Путешествие в мир насекомых
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Воробьева Ирина Валерьевна

Расширение  и углубление представлений о насекомых, особенностях внешнего вида и образе жизни. Развитие свяной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общей моторики, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие в мир насекомых»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция с образовательными областями: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Технологии: *ТРИЗ

1.Общеобразовательные задачи:

- расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях внешнего вида, образе жизни.

- активизация словаря по данной теме, совершенствование грамматического строя речи.

2. Развивающие задачи:

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, общей моторики.

3.Воспитательные задачи:

- формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

1.Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширения словаря;

2.Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище»

3.Разучивание упражнения «Пчела»

Материалы и оборудование:

Альбом «Мир природы», предметные картинки с изображением насекомых, пластилин.

Используемая литература:

1.Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»,- СПб, Д етство-Пресс,2007 г.

2.Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Б.Б.Финкенштейн, СПб, Детсво-Пресс,2003 г.

3.Познавательно-исследоваьельские умения у старших дошкольников, Учебно-методическое пособие, СПб, Детство-Пресс, 2012 г.

1.Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки»  (создание эмоционального положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи).

Воспитатель. Зацвела черемуха, проснулись насекомые, наступила весна. И сегодня мы с вами будем говорить о насекомых. Узнаем, что вам известно об их внешнем виде, образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Но для этого  вам нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

2.Рассматривание картины С.К. Артюшенко «Насекомые и пауки», беседа по ней. Уточнение словаря по данной теме.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, и ставит  для рассматривания на мольберт картину.

Воспитатель. Ребята, расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают?

1-й ребенок. Разноцветная бабочка вьется над веткой липы, а желтая бабочка кружится над цветами клевера.

2-й ребенок. Шмель собирает нектар с клевера, а пчела собирает нектар с ландыша

3-й ребенок. Зеленый кузнечик сидит на листике  ландыша, а мураве ползет по другому листу.

3. Игра с мячом «Закончи предложение».(Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами).

Воспитатель. А сейчас ребята давайте с вами  поиграем в знакомую игру «Закончи предложение». Например майский жук большой, божья коровка …?

1-й ребенок…..маленькая.

Воспитатель. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы….?

2-й ребенок….длинные.

Воспитатель. У жука усы толстые, а у бабочки….?

3-й ребенок. У шмеля спина широкая, а у водомерки…..?

Воспитатель. У шмеля спина узкая, а у водомерки…?

4-й ребенок. …узкая.

4. Упражнение «Слушай внимательно»( Развитие слухового внимания).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель. Ребята, давайте послушаем, какие звуки издают насекомые. Я буду называть кто это,  а вы слушайте внимательно и смотрите на изображение этого насекомого.

Воспитатель включает запись звуков, которые издают комар, муха, шмель, пчела.

5.Упражнение «Пчела» (Координация речи с движением, развитие творческого воображения).

Прилетела к нам вчера                                              Бегут по кругу на носочках и машут

Полотая пчела                                                              воображаемыми крыльями

А за нею шмель-шмелек                                            Дети встают в круг  и загибают по одному

И веселый мотылек                                                     пальчику на каждое название

Два жука и стрекоза,                                                   Делаю кружки из пальчиков и

Как фонарики глаза                                                     подносят их к глазам

Пожужжали, полетали,                                               Вновь бегут по кругу и медленно

От усталости упали.                                                      Опускаются на корточки

6. Отгадывание загадок про насекомых (Развитие общих речевых навыков).

1-й ребенок

                       Этот увалень мохнатый,

                       Сладкоежка полосатый
                      Опускает хоботок

                       В распустившийся цветок

                       Кто это?

Предполагаемы ответы детей. Это шмель, он полосатый. Он собирает нектар хоботком.

2-й ребенок

                       Злюка тощая такая

                       Надо мной весь день летает

                       И ужалит ненароком

                       Если я измажусь соком.

                       Кто это?

Предполагаемые ответы детей. Это оса злая. Она больно кусается.

3-й ребенок

                      По листочку проползает,

                      Всюду дырки оставляет.

                      Вот прожорливая штучка,

                      А свернулась закорючкой.

                      Кто это?

Предполагаемые ответы детей. Это гусеница. Она прогрызает дырочки в листочках, сворачивается закорючкой.

Воспитатель. Молодцы! Вы смогли  и загадать и отгадать загадки.

7. Лепки из пластилина насекомых.

8.Организация окончания НОД. Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им больше всего интересно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Тематическое планирование на неделю" Путешествие в мир насекомых"

Расписан каждый день, с целями, подвижными играми...

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...