Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разного вида и моделирования ( тема, основное содержание); указан список используемой литературы; имеется приложение: информационная карта педагогического опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек»
Мастер-класс
«Дидактические игры и методические пособия своими руками».
Технологическая последовательность
изготовления пособия – тренажера «Снеговик».
Выполнил: Киреева Вера Леонидовна,
Воспитатель I квалификационной категории.
г.Серов, 2015
Цель мастер-класса: Познакомить с последовательностью изготовления авторского пособия – тренажера «Снеговик»; показать практическое применение в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
распространение передового опыта, внедрение новых технологий.
Категория слушателей: воспитатели, учителя-логопеды.
Форма проведения: семинар-практикум.
План проведения (структура):
- передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
- практическая работа (изготовление коллективного авторского пособия-тренажера);
- применение пособия в работе с детьми: показ презентации;
- выставка авторских пособий с аннотацией.
В ходе проведения мастер-класса слушатели:
- принимают участие в обсуждении полученного результата (готового изделия);
- предлагают для обсуждения собственные разработки пособий;
- участвуют в выставке авторских пособий.
Пояснительная записка.
Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями на современном этапе, является замена ценностей обучения на ценности развития ребенка.
Дошкольный возраст – сенситивный период, где формируется одна из базовых познавательных способностей – способность к моделированию. В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом исследователей метод наглядного моделирования рассматривается как одно из универсальных учебных действий.
Перспективным направлением совершенствования коррекционно –развивающего обучения в группе детей с речевыми нарушениями также является использование метода наглядного моделирования.
Данное пособие – модель было изготовлено как дидактический материал в ходе подготовки к комплексно-тематическому интегрированному занятию «В гостях у снеговика Семёна». Кроме этого, было заявлено на Всероссийский творческий конкурс «Снеговичок».
На протяжении сезона пособие использовалось как тренажер для решения ряда задач познавательного и речевого развития детей.
Изделие применяется в различных модификациях, легко трансформируется; многофункционально, вариативно, имеет коррекционную направленность.
Тренажер подходит для индивидуальных, подгрупповых занятий и упражнений с детьми от 3 до 7 лет, для самостоятельной деятельности, а также для оформления интерьера.
В комплект входит набор сменяемых материалов; предусмотрено последовательное усложнение игровых заданий в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей, моторно-двигательных умений и навыков. Все детали изделия крепятся при помощи деревянных втулок, легко разбираются и собираются, поворачиваются вокруг оси.
С помощью пособия возможно решение задач коррекционно-речевого направления познавательного и речевого развития.
Коррекционно-речевое направление.
- Формирование правильного физиологического дыхания, направленной воздушной среды. («ветрячок», сдувание «снежинок с рукавиц»).
- Развитие мелкой моторики рук (мозаика, шнуровка, нанизывание колец, действия с бельевыми прищепками).
- Развитие ориентировки в пространстве, меткости, глазомера («Попади «снежком» в цель).
- Закрепление навыков звукопроизношения в сочетании с движением руки (звуковые дорожки, звуковые разминки).
Познавательное и речевое развитие.
- Упражнение в прямом и обратном счете, знакомство с цифрами («двигаемся по стрелочке»).
- Закрепление и называние основных цветов и оттенков (действие с бельевыми прищепками, составление разноцветных бус в заданном чередовании цвета).
- Развитие психических процессов, эмоциональной отзывчивости («найди отличия», «что изменилось», «что неправильно» и др.)
- Различение и называние птиц, классификация и дифференциация («кто прилетел, кто улетел?»)
Последовательность изготовления и практическое использование
I этап. Подготовка основных и вспомогательных деталей
- Подбор коробок-кубов трех размеров (должны складываться по типу «матрешка»), катушек из-под скотча («руки» снеговика) и оклеивание белой бумагой.
- Детали для лица (пуговицы, муляж – морковка, тесьма красного цвета, красная или розовая бумага для «щек»).
- Силуэты – рукавички из цветного картона со снежинками на тесьме.
- Головные уборы (пластмассовое ведерко, вязаная шапочка, шляпа).
- Аксессуары – «бусы» (тесьма, кольца от пирамидок, бельевые прищепки разноцветные), ватные шарики, «гармошка».
II этап. Оформление кубов.
Нижний куб:
1 сторона – «звуковая дорожка» наклеена в форме спирали (шнурок цветной).
2 сторона – отверстия на одинаковом расстоянии для составления узоров из мозаики.
3 сторона – стрелочка по центру, по краям – снежинки на скотче, цифры.
4 сторона – декоративные кнопки на одинаковом расстоянии (шнуровка).
Средний куб – 1 сторона – «ветрячок» две боковые стороны – крепятся
поворотные «руки».
Верхний куб – «голова»
III этап. Составление «снеговика» в разных вариантах и действие детей с ним.
