Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.
консультация по развитию речи
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki_v_logoped.gruppe.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Матвеева Т.С.
Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений.
Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с детьми, у которых речевые нарушения сочетаются с отклонениями в развитии осанки и стопы, врожденной патологией. Установлено, что функциональные возможности таких дошкольников имеют более низкие значения по сравнению с детьми, посещающими обычные группы. Наиболее значимые различия выявлены по показателям функциональных резервов внешнего дыхания, нервно-мышечной системы, психоэмоционального состояния, уровня физической подготовленности. Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность. Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.
В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
- включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);
- эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
- связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.
Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Исходя из опыта логопедической работы, целесообразно выделить два вида физкультминуток: фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь) и лексические (на усовершенствование имеющегося словаря). Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал для физкультминуток подбирается соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.
- На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, речевое дыхание, учим детей вслушиваться в звуки, слова, слышать составные части слова.
- На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты содержат слова с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), который в данной физкультминутке встречается в разных позициях : слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.
- На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые различными по объему движениями. Для ребенка с нарушениями речи на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки).
- Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка.
Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей. Речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического воздействия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации детей после сна и др.
Наблюдение за детьми, посещающими группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и имеющими различные речевые нарушения, свидетельствуют о том, что дошкольники во время занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с живым интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Систематическое использование речевых физкультминуток на логопедических занятиях помогает быстрее автоматизировать поставленный звук, у детей формируется осознанный самоконтроль звука в связной речи. Занимая минимум времени и не требуя большой площади для занятий, физкультминутки дают возможность ребенку в свободной игровой форме закрепить в речи изучаемые на конкретном занятии звуки, лексику, способствуют формированию речевых навыков. Дети, посещающие группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху логопедической работы по развитию речевой и общей моторики в целом.
Примеры практического материала для речевых физкультминуток.
(фонетико-фонематические физкультминутки)
Гласные звуки
«А, У, И, О, Э, ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
«А, У»
Мы в лес пойдем, шагаем на месте
Детей позовем: руки рупором
Ау, ау, ау! (тихо)
Никто не отзывается, корпус поворачиваем вправо – влево , рука
«козырек»
Ау, ау, ау (громко) руки рупором.
Работаем над силой голоса)
«О»
Не под окном, руки в стороны, вперед;
А около руки вверх, в стороны (кругом);
Катилось О и охало дважды плавные круговые движения
перед собой;
О охало, О охало, руки в стороны, вперед, вниз.
Не под окном, а около.
«И, А»
Тик-так, тик-так… по два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так : в полуприседе 2 наклона туловища
влево и вправо;
Влево – тик , вправо – так …
Тик-так , тик-так. по 2 наклона головы влево и вправо.
«А, О, У, И»
Мы в лес пошли, дети маршируют на месте.
Топор нашли, остановиться, руки в «замок».
Дрова рубили : ноги на ширине плеч, руки в «замок».
- Ах! Ох! Ух! Их! энергичные наклоны с произношением
слогов на выдохе.
«А, О, У, И»
Тик-так , тик-так . наклоны головы вправо-влево
Так ходики стучат .
Туки-так, туки-так. поочередно правой и левой рукой
Так колеса стучат дети «рисуют» круги перед собой.
Ток-ток, ток-ток. стучать кулачками друг о друга.
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток поочередно стучать правой и левой
ножкой.
Так стучит каблучок. по два раза каждой ножкой
Звонкие согласные
«Д, Б»
Поглядите: боком, боком руки на поясе, шагая повернуться
притопывая;
ходит галка мимо окон
скок-поскок в полуприседе прыжки в стороны;
да скок-поскок в полуприседе прыжки вперед-назад;
дайте булочки кусок! развести руками и сложить просящее.
«М, Б, Д»
Взяли, детки, белый ком сделать руками небольшой круг в
воздухе
(в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, присесть, «поднимая ведро и выливая
воду» - 2 раза;
Домик будет ледяной наклоны туловища вправо – влево, руки
на пояс
Ком за комом мы кладём, наклоны влево-вправо, беря ком за
комом и складывая их один на один;
Вот и вылепили дом. потянуться на носочках, руки вверх
(большой дом)
«Д, Б»
Долго дятел дуб долбил повороты туловища влево и вправо
(руки опущены, слегка отведены
назад)
Клювом дятел дуб долби 2 наклона вперёд, руки на поясе
Тук, тук, тук (2 раза)
Пауков найдёт он тут
Тук, тук, тук (2 раза) 2 наклона вперёд, руки на поясе
«Й»
Ай-ай-ай, ай-ай-ай муравей домой бежал бег на месте;
Ой-ой-ой, ой-ой-ой ножку тонкую сломал остановиться; прижать
ладони к щекам
ритмично покачивая
головой;
Травкой быстро обмотал ритмично сгибать и разгибать
ножки;
В муравейник побежал бег на месте
Свистящие звуки.
