ООД мнемотаблица
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Конспекты по развитию речи ,с использованием мнемотаблиц для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx485.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №2 в младшей группе

Тема занятия: «Игры маленьких мышат»

Цель: Формирование умений у детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
  • формировать знания детей о характерных признаках мышки;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

  • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
  • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

Оборудование:

Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Теремок»; персонажи настольного театра по сказке «Теремок»; фартук – «теремок»; салфетки; тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, пшенная, гречневая; презентация с фрагментами сказок; картинки-загадки про животных из сказок.

Предварительная работа: чтение с детьми сказки «Теремок»; рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам; показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»; пение песен про животных; отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных; дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

Ход занятия:

Звучит мелодия к сказке «Теремок».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Наверно, случилось что-то необычное, если они отложили свои дела и пришли к нам. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня у нас произойдет что-то необычное. Для начала давайте соберемся в круг.

Психогимнастика:«Дружные ребята»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Молодцы, мы улыбнулись друг другу, а теперь я предлагаю отправиться в сказку.

Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

А какие сказки вы знаете? (Назовите сказки.)

А вы хотите послушать сказку и поиграть в нее? А кто знает, в какой сказке живет мышка?

А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).

(Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы).

Молодцы.

Ребята, теперь давайте поиграем. Вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.

Воспитатель: Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.

(стук, воспитатель одевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку)

Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.

Детям раздаются салфетки.

Давайте и мы с вами умоемся.

Разыгрывание потешки «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток!

Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели.

А теперь дружно пальцы разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Мама-Мышка: Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

А мои мышатки, любят кашку?

А вы знаете, из чего делают кашу? (манная, геркулесовая, рисовая, если дети затрудняются, воспитатель может помочь) .

Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами.

Назови, какая у тебя «каша»?

Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.

Наелись мои мышата.

Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

На экране, ребята, будет появляться сказка, а вы должны угадать, что это сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)

А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».

Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды…

А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

Обыгрывание русской народной сказки «Теремок», с использованием макета.

Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

А давайте вспомним героев сказки (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске):

Мышка… (норушка)

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик)

Лисичка… (сестричка)

Волк… (зубами щёлк),

Мишка (косолапый).

Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c144d70eb3120d832e62c895dda4f855&n=13

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик-побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился.

А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что мы с вами делали на занятиях. Что вам понравилось больше всего?

Вы молодцы, заслужили сказочные медальки!


Конспект занятия №2 в младшей группе №7 МБДОУ «Детский сад №165» г.Барнаула

Дата проведения:  26.04.2019

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке»

Цель: Формирование умений у детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно, умений рассказывания с опорой на наглядность.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
  • формировать знания детей о характерных признаках кошки, активизировать в речи прилагательные и глаголы;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

  • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
  • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

Оборудование:

Игрушка котенок, картинки к игре «Что умеет делать кошка»,  мнемодорожка к потешке «Как у нашего кота»,  мнемодорожка  к составлению рассказа о кошке.

Предварительная работа:рассматривание с детьми предметных картинок  «Домашние животные»,  заучивание стихотворений и потешек о кошках, речевые  упражнения «Кто как кричит», «Что умеет делать кошка»  «Скажи  какая  кошка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Я вам рада как всегда.

Гости здесь у нас с утра,  Поздоровайтесь друзья!

Воспитатель:

Ребята, я сегодня утром  шла на работу и посмотрите что нашла.(показывает пакет) 

-Что это? (пакет) Предлагает детям обследовать пакет на ощупь. 

-Как вы, думайте, что в пакете? (Дети высказывают свои предположения) 

-Хотите узнать? 

-Отгадайте загадку и вы узнаете, что в пакете. 

-Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьёт, Песенки поёт, (Кошка0

Дети достают из пакета игрушку,

Воспитатель: 

-Да это кошка.

-А кошка - это кто? (животное)

-Какое животное? (домашнее)

-Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (живет рядом с человеком)

Воспитатель : - Вы хотите с кошкой  поиграть? 

-Чтобы с кошкой поиграть

Нам в кружочек нужно встать.