Пособие яркое, необычное, вызывает у детей живой интерес и желание действовать с ним.
Ожидаемые результаты (для ребенка):
- Пособие поможет развить конструкторское мышление, фантазию:
- Разовьет тактильные ощущения, моторику, глазомер;
- Поможет в изучение цветов и форм (у младших дошкольников);
- Разовьет усидчивость;
- Ребенок узнает на практике понятие слов «модель», «технология».
- Научится приемам моделирующей деятельности.
Предварительный просмотр:
Конструкт
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
ДОУ: МАДОУ № 16 "Тополёк", город Серов, Свердловская область.
Воспитатель: Киреева Вера Леонидовна, I квалификационная категория.
Тема: " Путешествие к насекомым"
Цель: использование метода игрового наглядного моделирования при закреплении и расширении знаний детей о насекомых.
Возрастная группа: дети седьмого года жизни.
Форма НОД: игровое комплексно - тематическое занятие
Форма организации: подгрупповая
Учебно - методический комплект: самостоятельная разработка на основе комплексной коррекционно-образовательной программы развития детей 4-7 лет с ОНР ( Н.В. Нищева).
Реализация образовательных областей: "познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, конструирование из разных материалов,
восприятие художественной и познавательной литературы.
Методы (приёмы) инноватики: метод моделирования, элементы ТРИЗ, экспериментирование.
Средства реализации:
наглядные: модели разного типа ( предметные, предметно-схематические, символические): круговая диаграмма " Смена времён года", модель классификации "Животный мир", модель Земли - глобус; схематические модели: " Внешний вид насекомых", "Кольцо превращений", модель " Взаимосвязи в природе"; предметная модель "Крылья бабочки", "Бабочка-"Павлиний глаз", "Кокон" ( бигуди со шпагатом), "Модель хоботка бабочки"- дудочка-язычок), модель "Покровительственная (маскирующая) окраска", модель "Разноцветные тропинки";
предметный набор "Насекомые", шапочки для игры " Кольцо превращений".
литературные: стихи и загадки, энциклопедия "Почемучка".
мультимедийные: компьютерная презентация.
музыкальные: музыкальное сопровождение при проведении игр и релаксирующих упражнений.
оборудование: магнитная доска, столы с раздаточным материалом.
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы:
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, речевой , художественно-эстетической деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
- проявление интереса к речевой, познавательной - исследовательской и конструкторской деятельности;
- самостоятельность в исследовании и изучении внешнего вида и строения насекомых на примере бабочки;
- активность, творчество в выполнении различных видов деятельности; предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
- инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
- владение способами обследования предметов (объектов) зрительным и осязательно-двигательным путём, по образцу, инструкции педагога и самостоятельно; создание интереса к моделирующей деятельности.
- овладение учебными действиями на основе ФГОС ( умение анализировать и обобщать; классифицировать факты, явления и абстрактные понятия; сравнивать, устанавливать причины явлений и их следствия, участвовать в диалоге).
ЗАДАЧИ образовательной программы | ЗАДАЧИ с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: формировать у детей интерес к окружающему миру природы; расширять знания и представления детей о насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проялений) посредством игр моделирующего характера. Коррекционно -развивающие: активизировать память, мышление и внимание детей; развивать слуховое и зрительное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать мелкую моторику; обогащать словарный запас; развивать связную речь; творческую активность; автоматизировать произношение свистящих и шипящих звуков в игровой ситуации. Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающей природе, к насекомым; воспитывать познавательный интерес к природному окружению; формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий. | Активизировать речевую и двигательную деятельность Андрея Ш, Саши Ш. при выполнении игровых упражнений . Обратить внимание на правильное произношение звуков, дикцию, темп речевых высказываний у Влада С., Миши Н., Ариши К., Андрея Ш. Помочь Вике Г., Максиму В., Матвею З. в выполнении заданий при работе со схемами. |
Этапы (последовательность) Деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия( деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Планируемый результат |
Мотивационно-побудительный Создание мотивационного поля. Эмоциональное погружение. Организационно-поисковый. Актуализация знаний Обобщение Обобщение Опора на имеющиеся знания детей. Сообщение новых знаний, постановка проблемных вопросов Подведение итога Сообщение новых сведений Непосредственная практическая деятельность. Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию. Сообщение новых знаний, выполнение практических действий. Введение нового персонажа. Практические действия с моделями. Упражнения на релаксацию. Творческая работа Игровая деятельность Проблемная ситуация Обобщение воспитателя Рефлексивно-корригирующий Итоговая мини-беседа Припоминание всех заданий, выполненных детьми. Самоанализ полученных знаний. | Приветствие " Солнечный лучик": руки кверху мы поднимем, Лучик солнечный возьмём. Мы его к груди прижмём и гостям его пошлём. Фонопедическое упражнение "Весной" (слайд № 2) Сюрпризный момент: Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:"Раз,2,3,4,5 - будем мы весну встречать!" Мини-беседа "Что вы видите вокруг?"(слайд №3)
Куда бы мы ни пошли- в сад, в лес, на луг- повсюду нас окружают маленькие незаметные соседи-насекомые! Этих маленьких животных можно найти в любом уголке земного шара.
