НОД по развитию речи "Кошкин дом "
план-конспект занятия по развитию речи

Борисова Валентина Владимировна

Закрепить правила поведения при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

 "Кошкин дом"

Тема: «Кошкин дом».

Цели:

  1. формирование у детей  необходимых для жизни социально значимых навыков,
  2. развитие коммуникативной компетентности детей,
  3. формирование культуры поведения и общения.

Задачи:

  1. Формировать умение выполнять действия по подражанию действиям  внеречевыми средствами общения. Учить детей использовать информацию,   извлеченную  из   картинок, жестов, символов.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие  на основе упражнений в узнавании и соотнесении. Расширять пассивный словарь.
  3. Способствовать формированию представлений о правилах пожарной безопасности быту и на улице.
  4. Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении: бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань.
  5. Учить правильно, действовать в различных ситуациях при пожаре через восприятие художественной литературы произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом».
  6. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких, находчивость, доброжелательность

Материал и оборудование:

Предметы и иллюстрации, телефон, пожарная машина, книга О.Корнеевой «Кошкин дом», раскраски, карандаши.

Формы работы: беседы, решение проблемных ситуаций, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Ход занятия

I. Орг. момент

Соберемся дети в круг –

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы друг другу,

Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

 

II. Основная часть

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Загадка

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягонькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Воспитатель: - Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! 

- Послушайте, дети! Мне кажется, кошечка плачет?
 О чем вы, кисоньки, плачете?
(Демонстрация иллюстрации к потешке.)
Чтение потешки « Загорелся Кошкин дом»
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом, 
Идет дым столбом! 
Кошка выскочила! 
Глаза выпучила. 
Бежит курочка с ведром 
Заливать кошкин дом, 
А лошадка - с фонарем, 
А собачка - с помелом, 
Серый заюшка - с листом. 
Раз! Раз! 
Раз! Раз! 
И огонь погас!
Воспитатель: -Очень грустная история. Кошка, как случилось, что твой дом загорелся? (Воспитатель подносит кошку к своему уху и делает вид, что внимательно слушает кошку.) Послушайте, что мне рассказала мама кошка.
- Как-то мама-кошка ушла в магазин, а котята остались одни дома. Они увидели, что на столе лежит спичечный коробок, и решили поиграть. Начали зажигать спички. Один из котят обжог спичкой лапку. Он заплакал от боли и уронил горящую спичку на коврик. Коврик загорелся. Огонь с коврика перекинулся на другие вещи. Котята очень испугались. Они стали громко плакать и звать маму. Тут пришла мама и вывела котят из горящего дома, а дом сгорел. Вот видите, дети, какая большая беда от маленькой спички. 

Воспитатель показывает спички и произносит загадку:

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

Дети: Это спички!

Воспитатель: Спички прошептали мне на ушко, что очень хотят поиграть с вами. Они предлагают их зажечь. Они будут гореть ярко, и всем будет тепло и весело. Ребята, может кто-то из вас хочет поиграть со спичками?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему нет? Скажите, ребята, разве можно маленьким деткам брать спички, да ещё и зажигать их без присмотра взрослых?

Дети: Детям спички брать нельзя! Может возникнуть пожар! Можно обжечься!

Для забавы, для игры

Спички в руки не бери!

Не шути дружок с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны спички? (Обратить внимание на схему)

Дети: Спички нужны, чтобы зажигать газовую плиту, свечку, костер, печку. Это могут делать только взрослые.

Воспитатель:  

Игра: Доскажи предложение:

-Чтобы не было беды надо хорошо знать правила!

- Давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности?

Спички нельзя … (брать) ;

Газ нельзя… (зажигать) ;

Утюг нельзя… (включать) ;

В розетку пальцы нельзя… (вставлять) .

Чего нельзя делать детям?(ответы детей)

- Нельзя брать в руки спички, зажигалки.

- Нельзя зажигать газовую плиту.

- Не включать утюг и другие электроприборы.

- Не влезать предметами в розетки.

