ООД с детьми подготовительной к школе группы «Мастера и рукодельницы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Звучит музыка дети заходят в зал.

В: - Дети, я очень рада видеть вас такими красивыми, видеть Вашу улыбку и светлое хорошее настроение.

- Скажите мне, пожалуйста, бывали ли вы когда-либо на выставках?

- какие изделия там экспонировались?

- Чем поразила вас выставка?

(ответы детей)

- С сегодняшнего дня в стенах нашего детского сада начинает работать выставка народных промыслов. Именно здесь сегодня будет проходить презентация изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами Вологодской области. Сейчас я Вам предлагаю первыми пройти и познакомиться с изделиями наших мастеров. Но прежде чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним о правилах культуры поведения на выставке. (Ходить спокойно, не мешать друг другу, не трогать изделия руками).

Дети проходят по выставке, становятся полукругом, чтение стихотворения «Коклюшки»:

ВОЛОГОДСКИЕ КОКЛЮШКИ

Окна все давно погасли,

Только в наших свет горит,

У лежанки моя бабушка

Коклюшками бренчит,

До окон деревню нашу

Вьюга хочет замести,

Без лопаты до калитки

Будет утром не дойти.

Вологодские коклюшки

Знамениты с давних пор,

На подушечку ложится

Снежный северный узор,

Эта вьюга, что кружила,

Что всю ноченьку мела,

Вместе с бабушкой вилюшки

Кружевные заплела.

Доплела моя бабуля

Кружевной воротничок,

В нем случайно заблудился

Серебристый паучок,

Вьюги он не испугался

Бойкий летний паучок,

Украшать он смело взялся

Кружевной воротничок.

Примерять я утром стану

Новенький воротничок,

Сам от радости запляшет

Озорной мой каблучок,

Расцелую я бабулю,

Крепко-крепко обниму,

Для нее сама дорожку

До калитки размету.

В: - О каком виде народного промысла говорится в стихотворении? (о Вологодском кружеве). И так презентация начинается.

Дети: - Я хочу представить кружевной воротничок со сказочными хрустальными садами.

Дети: - А я хочу Вас познакомить с галстуком, на котором среди бабочек затаился летний паучок.

Дети: - Я представляю вологодское кружево, на котором сплетен Софийский собор со сказочными елями в морозный солнечный день. Прислушайтесь и вы услышите колокольный звон. Это кружево выплела моя бабушка, мамина мама, поэтому оно мне очень дорого.

Дети: - А вот и снежинки со сверкающими лучиками, которые легко кружатся в хороводе.

В: - Действительно, вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость и мечта, наше северное чудо. Ребята давайте вспомним, откуда к нам пришла кружевная сказка? Какие узоры используются?

- А как называются люди, которые занимаются плетением кружев? (кружевницы)

- И почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?

- Одинаковой сказки не бывает, у каждой кружевницы своя душа, свой узор. И все это сказка. Недаром Вологду называют колыбелью русского кружева.

Я думаю, дети, вы наверное со мной согласитесь сколько требуется кружевнице времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку, начиная с создания сколки-рисунка, затем плетение самого кружева до готового изделия. Вот почему так дороги бывают изделия сплетенные сами мастером или близким тебе человеком.

- А теперь я предлагаю Вам пройти дальше и вы сразу увидите еще один вид промысла.

- Я думаю, что вы мне сразу его назовете (правильно – это гончарное производство)

- Назовите области, где развито гончарное производство (Кирилловский, Череповецкий, Белозерский, Устюженский районы)

- Презентация Устюженской керамики

- А Вы знаете, ребята, ни одна ярмарка, куда привозят купцы свой товар не обходилась без народных игр.

Игра «Гончары»

- Я предлагаю продолжить наш разговор о гончарном производстве дальше.

- Что использовал гончар для изготовления изделия? (глину)

- Кто может назвать район, который богат самыми хорошими глинами? (Сокольский, Белозерский)

- Скажите мне, пожалуйста, как можно изготовить такой красивый кувшин (рассказ ребенка)

- Дети, из рассказа Вы наверное догадались какая же трудная работа гончара, здесь наверное должен работать сильный, умелый, мужественный человек, начиная с добычи и приготовления глины, лепки, обжига и затем просушки изделия, но не просто изделия, а изделия, которое бы понравилось людям.

- Роспись по дереву издавна славилась на Руси и являлась одним из древних промыслов «Русского севера». Интересный центр народной росписи был и на Вологодской земле.