Называются они насекомыми потому, что у многих из них словно насечками тело разделено на несколько частей. (слайд №4) Чем еще насекомые отличаются от других животных, кто как думает? ( их тела состоят из 3-х частей- голова, грудь, брюшко; у каждого из них по 6 лапок, почти у всех есть крылья (2 или 4), т.е. они способны летать. Насекомые нужны многим (птицам, зверям, рыбам). Нужны ли цветам насекомые? Давайте будем рассуждать, для чего нужны цветам насекомые? (слайд №5) "Для того, чтобы цветов было много, нужно, чтобы кто-то обязательно переносил пыльцу с цветка на цветок. И делают это..., правильно - пчелы, осы, шмели и, конечно, красавицы-бабочки - к их мохнатым лапкам и брюшку прилипает желтая цветочная пыльца, которую они переносят с цветка на цветок. Поэтому, эти крылатые насекомые очень полезны. Не надо их ловить - лучше внимательно понаблюдать за ними. А с помощью чего мы можем за ними наблюдать? (слайд № 6) Оказывается, у бабочек удивительные крылышки: они покрыты цветными чешуйками, которые имеют огромное значение. Чешуйки, уложенные на крыле бабочки, подобны черепице на крыше дома (слайд №7) Чешуйки защищают крылья бабочки от повреждений. Тронь крыло - чешуйки сотрутся и бабочка не сможет летать. Задает вопрос: А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания? (слайд № 8,9,10) Игра -превращение " В поле бабочка летала", Игра "Разложи по-порядку" (этапы появления бабочки); Игра "Кокон" (наматывание шпагата на бигуди) Устали бабочки летать, опустились на цветы, пить захотели. Давайте подумаем, как бабочка пьет, как люди или как животные? Рот бабочки - это свернутый, как спираль, прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет нектар (сладкий сок растений), хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.(слайд № 11) Чтение авторской сказки "Приключение Колобка" (слайд № 12) Вопрос от "Колобка": "Как насекомые спасаются от врагов?"(слайд №13,14, 15) Игровое упражнение "На лесной полянке" "Давайте снова мысленно перенесемся на лесную полянку. Закрывайте глаза и представьте, сколько вокруг цветов, сколько над ними порхает прекрасных, изумительных бабочек - и больших, и совсем маленьких. На крыльях бабочек - яркие пятна и пестрые узоры. И вдруг- опасность! "(хлопок в ладоши). Дети открывают глаза Изготовление "бабочек" из конфетных оберток (фантиков) способом перекручивания. Игра - превращение " Раз,2.3 - насекомые все мы!" Речедвигательная гимнастика-игра со звукоподражанием "Жуки и комарики" Игра с элементами ТРИЗ "Хорошо-плохо". Вопрос: Что произойдет с нашей природой, если насекомые исчезнут?" (слайд № 16,17,18). Что выбираешь ты? (слайд №19) " В живой природе все взаимосвязано. Деревья, травы, насекомые, птицы не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Насекомые -это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять". "Сегодня мы поговорили об основных особенностях внешнего вида насекомых... А дальше сами расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия, что вам понравилось, что огорчило? А, может быть, вы все это уже знали? А еще КОЛОБОК мне на прощание рассказал интересную историю, а я расскажу ее вам, но это будет уже в следующий раз. | Педагог начинает приветствие, настраивающее детей на радостное содержательное общение. Выполняет движения вместе с детьми. Обращает внимание детей на макет цветочной поляны, на макет " Животный мир" Обращает внимание на строение тела насекомых. Поощряет детей к высказыванию. Подводит итог после обсуждения. Активизирует мыслительную деятельность детей с помощью проблемных вопросов Выслушивает ответы детей .Предлагает детям внимательно послушать рассказ и рассмотреть подвижную модель бабочки. Организует детей на игру, помогает распределить роли. Выслушивает все варианты ответов детей. Предлагает детям попробовать подуть в трубочки-язычки. Выставляет модель "Покровительст венная окраска насекомых". Вовлекает детей в обсуждение. Показывает модель бабочки "Павлиний глаз". Предлагает детям выбрать материал для изготовления "бабочек". Советует мальчикам изготовить крупных бабочек, а девочкам -мелких. Оказывает помощь некоторым детям. Предлагает оказать взаимопомощь. Предлагает детям встать в круг-"полянку", полетать, "пожужжать" (мальчикам), "позвенеть" (девочкам) Активизирует детей на высказывания своего мнения. Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний. | Включаются в совместную деятельность, стоя по кругу. Выполняют движения в сочетании со звукоподражанием. Выстраивают порядок и последовательность на круговой диаграмме "Времена года" Совместно с педагогом выполняют действия с предметной моделью . Дети показывают деление тела насекомого на части рубящими движениями ребром ладони по своей руке. Слушают рассказ и включаются в обсуждение Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, выражают собственные суждения, совместно решают проблемную ситуацию. Выполняют практические действия с моделью крыла, покрытого тонким слоем цветной пудры. Наблюдают за преобразованиями. Пытаются самостоятельно решить поставленную задачу. Выполняют движения в соответствии с текстом, учатся договариваться. Предлагают свои варианты ответов, спорят, доказывают. Находят под стульчиками "хоботки" и с удовольствием дуют в них. Выполняют действия с цветными полосками-"дорожками" и мелкими изображениями насекомых; сравнивают, подбирают, делают выводы. Сидя на стульчиках с закрытыми глазами, представляют себя на лесной полянке. Наблюдают за действиями взрослого, по- очереди действуют с моделью. Задают вопросы. Дети выбирают материал, свободно передвигаются в пространстве и находят свое рабочее место. Ориентируясь на образец (некоторые дети), и проявляя свою собственную фантазию изготавливают поделки. Дети играют, фантазируют Вовлечены в совместную со взрослым активную мыслительную деятельность Выражают свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности. | Создается положительный настрой. Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков. Формируется умение классифицировать и делать выводы. Активизируется словарь. Осуществление условных действий в имитационном показе. Активизируется внимание, развивается логическое мышление. Развитие связной диалогической речи с элементами монолога. Формируются практические действия. Создание стойкого познавательного интереса. Стремление к получению новых знаний и практических навыков. Готовность детей к общению в совместной деятельности. Формируется умение рассуждать. Умеют правильно выполнять физиологический выдох в трубочку. Сформировано зрительное внимание. Развивается мелкая моторика, творческие способности, зрительное внимание. Самостоятельное владение способами получения новых форм по образцу, инструкции педагога и самостоятельно. Сформировано понятие, что в живой природе все взаимосвязано. Связно, внятно, логически грамотно отвечают на поставленные вопросы. Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения. |
Разработчик: воспитатель первой квалификационной категории Киреева Вера Леонидовна.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Тополек»
Опыт работы
Тема: «Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой».
Составитель: Киреева Вера Леонидовна,
воспитатель МАДОУ детского сада №16
I квалификационной категории
Серов, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...
Актуальность темы……………………………………………………………….
Роль метода моделирования в процессе ознакомления детей
с природой, предметным миром…………………………………………………
- Этапы работы по использованию моделей
- Место метода моделирования в организации образовательного процесса
Опыт работы с детьми по теме…………………………………………………..
- Алгоритм построения занятия углубленно-познавательного типа «Знатоки птиц»
- Результативность занятия
Заключение…………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………….
Приложение ………………………………………………………………………..
… Ребенок не должен бояться, что его вдруг спросят на занятии, а он не сможет ответить…
Где же гуманность методов, если они затрудняют ребенку процесс познания и отталкивают его от знаний, осложняют жизнь, отношение к близким ему людям?
Ш.А.Амонашвили
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым?
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, образования. Принципы личностно - ориентированной дидактики предусматривают вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей. Задача воспитывающего – помочь ребенку совершенствоваться в выбранных им видах деятельности, суметь подобрать такие проблемы познания, которые близки и интересны ребенку; использовать такие способы познания, где бы и педагог и ребенок могли бы взаимодействовать.
Концепция дошкольного воспитания позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно- ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания сос сферой воспитания детей дошкольного возраста.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Суть его – в процессе целенаправленного педагогического воздействия формирование у детей начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые рядом с ним.
Экологическая культура выделена как одна из пяти содержательных линий Государственного образовательного стандарта (национально региональный компонент) общего образования, реализуется через комплекс занятий и в повседневной деятельности детей, посредством всех образовательных областей в работе дошкольного учреждения.
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса.
Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем (наглядные, словесные, практические). Однако наряду с традиционными методами педагог в ходе целенаправленной работы с детьми овладевает разнообразными современными образовательными технологиями: мнемотехникой, элементами ТРИЗ, организацией экспериментальной деятельности детей.
Особое значение имеет овладение педагогом методами игрового проблемного обучения и наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования разработан на основе исследований известного детского психолога Л.А.Венгера.
Сущность этого метода заключается в том, что привлечение моделей помогает развить у детей важнейшие операции мышления.
По мнению Л.А.Венгера «основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования».
В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования разработан кандидатом пед. наук Н.А.Кондратьевой, одним из авторов программы «Детство».
