Картотека игр по развитию связной речи в младшей группе.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Картотека игр по формированию связной речи у детей в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_rech_2.docx | 20.63 КБ |
igry_na_rech_3.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь мл.г 1 «Составь портрет героя» Цель: учить самостоятельно, составлять характеристики персонажей, включая черты характера и действия, совершаемые им. | Связная речь мл.г 3 «Изменение ситуации в знакомых сказках» Цель: научить детей придумывать, творческий перессказ. | ||||
Связная речь мл.г 2 «Угадай героя» Цель: учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | Связная речь мл.г 4 «Узнай нас» Цель: прослушивание стихотворений. Учить узнавать героев сказок по стихотворному описанию. | ||||
Связная речь мл.г 5 «Сочиним сказку с помощью книги» Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра. | Связная речь мл.г 6 «Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?») Цель: научить детей составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством. Ход игры: Спор животных, времен года и т.д.. | ||||
Связная речь мл.г 7 «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: развитие умения описывать предмет Ход игры: Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали. | Связная речь мл.г 8 «Продавец и покупатель» Цель: развитие умения составлять рассказ-описание Ход: Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. | ||||
Связная речь мл.г 9 «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Связная речь мл.г 10 «Как ты узнал?» Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. |
Связная речь мл.г 11 «Фотограф» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. | Связная речь мл.г 12 «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. | |
Связная речь мл.г 13 «Отгадай-ка» Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | Связная речь мл.г 14 «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. | |
Связная речь мл.г 15 «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры: Перед ребёнком серия картинок. Ребёнок находит ошибку, а затем составляет рассказ по всей серии картинок. | Связная речь мл.г 16 «Закончи сам» Цель: развитие у детей воображения, сказочной речи. Ход игры: педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. | |
Связная речь мл.г 17 «Расскажем про…» Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. | Связная речь мл.г 18 «Даша не боится мороза» Цель: учить составлять описательный рассказ. Ход игры: Что надеть кукле Даши, чтобы не замёрзнуть на улице? (Ответы детей) | |
Связная речь мл.г 19 «Сравни животных». Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок. | Связная речь мл.г 20 «Опиши куклу». Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Ход игры. Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она. |
Связная речь мл.г 21 «Хороший - плохой» Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. Ход игры: В процессе игры дети пытаются выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их. | Связная речь мл.г 23 «Что сначала, что потом». Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. | |
Связная речь мл.г 22 «Зоопарк» Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по плану. | Связная речь мл.г 24 «Расскажем про Олю и зайчика». Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам. | |
Связная речь мл.г 25 «Распространи предложение» Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Связная речь мл.г 26 «Гуси-гуси» Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. | |
Связная речь мл.г 27 «Коршун» Цель игры: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. | Связная речь мл.г 28 «Сова» Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. | |
Связная речь мл.г 29 «Что подарили Наташе?» Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. | Связная речь мл.г 30 «Хохлатка» Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки. |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи.
во 2 младшей группе.
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
Лошадки и поезд
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.
«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе ...
Картотека по развитию связной речи в младшей группе.
картотека игр по развитию связной речи в младшей группе....
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
Картотека игр на развитие связной речи, средняя группа
Картотека игр...
Конспект занятия по развитию связной речи в младшей группе.
Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»...
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию связной речи у младших дошкольников
Картотека игр по развитию связной речи у дошкольников младшего возраста....