Программа по развитию речи "Книжное лето"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа имеет речевую напрввленность, включает в себя три разделе. состоит из 15 занятий, расчитана на групповые занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnoe_leto.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
(ГКУТСО «Краснодарский СРЦН)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВРР ГКУ СО КК «Краснодарский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» ______________Н.А. Скрыпченко от ___________ 2020 года № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Краснодарский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» _______________Н.А. Кульчицкая от ____________ 2020 года № _____ |
Программа
по речевому развитию
«Книжное лето»
Автор-составитель
Чепухина Анна Анатольевна,
воспитатель отделения
диагностики и социальной
реабилитации
Краснодар
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно для развития его речи, именно в этот период он делает первые шаги в мир большой литературы.
Приобщение ребёнка к книжной культуре, очень важный аспект в дальнейшем развитии полноценной личности. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и многограннее деятельность ребенка, тем успешнее протекает его речевое развитие.
Для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности. Исходя из этого программа построена на системе увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Актуальность программы определяется также основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»; СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Цель программы: развитие речевой активности дошкольников.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Формировать лексико-грамматический строй речи.
- Расширять словарный запас.
Развивающие задачи:
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, просодическую сторону речи.
4. Развивать навыки связной речи.
5. Развивать фонематический слух и слуховое внимание.
6. Упражнять в правильной технике дыхания.
Воспитательные задачи:
7. Воспитывать звуковую культуру речи, нормы речевого этикета.
8. Воспитывать интереса ребенка к речевым звукам, словотворчеству, рифмованным формам речи.
9. Воспитывать интерес к художественному слову.
Адресаты программы: : программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте от 3 до 7 лет.
Режим занятий: занятия проводятся в группе по 5 – 7 человек. Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 30 минут, один раз в неделю в течение трех месяцев.
Форма занятий: групповая.
Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, психологи, имеющие высшее, средне профессиональное образование.
Инструменты и приспособления: компьютер, видеотехника, видео, звукозаписи, иллюстрации.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы, обучающиеся должны приобрести следующие качества и знания:
- слушать и понимать речь;
- отвечать на поставленный вопрос;
- владеть навыком составления описательных рассказов по предметным
картинкам;
- различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета(какой?), действие (что делает?);
- уметь употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;
- владеть приемами артикуляционной гимнастики;
- различает слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- знает несколько малых форм фольклора наизусть;
- имеет навык публичных выступлений.
Мониторинг эффективности: осуществляется на всех этапах программы в виде вопросов, викторин, опросов.
Диагностический инструментарий: в начале или по окончанию занятия проводятся бесед, викторина, опрос.
Содержание программы
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ
- Теоретическое занятие: «Литературная разминка»
Разминка. Задание: Дополни сказку. Задание: «Азбука народной мудрости». Задание: «Чей рассказ интереснее». Дидактическая игра «Угадай кто говорит». Пальчиковая гимнастика по стихотворению И Токмаковой «Мы на пальчиках считали».
- Теоретическое занятие: «Путешествие по страницам любимых книг»
Игра – викторина «Город Литературных персонажей». Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности. Приобщение детей к книгам. Выявлять знания детей о сказках. Важность бережного отношения к книге.
- Теоретическое занятие: «Словечки»
Игры «Слова». «Ассоциации». «Поймай звук». «Скажи наоборот». «Узнай по описанию». Отгадывание загадок.
- Теоретическое занятие: «Русские народные сказки»
Чтение русских народных сказок. Беседы по содержанию, пересказ сказок. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»
Разгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Жили были дед да баба». Настольные и дидактические игры.
1.5. Теоретическое занятие: «Наши любимые сказки К.И. Чуковского»
Чтение сказок К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций, выставка книг. Физкультминутка «Давным – давно жил царь Горох».
- «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».
- Теоретическое занятие: «Что такое хорошо и, что такое плохо»
Чтение художественной литературы. просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо».
- Теоретическое занятие: «Летние истории»
Рассматривание иллюстраций на тему: «Лето». Чтение художественной литературы.: «Рассказы и сказки о природе». Игры: «Послушай и угадай», «Хлопай в ладоши». Физкультминутка «что я делал летом».
- Теоретическое занятие: «Небылицы»
Игра: «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Какие бывают слова».