Воспитатель : - Мы будем кошку гладить, трогать, и придумывать слова какая кошка, какая у  нее шерстка передавать игрушку друг другу по кругу

Дети придумывают прилагательные к слову кошка. (мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая, ласковая, умная, пушистая, шустрая, хитрая  и. т. д)

Воспитатель подводит итог в игре - снова проговаривая все прилагательные, которые назвали дети, хвалит детей.

Воспитатель : - Вот сколько интересных слов мы придумали о кошке.

-Кошка мягкая,  пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая  и. т. д)

Игра «Что умеет делать кошка»

Воспитатель : показывает картинки и говорит

-Посмотрите, ребятки, у меня есть картинки, помогите мне отгадать, что умеет делать кошка? (мышка - ловить мышей, дерево - лазить по деревьям, язык – лизаться умываться лакать, бантик – играть с бантиком, лапки с когтями – царапаться тарелка – лакать молоко, есть)

Воспитатель:

Ох, устала наша кошка

Посидит  она немножко.

Рядом с кошкой посижу

И стишок ей расскажу.

Дети садятся на коврик.

Воспитатель :

Это - кошка Мурка

Серенькая шкурка

Остренькие ушки

Маленькие глазк

Есть у кошечки усы,

Очень длинные они.

Вот у кошки лапки,

Лапки цап царапки        

И забавный хвостик

Кошка хвостиком махает

Ловко мышек догоняет.

Воспитатель :

- Что есть у кошки?  (дети перечисляют)

-А вы про кошку стихи знаете?

- Кто хочет рассказать?

П. Воронько «Обновки»

Мы купили кошке,

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

 Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

Воспитатель:

-Мы же еще потешку про котика знаем.

-Расскажем кошечке про котика?

-А помогут нам картинки –подсказки. (мнемодорожка).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01aa/00040cd1-99836f8c/img22.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0232/00010019-0e88bd20/hello_html_m750b30d4.pnghttp://pngimg.com/uploads/moustache/moustache_PNG34.pnghttps://nilodor.files.wordpress.com/2012/12/cat-620282_1280.jpg?w=1200https://tellyouall.com/wp-content/uploads/2014/07/healthy_teeth.jpg

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Воспитатель хвалит детей за выразительность.

Воспитатель:

-Ребятки пока мы рассказывали про котика наша кошечка уснула. 

-Как можно разбудить кошечку? (позвать кис-кис, потрогать, поиграть)

Воспитатель предлагает позвать всем вместе, потом по очереди мальчикам идевочкам. Кошка не просыпается.

Воспитатель:

- Не хочет просыпаться. Давайте мы с ней поиграем

-Вы, ребятки, не зевайте и в кружочек все вставайте.

Игра « На лежанке у дорожки»

На лежанке у дорожки,

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И ребяток догоняет.  (Дети убегают в домики - на стульчики)

Воспитатель:

- Ребятки, я про кошку интересный рассказ придумала.

-Хотите я расскажу?

-А помогут мне рассказывать  картинки - подсказки.

Воспитатель рассказывает рассказ, сопровождая показом картинок, из которых выстраивает на доске мнемодорожку.https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2018/10/ochen-legkie-i-krasivye-25.jpg

https://pandia.ru/text/81/138/images/img1_97.jpghttps://pandia.ru/text/81/138/images/img3_34.jpghttps://pandia.ru/text/81/138/images/img2_47.jpghttps://pandia.ru/text/81/138/images/img7_15.jpgC:\Users\Денис\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5735cacdb3add154aa2033a8.pnghttps://pandia.ru/text/81/138/images/img9_11.jpghttps://pandia.ru/text/81/138/images/img8_16.jpg

Это кошка Мурка.

-У кошки пушистая, серая шубка.

-У нее маленькие ушки, голубые глазки и длинные усы.

-Хвост у Мурки  длинный  пушистый.

-Кошка любит играть бантиком, ловить мышей, лакать молочко из блюдца.  - Кто хочет рассказать про кошку?

Дети совместно с воспитателем рассказывают. (3-4 рассказа)

Воспитатель:

- Мне очень понравилось, как вы рассказывали про кошку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....