Экологическое воспитание и обучение дошкольников основываются на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, трудовую, изобразительную деятельность. Но познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством данных методов – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в стадии становления.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, Ж. Пиаже, А. Запорожца и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Это одна из сторон рассматриваемого вопроса.
Опыт работы с детьми, страдающими различной речевой патологией показал, что они без радости включаются в учебную деятельность, у них неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы; они мало проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды; не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Кроме того, дети не умеют грамотно излагать свои мысли, теряют основную нить рассказа, путают или забывают события, нет последовательности в изложении содержания.
Значит, очень важно пробудить у детей с общим недоразвитием речи интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру, и тем самым облегчить процесс познания.
Это отвечает одному из принципов гуманизации педагогики – принципу игрового познания.
Поэтому, обратила особое внимание на использование метода моделирования в работе с детьми с общим речевым недоразвитием.
Следует отметить, что о наглядном моделировании, как одном из важных методов коррекционной работы с дошкольниками, шла речь в докладе Н.В.Новоторцевой на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования ХХI века».
Из всего сказанного обозначена тема работы «Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (с общим речевым недоразвитием).
Цель: показать эффективность использования моделей и процесса моделирования (моделирующей деятельности) при ознакомлении детей с миром природы, экологическом воспитании;
Его значение в процессе понимания, запоминания и воспроизведения содержания. Показать, что данный метод является оптимальным в достижении каждым ребенком целей Российского образования, предусмотренных Государственным образовательным стандартом (НРК) образования в период детства.
Задачи работы с детьми:
- Облегчить процесс понимания, запоминания и воспроизведения материала; процесс становления связной речи при ознакомлении детей с миром природы, экологией, предметным окружением.
- Развивать способность к опосредованному решению познавательных задач, используя вспомогательные средства (символы, знаки, рисунки, схемы и т.д.), у детей с общим речевым недоразвитием.
- С помощью метода моделирования облегчить ребенку процесс познания, делая обучение более доступным, наглядным.
Самостоятельное мышление, понимание глобальных проблем человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексия, воспитание заботливого и ответственного отношения к себе и миру вокруг – вот набор ценностей системы дошкольного образования ХХI века.
Современная система дошкольного образования России развивается как вариативная. Вариативность достигается за счет многообразия образовательных программ и педагогических технологий, методик воспитательно –образовательной работы с детьми.
Изучив ряд программ экологического воспитания дошкольников, свой выбор остановила на комплексной программе «Детство» (раздел «Ребенок открывает для себя мир природы»), парциальных программах Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»), С.Н.Николаевой «Юный эколог». Не менее ценными в практической работе с детьми является методика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данных методических пособиях акцентировала внимание на разделах, в которых обстоятельно описывается метод моделирования. Дополняя и адаптируя пособия для моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности детей, опиралась на материал парциальной программы экологического образования детей «Мы» (Н.Н.Кондратьева и др.),интерпретировала опыт педагогов-практиков, представленный на страницах научно-методических журналов. Некоторые варианты моделей разработаны в ходе практической деятельности.
В работе использованы разные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические) в зависимости от вида и типа занятия, вида деятельности, уровня подготовленности детей, возраста.
Работа по использованию моделей проводилась в определенной последовательности:
I этап
- Предварительное ознакомление детей с объектами природы (наблюдения, занятия по рассматриванию), создание познавательно-информационной базы (чтение, беседы, игры и игровые упражнения).
- Изучение модели (рассматривание, практические действия)
- Знакомство с предметно-схематической моделью (сравнение картинки и символа, объяснение)
- Демонстрация предметно-схематических моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
- Демонстрация моделей предметно-схематических для обобщения и систематизации знаний детей (формирование понятий).
II этап
- Абстрагирование. Замена предметно-схематической модели на схематическую (графическую).
III этап
- Самостоятельное придумывание и конструирование предметных моделей, предметно-схематических и графических.
Моделирующая деятельность.
Когда дети хорошо поняли, для чего нужна модель и как с ней действовать, поупражнялись в использовании отдельных видов моделей, стало возможным сочетание разных видов моделей при изучении отдельной темы или раздела работы.
Например, при изучении темы «Комнатные растения», после рассматривания и сравнения листьев и цветов по цвету, форме, величине, характеру поверхности и пространственному расположению ввела модель сенсорных признаков для абстрагирования цвета и замещения характера поверхности частей растений (полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета и разной фактуры – гладкая, блестящая, плотная, бугристая, шероховатая, мягкая, ворсистая, колючая и др.
Знания по теме «Уход за комнатными растениями» были закреплены с помощью модели трудового процесса (предметные картинки в сочетании с символами, отражающий последовательность выполнения действий по уходу за комнатными растениями, особенности ухода за разными видами растений).