Малоподвижная игра «Смотай шнур».
- Теоретическое занятие: «В поисках дерева мудрости»
Игра «Цепочка слов». Упражнение «Назови словечко». Упражнение на подбор родственных слов к слову «лес». Физкультминутка «Поднимаем руки все». Упражнение «Загадки».
- СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
- Теоретическое занятие: «Теремок»
Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?». Физкультминутка «Мишуткина зарядка». Игра «Отгадай загадку». игра «Опиши героев».
- Теоретическое занятие: «Пингвин»
Чтение рассказов о животных Севера. Физкультминутка «Белая зима». Рассматривание иллюстраций о пингвинах. Дидактическая игра «Один-много». Презентации «Жизнь пингвинов».
- Теоретическое занятие: «Игрушка»
Игра «Громко – тихо». Загадки. Физкультминутка «Кукла». Дидактическая игра «Рассуждалки».
- Теоретическое занятие: «Посуда»
Рассматривание посуды и беседа о ее назначении. Игра «Здравствуй, друг!». Физкультминутка «Посуда». Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Просмотр мультфильма, чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». Беседа о мастерах, изготавливающих посуду.
- Теоретическое занятие: «Домашние и лесные животные»
Дидактические игры: «Мои друзья», «Отгадай животное по описанию», «Собери семью», «На животноводческой ферме», «Кто как голос подаёт». Игра «Угадайка». Дидактическая игры «Кто и где живет», «Звериная семья». Физкультминутка «Зверята». Рассматривание карточек лесные животные.
- Теоретическое занятие: итоговая викторина «Юные грамотеи»
Цель: закрепить знания пройденного материала за год.
Рекомендуемая литература
Основная литература
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы, издательство: Вентана-Граф, 2013 г
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [текст]. – М., 1997.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей [текст]. – М., 1981.
- Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2001.
- Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М., 2002.
- Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. – М., 2007.
- Швайко Г. С. «Игры и упражнения для развития речи» / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.
- О. С. Ушаковой «Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
Дополнительная литература:
1. Мамин - Сибиряк Д. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».
2. Русские народные сказки.
3. Суриков И. «Зима»;
4.Чуковский К. «Телефон»; Чуковский К. «Федорино горе».
Интернет – источники:
http://www.wikipedia.ru
www.maam.ru
www.Infourok.ru
nsportal.ru
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Книжное лето»
Возраст обучающихся: 3 – 7 лет
№ п/п | Название разделов | Всего | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля |
1 | «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ» | 5 | 5 | - | Викторина/опрос |
2 | «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» | 5 | 5 | - | |
3 | «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА» | 5 | 5 | - | |
Всего: | 15 | 5 | - |
Календарно – тематический план
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
«Книжное лето»
№ п\п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика |
1. | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ | 5 | 5 | - |
1.2. | «Путешествие по страницам любимых сказок» | 1 | 1 | - |
1.3. | «Словечки» | 1 | 1 | - |
1.4. | «Русские народные сказки» | 5 | 1 | - |
1.5. | «Наши любимые сказки К.И. Чуковского» | 1 | 1 | - |
2. | ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | 1 | - | - |
2.1. | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | - | - |
2.2. | «Летние истории» | 1 | - | - |
2.3. | «Небылицы» | 1 | 1 | - |
2.4. | «В поисках дерева мудрости» | 1 | 1 | - |
3.. | СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА | 5 | 5 | - |
3.1. | «Теремок» | 1 | - | - |
3.2. | «Пингвин» | 1 | - | - |
3.3. | «Игрушка» | 1 | - | - |
3.4. | «Посуда» | 1 | 2 | - |
3.5. | «Домашние и лесные животные» | 1 | 1 | - |
3.6. | Итоговая викторина «Юные грамотеи» | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 15 | 15 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая программа социальной реабилитации несовершеннолетних - лето
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦели:Учитывая, что летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием функционирует в период проведения межведомственной профилактической операции «Подросток». Основной ц...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Сценарий проведения спортивно-игровой программы посвященной празднованию «70-летия Великой Победы» с детьми дошкольного возраста
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающ...
Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».
Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа."Фортуна-шоу.Пою"Лето"
Программа для занятий с детьми летом....