- Кто назовет вид росписи? (Глубоковская)

- Почему эта роспись называется Глубоковской (деревни находились в очень отдаленных глухих местах глубоко в лесах северного края. Отсюда и название одной из них «Глубоковская»).

- Чем Глубоковская роспись отличается от других росписей? (наложением цвета на цвет)

- Презентация Глубоковской росписи

- Дети, я думаю, что неповторимая красота наших мастеров пробудила в наших сердцах такую радость, что нам с вами захотелось песни петь, шагать по земле Вологодской и делать добрые дела.

- физ. минутка (куда иголочка будет двигаться, туда и ниточка)

- А вот мы с вами очутились в мастерской художественных промыслов, и я вам предлагаю почувствовать себя в роли мастера. Мы с вами разделимся на три группы. Первая группа будет рисовать сколок-рисунок Вологодского кружева. Вторая группа – расписывать глиняную посуду. Третья группа – расписывать доску элементами Глубоковской росписи. И так – подумайте кто какую работу будет выполнять и садитесь.

Детям педагог предлагает закончить работу и послушать.

В: - Сейчас я предлагаю выйти из-за стола,сесть в три круга и ответить на мой вопрос«Какими качествами должен обладать каждый мастер Вы все вместе проговорите эти качества и выбирайте те слова, которые присущи мастеру. В каждой группе Вы должны выбрать лидера, который будет называть эти качества. (Дети называют качества мастера.)

- Дорогие дети мастером сразу не рождаются. Но я очень рада, что именно сегодня встали на первую ступень мастерства. А теперь послушайте, что написано в умной книге. Какими же качествами должен обладать настоящий мастер? Добрым, умным, умелыми руками, любящим и понимающим свое дело, трудолюбивым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_i_rukodelnitsy.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит музыка дети заходят в зал.

В: - Дети, я очень рада видеть вас такими красивыми, видеть Вашу улыбку и светлое хорошее настроение.

- Скажите мне, пожалуйста, бывали ли вы когда-либо на выставках?

- какие изделия там экспонировались?

- Чем поразила вас выставка?

(ответы детей)

- С сегодняшнего дня в стенах нашего детского сада начинает работать выставка народных промыслов. Именно здесь сегодня будет проходить презентация изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами Вологодской области. Сейчас я Вам предлагаю первыми пройти и познакомиться с изделиями наших мастеров. Но прежде чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним о правилах культуры поведения на выставке. (Ходить спокойно, не мешать друг другу, не трогать изделия руками).

Дети проходят по выставке, становятся полукругом, чтение стихотворения «Коклюшки»:

ВОЛОГОДСКИЕ КОКЛЮШКИ

Окна все давно погасли,

Только в наших свет горит,

У лежанки моя бабушка

Коклюшками бренчит,

До окон деревню нашу

Вьюга хочет замести,

Без лопаты до калитки

Будет утром не дойти.

Вологодские коклюшки

Знамениты с давних пор,

На подушечку ложится

Снежный северный узор,

Эта вьюга, что кружила,

Что всю ноченьку мела,

Вместе с бабушкой вилюшки

Кружевные заплела.

Доплела моя бабуля

Кружевной воротничок,

В нем случайно заблудился

Серебристый паучок,

Вьюги он не испугался

Бойкий летний паучок,

Украшать он смело взялся

Кружевной воротничок.

Примерять я утром стану

Новенький воротничок,

Сам от радости запляшет

Озорной мой каблучок,

Расцелую я бабулю,

Крепко-крепко обниму,

Для нее сама дорожку

До калитки размету.

В: - О каком виде народного промысла говорится в стихотворении? (о Вологодском кружеве). И так презентация начинается.

Дети: - Я хочу представить кружевной воротничок со сказочными хрустальными садами.

Дети: - А я хочу Вас познакомить с галстуком, на котором среди бабочек затаился летний паучок.

Дети: - Я представляю вологодское кружево, на котором сплетен Софийский собор со сказочными елями в морозный солнечный день. Прислушайтесь и вы услышите колокольный звон. Это кружево выплела моя бабушка, мамина мама, поэтому оно мне очень дорого.

Дети: - А вот и снежинки со сверкающими лучиками, которые легко кружатся в хороводе.

В: - Действительно, вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость и мечта, наше северное чудо. Ребята давайте вспомним, откуда к нам пришла кружевная сказка? Какие узоры используются?

- А как называются люди, которые занимаются плетением кружев? (кружевницы)

- И почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?