Широко использовала демонстрацию предметно-схематических и графических моделей в процессе сравнения объектов природы, нахождения признаков их отличия и сходства на занятиях по рассматриванию и составлению описательных рассказов (Помидор и яблоко. Лошадь и белка. Еж и морж. и т.д.). Использование модели, отражающей алгоритм классификации, дало положительный результат на занятиях по обобщению и систематизации знаний детей при формировании понятий: птицы, рыбы, звери, насекомые.
Дети научились без особого труда вычленять общие и специфические для того или иного класса животных признаки (обобщающие занятия «Что мы знаем об акулах», «Знатоки птиц», «Что такое природа?», «Медведи» и др.).
Изучая тему «Насекомые», модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» дала возможность показать детям одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная и маскирующая окраска покровов (модель бабочки, модель лесной поляны, модель леса и Севера). Для детей подготовительной к школе группы использовалась более упрощенная в цветовом исполнении модель.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы будет наиболее продуктивным, если они сами будут активными участниками процесса познания. Большую помощь в этом оказывает моделирующая деятельность. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Это и календари природы разных типов (календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, календарь наблюдений за развитием и ростом растений, календарь наблюдений за птицами).
С целью формирования у детей представлений о родном городе, крае, воспитания на этой основе познавательного интереса и любви к Уральской природе, разработали и изготовили вместе с детьми модель – карту Урала, на которой поместили представителей растительного и животного мира. Предварительно замысел по созданию модели обсудили с детьми, чтобы она была понятна и интересна, несколько раз рассматривали и сравнивали объемную модель Земли – глобус.
Следует отметить, что многие модели многофункциональны, могут использоваться на разных видах занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей, в играх, для проведения диагностических упражнений. На основе моделей создала разнообразные дидактические игры («Кто где живет?», «Что вредно, что полезно для растений?», «Солнышко и лес», «Что за чем?».
Данный материал успешно претворялся в практическую работу с детьми. В результате, использование моделей позволяло демонстрировать существенные экологические связи в природе. Положительные результаты усвоения детьми материала доказывают, что данный метод и процесс моделирования являются эффективным способом более легкого перехода от наглядно образного мышления к абстрактному, а значит и более легкому усвоению некоторых сложных и скрытых от понимания детей явлений и связей в природе.
Сопоставление результатов обследования детей с помощью диагностических игровых упражнений демонстрирует картину их достижений – развитие представлений о природе, экологически целесообразное поведение в природе, правильное взаимодействие с растениями и животными, развитие чувственной сферы.
Так, при проведении игровых упражнений с диагностической целью выявить знания детей о природе (Что мы знаем о природе? Что такое природа?), их отношение к природе, только 15% детей старшего дошкольного возраста смогли дать правильные, логически обоснованные ответы; 10% отказались отвечать из-за незнания или неуверенности, 25% - знания имеются, но не смогли выразить свои мысли последовательно, 50% - смогли ответить только на часть вопросов, опираясь на чувственный опыт.
После практического применения в работе с детьми некоторых видов моделей, например, «Что такое природа? (живая и неживая)» , подвижных моделей насекомых, моделей – схем для обобщения и систематизации знаний. Формирования понятий о разных группах животных и растений, знания , умения и навыки детей приобрели систематический характер, дети накопили много конкретных знаний, что дало возможность для дальнейшего формирования обобщенных представлений, провести с ними занятия углубленно – познавательного типа, с помощью моделей и других форм наглядности показать экологические зависимости природы.
Остановлюсь более подробно на методической разработке занятия по ознакомлению детей с птицами, на котором наиболее ярко прослеживается использование наглядных пособий, последовательность введения моделей и собственно моделирование.
Занятие проводилось в помещение театральной студии, где была создана предметно-развивающая среда, отражающая природу Уральского края, в форме игры по типу «Что? Где? Когда?».
Дети выступали в роли «знатоков», воспитатель – в роли ведущего. Вопросы к детям в конвертах «присылали» птицы – жители Уральского края: воробей, сорока, ворона, голубь, сова, дятел, синица, снегирь (контурное изображение птиц).
О птицах сложено много песен, стихов, загадок, поговорок, поэтому художественное слово присутствовало на протяжении всего занятия. Прежде чем прочитать вопрос, дети должны были отгадать загадку – описание о птице, которая его прислала. У детей это не вызывало затруднений.
Расстановка пособий была продумана в соответствии с алгоритмом занятия: игры, игровые упражнения и разного рода задания постепенно усложнялись. Целесообразность в ходе занятия использовалась грамзапись (голоса птиц, звуки природы).
Занятие носило обобщающий характер, поэтому предполагало разнообразную предшествующую работу.
Формирование начал экологической культуры у дошкольников основано в первую очередь на наблюдениях.