«С»
У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль
туловища;
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);
Мы шагаем на носках шагаем на носках;
И пойдём на пятках. шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;
Ну а если надоест,то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи» руки
на поясе
Во так, вот так!
«С - С`»
Катились колёса, колёса, руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед;
Катились колёса все влево, вращательные движения локтями назад;
все косо.
Скатились колёса на луг наклоны туловища влево – вправо , руки
на поясе;
под откос,
И вот, что осталось от этих выпрямиться, развести руки в стороны.
колёс.
« З »
Зайки белые сидят присесть на корточки;
И ушами шевелят. кисти рук приставить к макушке,
локти развести в стороны,
лопатки свести;
Вот так вот так
Ушами шевелят движения кистями рук;
Зайкам холодно сидеть встать, ручки встряхнуть, расслабить;
Надо лапки им погреть поглаживающие движения обеих рук
Вот так, вот так, (поочередно);
Надо лапки им погреть
Зайкам холодно стоять руки на пояс;
Надо зайкам поплясать потопать на месте
Вот так, вот так, поочередно выставлять вперед
Надо зайкам поплясать правую и левую ножки.
«Ц»
Цапля серая носатая руки к носу;
Целый день стоит, как статуя руки на пояс, лопатки свести;
На одной ноге постой-ка , руки на поясе поднимаем левую
ножку;
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, руки на поясе, поднимаем правую
ножку;
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, на двух ножках, руки к носу
Целый день стоит, как статуя. руки на пояс.
Шипящие звуки
«Ш»
Носом – вдох, а выдох – ртом , шумный вдох, тихий выдох;
Дышим глубже, а потом – шумный вдох, задержать дыхание,
тихий выдох;
Шаг на месте не спеша: вдох;
«Мама моет малыша.» на выдохе.
«Ш»
По ровненькой дорожке, наклон туловища влево;
По ровненькой дорожке наклон вправо;
Шагают наши ножки шаг на месте;
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам, руки на поясе, прыжки в стороны;
по камушкам руки на поясе, прыжки вперед – назад;
по камушкам, в ямку – бух! присесть.
«Ж»
Жили-были три пингвина руки на поясе, наклоны туловища
вправо-влево
Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;
Хорошо и дружно жили ладошка поглаживает ладошку;
Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;
Чтобы жить все время дружно руки на поясе, наклоны туловища
вправо-влево.
Уступать друг другу нужно ладошка поглаживает ладошку.
«Ч»
Захотела рыба-меч руки в стороны , перед собой, вверх ,
Воду на двое рассечь руки соединить над головой;
Раз – сечет, два – сечет , ритмично опускать и поднимать
руки вниз – вверх;
А вода себе течет плавно опустить руки вниз через
стороны покачать из стороны
в сторону.
«Щ»
Этой щеткой чищу зубы, одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;
Этой щеткой – башмаки наклон туловища вниз «чистим башмаки»;
Этой щеткой чищу брюки наклоны туловища в стороны ;
Все три щетки мне нужны руки в стороны, вверх, перед собой,
прижать к груди, перед собой.
Cонорные звуки
«Р-Рь»
Ручеек в лесу бежал руки на поясе, повороты туловища;
И зайчонка повстречал:
Тра-та-та, тра-та-та - постукиваем ладонями по ногам ;
Зайка лапками стучал.
Ручеёчек вторит зайке:
- дзынь-дзынь-дзынь, ритмично «выбрасываем» пальчики из
Дзынь-дзынь-дзынь. сжатого кулака, поднимая руки вверх;
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, плавно покачивать головой вперед-
назад,
Динь-динь-динь. вправо-влево;
Белочка спустилась с ветки ручки на поясе, прыжки на месте
И орешками – хрум-хрум. ритмично щелкаем пальцами(хлопаем в
ладоши);
Ах , какой поднялся шум! руки на поясе, топаем ногами.
«Л-Ль»
Кач-кач-кач,кач-кач-кач . ритмично покачиваем «куклу»
на руках;
Лены слышен плач.
Кукла неваляшка не ложиться, не сидит, руки на поясе, наклоны туловища в Сильно качается, весело звенит: вправо-влево, приседание;
Дили-дили-дили-дон – ритмичное покачивание из стороны
в сторону;
Слышен всюду звон.
