка, строительство, строитель, стройматериал, строительный, строящийся и т.д.

· «Сравни предметы и закончи предложение»

апельсин большой, а арбуз еще …

клубника маленькая, а смородина еще …

дыня сладкая, а персик еще…

осенью холодно, а зимой еще…

· « Подбор родственных слов от существительного:

Солнце. День какой? - (солнечный)

Утро какое? –

Погода какая? –

Дни какие? –

· «Из чего сделан предмет?»

стул из дерева какой? – деревянный

ключ из железа –

конверт из бумаги- и т.д.

сок из яблок -

варенье из малины-

· «Где чей малыш? Где чья мама?» ( название детенышей животных)

 

· «Чей хвост? Чьи уши?» (притяжательные местоимения)

 

· «Назови ласково» ( образование уменьшительно-ласкательных суффиксов)

· «Что для чего?»

(для хлеба – хлебница, для мыла – мыльница, для салата – салатница и т.д.)

· «Найди лишнее слово»

горе, горный, гора

боль, большой, больница

водить, вода, водный

лес, лесник, лестница

море, морщины, морской

беседа, беседка, соседка

лук, лукавить, луковый

 

· «Назвать общую часть слов-родственников»

Зимушка, зимовье, зимовать

Домашний, домик, домовой

Плаксивый, плачет, плакса

· «Объясните из каких слов образовались слова»:

Листопад, рыболов, самолет, трубочист, самосвал, мясорубка и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуре и развитие словаря через устноре народное творчество.

Проэктная деятельность по ознакомлению детей с истоками устного народного творчества....

Развитие и обогащение словаря через сюжетно-ролевую игру

Взаимосвязь развития речи детей и сюжетно-ролевой игры...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи и словаря через ежедневное чтение»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи и словаря через ежедневное чтение»...

"Развитие речи и словаря через ежедневное чтение"

Консультация для родителей "Развитие речи и словаря через ежедневное чтение"...

Презентация "Развитие словаря через дидактические игры экологического содержания"

Презентация "Развитие словаря через дидактические игры экологического содержания"...

Мастер класс по теме самообразования "Активизация словаря, через пальчиковые и речевые игры"

Подобраны речевые и пальчиковые игры по теме самообразования. Отработана практическая часть с педагогами. Предствлен опыт работы по заучиванию стихотворений. Зарисовка схем....