В циклах наблюдений за птицами на прогулках и за попугаями в группе рассматривали и уточняли внешние особенности птиц, знакомились со способами передвижения по земле и по воздуху птиц разного вида, наблюдали за взлетом и посадкой птиц. Дети пришли к выводу, что во время полета силуэт птицы меняется, хвост и крылья раскрываются веером. Рассматривая внешние особенности птиц, обратили внимание на то, что разные птицы имеют разную длину ног, отсюда разные способы передвижения и длина шага.
Для подтверждения и проверки полученных знаний использовали практические действия с моделями и моделирующую деятельность: действия с длинными и короткими «ногами» из картона (игра – соревнование «Кто быстрее из птиц дойдет до финиша?»); изготовление веера-хвоста из бумаги. Дети убедились в ходе практических действий с моделями, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем птица или животное быстрее перемещается в пространстве; большая поверхность крыльев и хвоста создается за счет того, что перья могут складываться и раскрываться, как веер.
Знания, полученные во время наблюдения, дополнялись и уточнялись во время чтения художественных текстов, рассматривания иллюстраций, просмотра диафильмов и диапозитивов, составления описательных рассказов. В группе поместили календарь наблюдений за птицами.
Параллельно с этой работой постепенно знакомила детей с предметно-схематическими моделями, графическим изображением.
В итоге получился комплект карточек – 11 символических классификационных признаков, способствующий формированию обобщенных представлений о птицах и умению составить связный последовательный рассказ.
Занятие было построено по определенному алгоритму, в каждой части разнообразие наглядных пособий, все задания построены на игровом материале, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. На каждом этапе вводила какую-либо модель (карточку – схему с классификационными признаками птиц): среда обитания, время обитания, вид гнезда, способ передвижения и т.д. Это дало возможность на конечном этапе занятия собрать вместе все карточки – схемы, необходимые для составления последовательного рассказа.
Особый интерес вызвали у детей следующие упражнения: «Кто как улетает в теплые края?», «Чье гнездо?», экспериментирование «Почему птицы могут летать?» с последующей практической работой.
Следует отметить, что все дети были активны, задавали вопросы, с удовольствием выполняли задания, помогали друг другу. Возвращаясь к уже выполненным заданиям, дети смогли увидеть возможности многовариативности их выполнения.
Много внимания было уделено на занятии приемам, способствующим речевой активности детей, включению речевых гимнастик, динамических пауз и развитию общей и мелкой моторики, правильному звукопроизношению.
Результативность проведенного занятия углубленно-познавательного типа: дети показали знания, умения и навыки, которые были накоплены в процессе планомерной предшествующей работы. На их основе можно учить дальнейшей классификации объектов природы, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях. Это хорошая возможность широкой умственной подготовки детей с общим речевым недоразвитием.
На данном занятии хорошо прослеживаются у детей навыки учебной деятельности: все без исключения внимательно слушали вопросы и пояснения, ответы сверстников, учились рассуждать и встраивать свои суждения в коллективную беседу; самостоятельно смогли сделать вывод и выстроить умозаключение: птицы – это часть живой природы, они нуждаются в питании, воздухе, они растут и размножаются.
Предлагаемый перспективный план отражает систему построения работы по формированию экологической культуры у детей в определенном логическом порядке. План разработан в соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования (Н.Михайленко, А.Короткова «Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. Методические рекомендации»).
Заключение
Наука сегодня еще не дает ответа на вопрос, с каким «даром» пришел человек на землю, в какой области он будет наиболее удачлив. Задача взрослого – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.
Цель работы – показать эффективность использования метода моделирования; метода, развивающего умственные способности детей; метода, облегчающего процесс познания, - достигнута.
У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность: зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося какой-либо наглядностью, практической деятельностью, - позволяет значительно быстрее вспомнить содержание разговора, беседы, познавательного рассказа.
Система по использованию в работе с детьми метода моделирования, как одного из эффективных методов наглядности, имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой кроры, она открывает широкие возможности для более эффективного запоминания, осознания детьми сложных процессов, происходящих в природе, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
Последовательность введения моделей и моделирования при ознакомлении детей 5 – 7 лет с природой.
Тема | Содержание |
Живое и неживое | Придумывание условных знаков для обозначения живой и неживой природы. Составление предметно-схематической модели с набором картинок. |
Растения и животные | Придумывание совместно с детьми условных обозначений животных и растений. |
Основные факторы неживой природы | Знакомство с условными знаками – символами: свет, тепло, почва, вода. |
Растения в уголке природы | Составление моделей условий жизни растений, сходных и различных по внешнему виду, условиям содержания (потребность в свете, поливе). |
В гости к зиме | Анализ круговой диаграммы «Смена времен года» с использованием знаков – символов (признаки зимы). |
Зима и снег | Изготовление диаграммы «Уютная норка для мышки». |
Где и как зимуют насекомые | Демонстрация стадий развития бабочки. Изготовление макета «Где зимуют насекомые?» |
Круглый год | Плоскостные и объемные модели года |
Посадка лука, овса | Модель зависимости состояния растений от условий содержания, условий освещенности. |
Части растения
| Составление модели строения растения. Подбор условных знаков – символов к каждому виду корней, стеблей, видоизменений листа, плода. Изготовление модели цветка. Модель-игра «Построим цветок». |
Семена – дети растений | Моделирование условий, необходимых для проращивания (прорастания) семян. |
Первоцветы | Моделирование условий роста первоцветов. |
Насекомые | Модель – бабочки (защитная окраска). Подвижные модели насекомых (божья коровка, гусеница). |
Из жизни леса | Модель дерева. «Этажи леса». |
Земля – наш общий дом | Глобус – модель Земли. Карта Урала. |
Список литературы
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Бондаренко Т.М. – Воронеж: Учитель, 2002
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Бондаренко Т.М. – Воронеж: Учитель, 2002
- Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Грехова Л.И. – М: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ Иванова А.И. –М: ТЦ Сфера, 2003
- Кондратьева, Н.А. МЫ. Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н.А.- СПб: Детство-Пресс, 2002
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Молодова Л.П. – Минск: Асар, 1996
- Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Мариничева О.В. – Ярославль: Академия развития, 2002
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада/ Николаева С.Н. – М: Просвещение, 2002
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С.Н. – М: Академия, 1999
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Николаева С.Н. – М: Просвещение, 2002
- Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников/ Николаева С.Н. – М: Мозаика-Синтез, 2002
- Николаева, С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольника./ Николаева С.Н., Комарова И.А. – М: Гном и Д, 2003
- Рыжова, Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники /Рыжова Н.А.. – М: Линка-Пресс, 2002
- Рыжова, Н.А. Я и природа/ Рыжова, Н.А. – М: Линка-Пресс, 1996
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационная карта педагогического опыта
воспитателя МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 «ТОПОЛЁК» Киреевой Веры Леонидовны, первая квалификационная категория.
1.Тема педагогического опыта (ИПО) | Метод наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. |
2.Источник изменений | Наличие реальных противоречий между необходимостью эффективной коррекции всех компонентов речи детей с речевыми нарушениями, объективным ростом требований к уровню развития речи воспитанников на момент поступления в школу и недостаточностью современных инновационных технологий , раскрывающих алгоритм эффективной коррекции познавательно-речевых функций. Инновационные подходы к развитию и воспитанию детей с речевыми нарушениями; Методические новинки и творческие разработки отдельных специалистов и творческие коллективные проекты; Элементы здоровьесберегающихтехнологий. |
3. Идея и условия изменений | Изучение банка педагогической информации, инновационных игровых технологий. Исследовательская, поисково-изобретательская деятельность:
Создание оптимальных условий :
Составление программы развития связной речи детей посредством метода моделирования:
|
4. Результаты изменений | Рост интереса детей к познавательно-речевым занятиям с использованием игр и игровых упражнений, основанных на методе наглядного моделирования, к моделирующей деятельности; Положительная динамика в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы; Развитие процессов восприятия, запоминания, воспроизведения текстового материала; Сократился срок постановки и автоматизации звуков в самостоятельной речи ( 85%); Значительные улучшения в умении составлять связные описательные рассказы (89%); пересказы текстов и заучивание стихов (95%); Стойкие положительные результаты при обучении элементам грамоты, в овладении ими навыками звуко-буквенного анализа и синтеза (отзывы учителей и родителей) |
5. Новые компетенции (участие, результаты в профессиональных конкурсах различного уровня) Способы трансляции инновации. | ГМО молодых специалистов «ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА «УСПЕХ» (сообщения из опыта работы): «Элементы инновационных технологий в развитии связной речи у детей»; Презентация «Обучение элементам грамоты детей в период подготовки к школе» и выставка учебно-методического материала. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ №6.8.16: метод наглядного моделирования в развитии связной речи детей. Мастер-класс для воспитателей старших групп городского сообщества: метод наглядного моделирования в экологическом воспитании детей. Городской профессиональный конкурс «Воспитатель года». (1 место): интегрированное занятие «Путешествие к насекомым» Конкурс УО Серовского городского округа «Использование активных методов обучения». (2 место): интегрированное занятие « Лебединые истории» Муниципальный конкурс «Моя педагогическая копилка»: пособие – тренажер «Снеговик»):(1 место). Показной День защиты детей (интегрированное занятие «О пожаре и пожарных») |
6. Срок реализации инновации | Данная работа рассчитана на период: 2010 – 2013 год с последующими модификациями ( изменениями и дополнениями) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста
Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»
Насоящий проект напоавлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики...
Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»
Данный проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей дошкольного возраста методами логоритмики....
Речевое развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей для речевого развития детей при ознакомлении с художественной литературой. Цель данной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личнос...
План самообразования " Использование метода синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Технология - открывающая творческие, интелектуальные и речевые возможности....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экс...