Плакать Леночка устала, хлопаем в ладоши ;
И сама качаться стала: руки на поясе, наклоны туловища с
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. опорой то на правую, то на левую
ногу.
«Р-Л, Рь-Ль»
Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;
Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;
Тело наше – ствол могучий.
Он чуть – чуть качается имитация движений
И своей верхушкой острой
в небо упирается. руки в стороны, вверх
Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;
листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик ; Как придет за летом осень, правая рука вверх, левая рука вверх;
разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями
рук.
(примеры лексических физкультминуток)
«Овощи и фрукты»
Овощи и фрукты – наклониться вниз, достать до пола руками (огород)
выпрямиться, потянуться руками вверх (сад);
вкусные продукты . погладить правой рукой по животику, затем левой
рукой;
в огороде наклоны вниз, достать руками до пола (собираем
урожай на грядках);
и в саду выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем
урожай в саду)
для еды я их найду погладить правой рукой по животику, затем левой
рукой;
«Осень», «Лес»
Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо;
На веточках сидели присесть, взмахивая руками;
Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед;
И мы полетели. легкие взмахи руками;
Летели , летели. легкие взмахи руками;
И на землю тихо сели. медленно присесть.
«Грибы и ягоды»
Мы с друзьями в лес пойдем, шагаем на месте;
В лес пойдем.
Грибы, ягоды найдем,
мы найдем наклоны туловища к правой – левой ногам;
Их в корзинки соберем имитация движений;
Покричим в лесу: «Ау – ау»! руки рупором ко рту;
Эхо там живет в бору . правую руку на пояс, левую к уху,
наклон туловища влево и наоборот.
«Детский сад»
Сначала буду маленьким, присесть на корточки;
К коленочкам прижмусь. обхватить руками колени, наклонить голову;
Потом я вырасту большим постепенно выпрямиться;
До лампы дотянусь. встать на носочки, потянуться вверх за ручками.
«Игрушки»
Кач-кач-кач,кач-кач-кач . ритмично покачиваем «куклу» на руках;
Лены слышен плач.
Кукла неваляшка не ложиться, не сидит, руки на поясе, наклоны туловища в
Сильно качается, весело звенит: вправо-влево, приседание;
Дили-дили-дили-дон – ритмичное покачивание из стороны в
Слышен всюду звон. сторону;
Плакать Леночка устала, хлопаем в ладоши ;
И сама качаться стала: руки на поясе, наклоны туловища с
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. опорой то на правую, то на левую ногу.
«Птицы»
Птички летали, крыльями махали бег на месте, плавные взмахи руками;
На деревьях вместе птички отдыхали плавно приседать и вставать, поднимая
и опуская руки.
«Части тела»
Мы руками хлопаем : хлоп – хлоп – хлоп хлопаем в ладоши;
Мы ногами топаем: топ – топ – топ ногами топаем;
Кулаками постучим : тук – тук – тук стучим кулак об кулак;
Повернемся и молчим. повернуться кругом,
остановиться, закрыть рот
ладошкой.
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация лепки снежков;
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко поднимая
колени;
И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые движения на
на месте, широкие взмахи руками,
руки согнуты в локтях;
на коньках по льду скользим, мы скользим. плавные пружинистые движения
руки согнуты в локтях;
И снегурку лепим мы, лепим мы . соответствующие движения;
Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в поклоне и поставить
на пояс.
«дикие животные»
«Белочка»
Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день руки в стороны, вверх, в
стороны, вниз;
с одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела руки на поясе, прыжок
влево, присесть;
вправо прыгнула потом, встать, руки на поясе
прыжок вправо;
покружилась над дуплом . покружиться на месте .
«Деревья»
Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;
Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;
Чтоб держали дерево падать не давали
Из глубин земли воду добывали. наклоны вниз;
Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается имитация движений
И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх,
Наши руки – это ветви. Крону образуют. соединить вместе ладони
Вместе им не страшно, когда ветры дуют. «покачать ветвями»
Пальцы веточками будут, руки опустить,
пальцы растопырить;
листья закрывают их. «надеваем листочек»
на каждый пальчик ;
Как придет за летом осень правая рука вверх,
левая рука вверх;
разлетятся в миг. плавно опускаем руки,
трясем кистями рук.
«Дом и его части»
Стук-стук молотком сидя на корточках и стучать кулачками
по полу;
Строим, строим новый дом. медленно встать;
Ты пила пили быстрей, руками изображаем движение пилы
Строим домик для людей руки соединяем над головой, изображая
крышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
виды и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....
Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями
Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....
Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.
Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями....