ООД мнемотаблица
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Конспекты по развитию речи ,с использованием мнемотаблиц для второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.docx | 485.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия №2 в младшей группе
Тема занятия: «Игры маленьких мышат»
Цель: Формирование умений у детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.
Задачи:
Образовательные:
- учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
- формировать знания детей о характерных признаках мышки;
- учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.
Развивающие:
- развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
- развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
- развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.
Оборудование:
Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Теремок»; персонажи настольного театра по сказке «Теремок»; фартук – «теремок»; салфетки; тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, пшенная, гречневая; презентация с фрагментами сказок; картинки-загадки про животных из сказок.
Предварительная работа: чтение с детьми сказки «Теремок»; рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам; показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»; пение песен про животных; отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных; дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
Ход занятия:
Звучит мелодия к сказке «Теремок».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Наверно, случилось что-то необычное, если они отложили свои дела и пришли к нам. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня у нас произойдет что-то необычное. Для начала давайте соберемся в круг.
Психогимнастика:«Дружные ребята»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся.
Молодцы, мы улыбнулись друг другу, а теперь я предлагаю отправиться в сказку.
Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
А какие сказки вы знаете? (Назовите сказки.)
А вы хотите послушать сказку и поиграть в нее? А кто знает, в какой сказке живет мышка?
А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).
(Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы).
Молодцы.
Ребята, теперь давайте поиграем. Вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.
Воспитатель: Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.
(стук, воспитатель одевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку)
Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.
Детям раздаются салфетки.
Давайте и мы с вами умоемся.
Разыгрывание потешки «Водичка, водичка».
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
И смеялся роток!
Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели.
А теперь дружно пальцы разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Мама-Мышка: Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)
На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)
В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.
А мои мышатки, любят кашку?
А вы знаете, из чего делают кашу? (манная, геркулесовая, рисовая, если дети затрудняются, воспитатель может помочь) .
Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами.
Назови, какая у тебя «каша»?
Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.
Наелись мои мышата.
Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».
На экране, ребята, будет появляться сказка, а вы должны угадать, что это сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)
А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».
Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды…
А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Обыгрывание русской народной сказки «Теремок», с использованием макета.
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
А давайте вспомним героев сказки (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске):
Мышка… (норушка)
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик)
Лисичка… (сестричка)
Волк… (зубами щёлк),
Мишка (косолапый).
Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».
Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик-побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился.
А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что мы с вами делали на занятиях. Что вам понравилось больше всего?
Вы молодцы, заслужили сказочные медальки!
Конспект занятия №2 в младшей группе №7 МБДОУ «Детский сад №165» г.Барнаула
Дата проведения: 26.04.2019
Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Цель: Формирование умений у детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно, умений рассказывания с опорой на наглядность.
Задачи:
Образовательные:
- учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
- формировать знания детей о характерных признаках кошки, активизировать в речи прилагательные и глаголы;
- учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.
Развивающие:
- развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
- развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
- развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.
Оборудование:
Игрушка котенок, картинки к игре «Что умеет делать кошка», мнемодорожка к потешке «Как у нашего кота», мнемодорожка к составлению рассказа о кошке.
Предварительная работа:рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные», заучивание стихотворений и потешек о кошках, речевые упражнения «Кто как кричит», «Что умеет делать кошка» «Скажи какая кошка».
Ход занятия:
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Я вам рада как всегда.
Гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь друзья!
Воспитатель:
Ребята, я сегодня утром шла на работу и посмотрите что нашла.(показывает пакет)
-Что это? (пакет) Предлагает детям обследовать пакет на ощупь.
-Как вы, думайте, что в пакете? (Дети высказывают свои предположения)
-Хотите узнать?
-Отгадайте загадку и вы узнаете, что в пакете.
-Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьёт, Песенки поёт, (Кошка0
Дети достают из пакета игрушку,
Воспитатель:
-Да это кошка.
-А кошка - это кто? (животное)
-Какое животное? (домашнее)
-Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (живет рядом с человеком)
Воспитатель : - Вы хотите с кошкой поиграть?
-Чтобы с кошкой поиграть
Нам в кружочек нужно встать.
Воспитатель : - Мы будем кошку гладить, трогать, и придумывать слова какая кошка, какая у нее шерстка передавать игрушку друг другу по кругу
Дети придумывают прилагательные к слову кошка. (мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая, ласковая, умная, пушистая, шустрая, хитрая и. т. д)
Воспитатель подводит итог в игре - снова проговаривая все прилагательные, которые назвали дети, хвалит детей.
Воспитатель : - Вот сколько интересных слов мы придумали о кошке.
-Кошка мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая и. т. д)
Игра «Что умеет делать кошка»
Воспитатель : показывает картинки и говорит
-Посмотрите, ребятки, у меня есть картинки, помогите мне отгадать, что умеет делать кошка? (мышка - ловить мышей, дерево - лазить по деревьям, язык – лизаться умываться лакать, бантик – играть с бантиком, лапки с когтями – царапаться тарелка – лакать молоко, есть)
Воспитатель:
Ох, устала наша кошка
Посидит она немножко.
Рядом с кошкой посижу
И стишок ей расскажу.
Дети садятся на коврик.
Воспитатель :
Это - кошка Мурка
Серенькая шкурка
Остренькие ушки
Маленькие глазк
Есть у кошечки усы,
Очень длинные они.
Вот у кошки лапки,
Лапки цап царапки
И забавный хвостик
Кошка хвостиком махает
Ловко мышек догоняет.
Воспитатель :
- Что есть у кошки? (дети перечисляют)
-А вы про кошку стихи знаете?
- Кто хочет рассказать?
П. Воронько «Обновки»
Мы купили кошке,
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
Воспитатель:
-Мы же еще потешку про котика знаем.
-Расскажем кошечке про котика?
-А помогут нам картинки –подсказки. (мнемодорожка).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Воспитатель хвалит детей за выразительность.
Воспитатель:
-Ребятки пока мы рассказывали про котика наша кошечка уснула.
-Как можно разбудить кошечку? (позвать кис-кис, потрогать, поиграть)
Воспитатель предлагает позвать всем вместе, потом по очереди мальчикам идевочкам. Кошка не просыпается.
Воспитатель:
- Не хочет просыпаться. Давайте мы с ней поиграем
-Вы, ребятки, не зевайте и в кружочек все вставайте.
Игра « На лежанке у дорожки»
На лежанке у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И ребяток догоняет. (Дети убегают в домики - на стульчики)
Воспитатель:
- Ребятки, я про кошку интересный рассказ придумала.
-Хотите я расскажу?
-А помогут мне рассказывать картинки - подсказки.
Воспитатель рассказывает рассказ, сопровождая показом картинок, из которых выстраивает на доске мнемодорожку.
Это кошка Мурка.
-У кошки пушистая, серая шубка.
-У нее маленькие ушки, голубые глазки и длинные усы.
-Хвост у Мурки длинный пушистый.
-Кошка любит играть бантиком, ловить мышей, лакать молочко из блюдца. - Кто хочет рассказать про кошку?
Дети совместно с воспитателем рассказывают. (3-4 рассказа)
Воспитатель:
- Мне очень понравилось, как вы рассказывали про кошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....
Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.
Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...
Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...
мнемотаблицы
Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам
Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....