Картотека игр по развитию связной речи в младшей группе.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Сапегина Марина Владимировна

Картотека игр по формированию связной речи у детей в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_rech_2.docx20.63 КБ
Файл igry_na_rech_3.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь                       мл.г               1

«Составь портрет героя»  

 Цель: учить самостоятельно, составлять характеристики персонажей, включая черты характера и действия, совершаемые им.

Связная речь                       мл.г                3

 «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Цель: научить детей придумывать, творческий  перессказ.

   Связная речь                       мл.г             2

«Угадай героя»

Цель: учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Связная речь                       мл.г                4

«Узнай нас»

Цель: прослушивание  стихотворений. Учить узнавать героев сказок по стихотворному описанию.

Связная речь                       мл.г               5

«Сочиним сказку с помощью книги»

Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.

Связная речь                       мл.г                6

«Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)

Цель: научить детей составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.

Ход игры: Спор животных, времен года и т.д..

Связная речь                       мл.г               7

«Придумай рекламу книге

(платью и т.д.)»

Цель: развитие умения описывать предмет

Ход игры: Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

Связная речь                       мл.г            8  

«Продавец и покупатель»

Цель: развитие умения составлять рассказ-описание

Ход: Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь.

Связная речь                       мл.г               9

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать

ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Связная речь                       мл.г              10

 «Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Связная речь                       мл.г               11

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Связная речь                       мл.г               12

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

   Связная речь                     мл.г              13

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Связная речь                       мл.г               14

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Связная речь                       мл.г             15

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры: Перед ребёнком серия картинок.  Ребёнок находит ошибку, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Связная речь                       мл.г               16

«Закончи сам»

Цель: развитие у детей воображения, сказочной речи.

Ход игры: педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Связная речь                       мл.г             17

 «Расскажем про…»

Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Связная речь                       мл.г            18  

 «Даша не боится мороза»

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Ход игры:  Что  надеть кукле Даши, чтобы не замёрзнуть на улице? (Ответы детей)

Связная речь                       мл.г             19

«Сравни животных».

Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок.

Связная речь                       мл.г              20

«Опиши куклу».

Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Ход игры.  Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она.

Связная речь                       мл.г            21

«Хороший - плохой»

Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение.

Ход игры: В процессе  игры дети пытаются выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их.

Связная речь                       мл.г               23

 «Что сначала, что потом».

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.

   Связная речь                     мл.г            22

«Зоопарк»

Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку

Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по  плану.

Связная речь                       мл.г               24

«Расскажем про Олю и зайчика».

Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам.

Связная речь                       мл.г             25

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Связная речь                       мл.г               26

«Гуси-гуси»

Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Связная речь                       мл.г             27

«Коршун»

Цель игры: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Связная речь                       мл.г           28  

«Сова»

Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Связная речь                      мл.г              29

«Что подарили Наташе?»

Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный  момент не  видит.

Связная речь                       мл.г              30

 «Хохлатка»

Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи.

                                               во 2 младшей группе.

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1.  Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2.  Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет ... голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака ... мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две ... курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама …жеребёнка.

Отгадай слово

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

 Игра повторяется 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе ...

Картотека по развитию связной речи в младшей группе.

картотека игр по развитию связной речи  в младшей группе....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Конспект занятия по развитию связной речи в младшей группе.

Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»...

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию связной речи у младших дошкольников

Картотека игр по развитию связной речи у дошкольников младшего возраста....