Воспитатель: «Отгадайте загадку».

Если дым валит клубами,

Пламя вьётся языками,

И огонь везде и жар

Это бедствие - … (пожар) .

Воспитатель: Совершенно верно, от неосторожного обращения с огнем может возникнуть пожар. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют, сжигают все на своем пути.

Малоподвижная игра: 

Давайте представим, что вы – маленькие огоньки (садятся на корточки). Сначала вы потихоньку горели, потом стали разгораться, больше, выше, выше (встали на носочки). Вот какой высокий огонь разгорелся.

Воспитатель: - Чем можно тушить огонь? (Ответы детей)
-Молодцы, правильно водой,песком.
- Кто тушит пожары? (Пожарные)
-Как же пожарные узнают, что начался пожар? (Им звонят по телефону и говорят где начался пожар.)
-Какой номер нужно набрать, если случился пожар? 

 Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль – один» мы наберем

Мы пожарных позовем!

-  Как правильно вызвать пожарных? Отв. детей.

-“01”. Молодцы! Запомните, по этому номеру мы вызываем пожарных

 (Набрать номер 01, четко,ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж) .

-  А сейчас нам пора показать как быстро и правильно звонить по телефону в пожарную часть. (Несколько детей набирает номер и указывает адрес) .


-Что нельзя делать, чтобы пожар не начался? (Ответы детей)

 А сейчас мы поиграем в игру «Хлопай-топай». 

Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если названные действия могут привести к пожару – топайте:

- рисование (хлопают) ;

- чтение (хлопают) ;

- поджигание бумаги (топают) ;

- пение (хлопают) ;

- лепка из пластилина (хлопают) ;

- вырезание из бумаги (хлопают) ;

- игра с зажигалкой (топают) ;

- зажигание свечки (топают) ;

- чтение стихотворений (хлопают) ;

- игра в мяч (хлопают) ;

- поджигание сухой травы (топают) .

Послушайте стихотворение:

Красная машина по дороге мчится,

Ей на месте поскорей нужно появиться,

Там огня необходимо погасить лавину-

Все зовут пожарной красную машину.

«01»-две эти цифры часто набирают;

Значит, осторожными не всегда бывают.

(В. И. Мирясова.)

- Правильно, ребята! Пожарная машина всегда красная, чтобы её было видно издалека.

Красный цвет- цвет тревоги, цвет огня!

- А как едет пожарная машина, быстро или медленно? (быстро)

- А как называются люди, которые спасают от пожара? (спасатели, пожарные)(Картинка) .

- Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно, слышно сирену.

- Как звучит сирена? (у- у - у - у) .

- Ребята, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины? (инструменты: шланг, топор, лопата и т. д.)(Картинка)

- Как шипит вода, выливаясь из шлангов? (ш-ш-ш-ш) .

Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.

Воспитатель: Дети, представьте, что в квартире возник пожар, а вы там одни

без взрослых, что делать? Отв. детей (Плотно захлопнуть дверь в квартиру и бежать на улицу, вызвать пожарных по номеру 01.)

 Воспитатель: А зачем нужно закрыть плотно дверь? Отв. детей (Чтобы огонь не разгорался сильнее и не распространился в другое помещение.)

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы. Чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мы рассказали как нужно вести себя в задымленном помещении, играли в игру «хлопай-топай», повторили как правильно вызвать пожарных.

Воспитатель: Для чего мы это делали?

Дети: Что бы научить кошку правилам пожарной безопасности.

Воспитатель: Вам понравилось? (Да)

Дети: Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Вы хорошо сегодня потрудились, вы большие молодцы, я уверена что ни у вас ни у кошки пожаров никогда не будет.

Воспитатель, обращаясь к кошке: — Кошечка, ты все сообразила?(кошка кивает головой)

-Вы запомните, друзья,

Со спичками играться нельзя.

В руки спички не берите

С ними, дети, не шутите.

 Вы сегодня, дети, занимались от души.

Кошка вас благодарит, всем спасибо говорит.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...