- Одинаковой сказки не бывает, у каждой кружевницы своя душа, свой узор. И все это сказка. Недаром Вологду называют колыбелью русского кружева.

Я думаю, дети, вы наверное со мной согласитесь сколько требуется кружевнице времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку, начиная с создания сколки-рисунка, затем плетение самого кружева до готового изделия. Вот почему так дороги бывают изделия сплетенные сами мастером или близким тебе человеком.

- А теперь я предлагаю Вам пройти дальше и вы сразу увидите еще один вид промысла.

- Я думаю, что вы мне сразу его назовете (правильно – это гончарное производство)

- Назовите области, где развито гончарное производство (Кирилловский, Череповецкий, Белозерский, Устюженский районы)

- Презентация Устюженской керамики

- А Вы знаете, ребята, ни одна ярмарка, куда привозят купцы свой товар не обходилась без народных игр.

Игра «Гончары»

- Я предлагаю продолжить наш разговор о гончарном производстве дальше.

- Что использовал гончар для изготовления изделия? (глину)

- Кто может назвать район, который богат самыми хорошими глинами? (Сокольский, Белозерский)

- Скажите мне, пожалуйста, как можно изготовить такой красивый кувшин (рассказ ребенка)

- Дети, из рассказа Вы наверное догадались какая же трудная работа гончара, здесь наверное должен работать сильный, умелый, мужественный человек, начиная с добычи и приготовления глины, лепки, обжига и затем просушки изделия, но не просто изделия, а изделия, которое бы понравилось людям.

- Роспись по дереву издавна славилась на Руси и являлась одним из древних промыслов «Русского севера». Интересный центр народной росписи был и на Вологодской земле.

- Кто назовет вид росписи? (Глубоковская)

- Почему эта роспись называется Глубоковской (деревни находились в очень отдаленных глухих местах глубоко в лесах северного края. Отсюда и название одной из них «Глубоковская»).

- Чем Глубоковская роспись отличается от других росписей? (наложением цвета на цвет)

- Презентация Глубоковской росписи

- Дети, я думаю, что неповторимая красота наших мастеров пробудила в наших сердцах такую радость, что нам с вами захотелось песни петь, шагать по земле Вологодской и делать добрые дела.

- физ. минутка (куда иголочка будет двигаться, туда и ниточка)

- А вот мы с вами очутились в мастерской художественных промыслов, и я вам предлагаю почувствовать себя в роли мастера. Мы с вами разделимся на три группы. Первая группа будет рисовать сколок-рисунок Вологодского кружева. Вторая группа – расписывать глиняную посуду. Третья группа – расписывать доску элементами Глубоковской росписи. И так – подумайте кто какую работу будет выполнять и садитесь.

Детям педагог предлагает закончить работу и послушать.

В: - Сейчас я предлагаю выйти из-за стола,сесть в три круга и ответить на мой вопрос«Какими качествами должен обладать каждый мастер Вы все вместе проговорите эти качества и выбирайте те слова, которые присущи мастеру. В каждой группе Вы должны выбрать лидера, который будет называть эти качества. (Дети называют качества мастера.)

- Дорогие дети мастером сразу не рождаются. Но я очень рада, что именно сегодня встали на первую ступень мастерства. А теперь послушайте, что написано в умной книге. Какими же качествами должен обладать настоящий мастер? Добрым, умным, умелыми руками, любящим и понимающим свое дело, трудолюбивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у гжельских мастеров»

Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении....

План - конспект мастер-класса на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Конспект мастер - класса для педагогов на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»...

Конспект мастер-класса по тестопластике, с детьми подготовительной к школе группы, на тему «Новогодние елочки».

Способствовать психомоторному развитию через работу с тестом, расширять сенсомоторные навыки, активизировать речь детей, развивать фонематическое восприятие, внимание, активизироватьсловарь; способств...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...

Мастер-класс для специалистов, логопедов, учителей, воспитателей, родителей «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе».

Стажёрская площадка  по управлению качеством дошкольного образования «Психолого – педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями».  М...

Мастер класс по художественному творчеству (нетрадиционная техник рисования: Кляксография) с детьми подготовительной к школе группы

Рисование в технике Кляксография не только развивает фантазию и воображение, стимулирует мелкую моторику и активизирует образное мышление, но и помогло детямпередать образ осеннего дерева, красоту осе...

Мастер - класс с родителями и детьми подготовительной к школе группе (с включением моделей технологии Т.Боровик)

Создание условий развития музыкальных и творческих способностей воспитанников на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками....