Картотека по развитию связной речи в младшей группе.
картотека (младшая группа)
картотека игр по развитию связной речи в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.docx | 84.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
Игр и игровых упражнений для развития связной речи
Младшая группа
Выполни команду!
Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.
Ход игры: Воспитатель предлагает определить группе детей выполнить какие-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде принадлежащих им игрушек.
– Сейчас я буду давать команды, но выполнять их будут не все дети, а только те, про которых я скажу. Будьте внимательны!
Пусть ко мне подойдут только дети в белых носочках!
Подпрыгните, дети с синими флажками!
Покружитесь, девочки с красными флажками!
И т.д.
Угадай игрушку!
Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей три-четыре игрушки. Дети называют их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.
Вначале воспитателю следует указывать на незначительное число признаков (один-два), в случае необходимости их число можно увеличить до трех-четырех.
Скажи какой
Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.
Ход игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают на какой-либо признак, например:
– Это кубик.
– Он синий.
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: Это кубик. Он… (какай?).
- 1-
Кто больше увидит и назовет?
Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки игрушки.
Ход игры: – У нас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас нужно будет сказать, что есть у Оли – какое платье, носочки, туфельки, волосы, глазки. Оля будет раздавать разноцветные флажки. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Я говорю: «У Оли светлые волосы». Оля дает мне голубой флажок. А теперь вы расскажите про Олю.
При затруднении воспитатель подсказывает детям, о чем еще можно сказать: «Скажи про Олины глазки, носочки и т.д.». В ходе игры воспитатель должен следить за правильным согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
Чтобы ребенок не ограничивался называнием какого-либо одного признака или действия объекта, нужно заинтересовать его, №награждая» за каждый удачный ответ разными предметами – «призами». Желание получить предмет, которого у него еще нет, побуждает ребенка к поиску нужного слова или фразы. Можно перед началом игры раздавать детям пирамидки без колец. За каждый правильный ответ ребенок получает очередное кольцо для собирания пирамидки.
Что напутал Буратино?
Задачи: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их.
Ход игры: – Буратино пришел со своим другом утенком. Он хочет показать, как он научился рассказывать. Давайте послушаем.
Буратино: У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!»
– Все ли правильно рассказал Буратино? Что он напутал?
Дети замечают неточности описания, исправляя Буратино, дают правильные названия отдельных признаков игрушек.
Разложи картинки
Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть.
Ход игры: Детям дают две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; стирает и вешает белье). Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку.
- 2 -
Кто что умеет делать?
Задачи: Научить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ход игры: Воспитатель называет или показывает животное, дети называют его действия. Например, так.
Белочка – скачет, прыгает, грызет орехи.
Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком.
Собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Зайчик – прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
Кто больше назовет действий
Задачи: Научить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ дается цветная ленточка. В конце игры побеждает тот, кто собрал ленточки всех цветов.
Что можно делать с цветами? – Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.
Где что можно делать
Задачи: Активизировать употребление в речи глаголов, соответствующих определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы. Дети, отвечая на них, подбирает глаголы определенной лексико-семантической группы. Игра проводится в форме соревнования.
Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы, ягоды, охотится, слушать птиц, отдыхать.
Что можно делать на реке? – Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу.
Что делают в больнице? – Слушают, выписывают лекарства, лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы.
Что делают в магазине? – Покупают, продают, взвешивают, заворачивают.
- 3 -
Скажи, что делает и что будет делать
Задачи: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и предполагаемых действий.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку и просит назвать действия героя картинки. Затем предлагает сказать, что будет делать герой картинки потом. Например: Девочка кормит куклу. Покормит и уложит спать.
Добавь слово
Задачи: Учить подбирать глаголы для обозначения действия, следующие за названием.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно закончить.
Оля проснулась и … (стала умываться).
Коля оделся и … (побежал гулять).
Он замерз и … (пошел домой).
Зайчик испугался и … (убежал, спрятался).
Ира обиделась и … (заплакала).
В данном упражнении следует обращать внимание на интонацию. Воспитатель использует интонацию незаконченного предложения.
Как медвежонок катался на машине
Задачи: Учить определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет.
Ход игры: Воспитатель рассказывает и инсценирует рассказ с помощью игрушек:
– Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: «С-с-с!» – колесо спустилось. Мишка остановился, вышел и стал накачивать колесо: «С-с-с!» Накачал и поехал дальше.
После инсценировки воспитатель просит детей назвать все, что делал медвежонок: решил покататься – сел – поехал – слышит – остановился – вышел – стал накачивать – накачал – поехал.
- 4 -
Назови, что это, и скажи, какой
Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью.
Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны вынуть игрушку, назвать ее и сказать, какая она.
– Это мяч. Он круглый.
Объясни Буратино
Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.
Ход игры: Буратино, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.
– Посмотрите, какое у меня красивое красное яблоко. (Достает репку).
– Это репка. Она желтая.
Кто позвал?
Задачи: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с указанием одного из его признаков.
Ход игры: В игре участвуют дети с игрушками в руках. Водящий ребенок должен узнать по голосу, кто его позвал, назвать позвавшего и сказать, что у него в руках.
Например:
– Это Дима. У него коричневый мишка.
Игра может проводиться и без использования игрушек. При этом водящий должен назвать одну или несколько деталей внешнего вида позвавшего ребенка.
Например:
– Это Света. У Светы розовое платье и красивый бант.
- 5 -
У кого какой зверь?
Задачи: Обучать пофразному описанию игрушек совместно с воспитателем или другим ребенком.
Ход игры: Воспитатель и ребенок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:
– У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку:
– А у меня цыпленок.
– Утенок желтый.
– И цыпленок желтый.
– У утенка большие красные лапы.
– А у цыпленка лапки маленькие.
И т.д.
Сначала для сравнения берется игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать совсем разные игрушки: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.
Встань в круг!
Задачи: Обучать коллективному описанию игрушки.
Ход игры: Воспитатель приносит новую игрушку. Дети постепенно должны образовать вокруг нее круг, взявшись за руки. Делается это так. Первый ребенок (в случае затруднения – воспитатель) называет игрушку: «Это лошадка». Второй берет первого за руку и начинает описывать лошадку: «Она серая». Третий продолжает описание, тоже становясь в круг. Когда круг будет образован и описание закончится, дети начинают водить хоровод вокруг игрушки.
Кто знает, пусть продолжает!
Задачи: Учить составлять рассказ по заданной схеме совместно с воспитателем.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети ее по-разному заканчивают.
– Мама купила Алеше… Она была… Алеше захотелось… Тут пришел… Они стали…
– На клумбе росли… Они были… Таня взяла… и стала…
– У Светы заболел… Пришел… Он… Света…
– Решил щенок… Тут пришел… и спрашивает… Щенок отвечает… Тогда котенок сказал… И стали они…
- 6 -
Поезд
Задачи: Обучать коллективному повествованию.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в вагончики. «Вагончики» - дети прицепляются друг к другу по следующим правилам. Прицепится сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ и правильно продолжить рассказ. Воспитатель начинает:
О – В лесу жил …
1-й ребенок: Трусливый зайчик.
2-й: Один раз он пошел гулять.
3-й: Вдруг он увидел большую змею.
4-й: Зайчик испугался и убежал.
Чтобы помочь детям, воспитатель повторяет последнее слово или целиком предложение предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание следующего рассказчика на сюжетной линии рассказа. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало фразы: "Жил... Пошел… Вдруг… И тогда…» Дети, составившие рассказ, образуют «поезд», который «едет» по группе.
Разноцветный сундучок
Задачи: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Наглядный материал: Шкатулка. Предметные картинки, иллюстрирующие существительные среднего и женского рода (яйцо, кольцо, платье, яблоко, полотенце, пуговица, матрешка, пирамидка, лопата и др. – по числу детей).
Ход игры: На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение.
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля, загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яйцо? Какая матрешка?» Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить его родовую принадлежность.
Если на картинках изображены два-три предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
- 7 -
Теремок
Задачи: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным.
Наглядный материал: Деревянный теремок. Игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Ход игры: Воспитатель ставит (строит) на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети группой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.
– Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку… Кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) Кто в теремке живет? Никого нет. Стала мышка в теремке жить.
Прискакала к теремку… (Лягушка.) И т.д.
При рассказывании используются слова прибежала, прибежал, прискакал, прискакала, притопал. После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на эти слова: «Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал?»
О – Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
Лото
Задачи: Упражнять в образовании форм множественного числа существительных в именительном и родительном падеже.
Наглядный материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка – матрешки, ведро – ведра, пирамидка – пирамидки, кольцо – кольца и т.д.).
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя парные. Обращается к детям:
– Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки, должен быстро сказать об этом. Например, у меня ведро. А у Веры ведра. Вера должна быстро сказать: «У меня ведра» или «У меня много ведер». Обязательно надо назвать игрушку.
Тот, кто замешкался, отдать свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвать игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т.д. Задания воспитатель придумывает вместе с детьми.
- 8 -
Мишка, ляг!
Задачи: Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении.
Наглядный материал: Плюшевый мишка – «говорящая» игрушка.
Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его.
– Медвежонок умеет выполнять поручения. Его можно попросить: «Мишка, ляг на бочек», «Ляг на спинку», «Ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите: «Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы.
О – Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик».
Можно давать и другие задания мишки: «Поезжай (с горки)», «Поскачи», «Попляши» и т.д.
Потерялись
Задачи: Учить соотносить название животного и его детеныша.
Наглядный материал: Игрушечный домик. Животные (игрушки): утка – утенок, курица – цыпленок, коза – козленок, корова – теленок, лошадь – жеребенок.
Ход игры: Воспитатель расставляет в разные места комнаты игрушки: утку, курицу, козу и т.п. На ковре игрушечный домик: «Кто в теремочке живет?»
– Давайте посмотрим. «Кря-кря-кря», - кто это? Утка? (Достает из теремка.) Большая и маленькая? Маленькая? Это ребята утенок. Маленький утенок. А утка его – мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку. (Ребенок ходит по группе, ищет.)
А это чей голосок: «Пи-пи-пи»? Кто это? (Достает цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. И т.д.
Когда дети найдут мам для всех малышей, они сажают игрушки парами. Дети рассматривают их, называют: утка – утенок, курица – цыпленок и т.д. Зверей сажают в машину (или поезд) и увозят в гости к другим детям.
- 9 -
Чей голос?
Задачи: Различать животных и их детенышей по «голосам». Правильно соотносить их названия.
Наглядный материал: Игрушки: мышка – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок.
Ход игры: В гости к детям приходят (приезжают) звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос звучит.
– «Му», о – кто так мычит? (Корова.) А тоненько кто мычит? (Теленок.)
– «Ква-ква» о – чей голос? Это грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок.) Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? (Лягушонок.) и т.д.
После игры дети могут поиграть с игрушками. Для этого надо правильно позвать животное: «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, иди ко мне».
Домик для зверят
Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных.
Наглядный материал: Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т.д. – по количеству детей. Строительный материал.
Ход игры: Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
О – К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Хотите? Выберите, для кого будите строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне, пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
О – Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре раскладывается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.
- 10 -
Поручение
Задачи: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. Активизировать употребление в речи названий детенышей животных.
Наглядный материал: Игрушки: бельчонок и котенок.
Ход игры: Раздается мяуканье.
– Кто это мяукает? Где он?(Выходит в раздевалку вместе с детьми.)
– Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить : «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).
Дружные ребята
Задачи: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий.
Наглядный материал: Игрушки: белка и лиса.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям правила игры:
О – Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна – бельчата, вторая – лисята. Вот ваши дома (воспитатель ставит в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать – резвиться на лужайке. При команде «Волк в лесу!» все бегите к своим мамам. Выиграют те, кто скорее соберется. Игра повторяется три-четыре раза.
- 11 -
Два брата
Задачи: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов.
Наглядный материал: Игрушки: медвежата Шустрик и Мямлик.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям следующую историю:
– Жили-были в лесу два брата – два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показывает игрушки).
Шустрик был веселый, послушный, всегда успевал все вовремя сделать.
Мямлик – очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он был всегда грустный, а родители считали его непослушным.
Слова воспитателя сопровождаются быстрыми движениями Шустрика и Медленными – Мямлика.
Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только … (встает – добавляют дети). Шустрик оделся, а Мямлик … одевается. (Заправил постель – заправляет, умылся – умывается, почистил зубы – чистит, позавтракал – завтракает, пришел в школу – идет в школу, пообедал – обедает, сделал уроки – делает уроки, собрался на прогулку – собирается, лег спать – ложится и т.д.).
Подскажите Мямлику, как сделаться веселым?
Примечание. В содержании игры можно использовать различные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и т.д.
- 12 -
Добавь слово
Задачи: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное слово по смыслу высказывания.
Наглядный материал: Кукла Гена.
Ход игры: Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.
О – К нам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что умеет делать Гена, мы сейчас угадаем.
О – Я умею постель … убирать (глагол подбирают дети, отвечают хором).
Я умею пол … (подметать).
Я умею пыль … (вытирать).
Я умею посуду … (мыть, полоскать).
Я умею постель … (застилать).
Я умею цветы … (поливать).
Я помогаю стол … (накрывать).
Я помогаю тарелки … (расставлять).
Я помогаю вилки … (раскладывать).
Я помогаю крошки … (сметать).
Я помогаю комнату … (убирать).
При повторном проведении игры дети от хоровых ответов переходят к индивидуальным, дополняя высказывания Гены.
- 13 -
Скажи наоборот
Задачи: Учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы (слова с противоположным значением).
Наглядный материал: Чиполлино.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям историю о Чиполлино.
О – Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать.
А почему он загрустил? Да потому, что не умеет подбирать «слова-наоборот», слова с противоположным значением.
Поможем Чиполлино, дети? Я буду называть слова, а вы с Чиполлино придумывайте слова с противоположным значением.
Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети:
входить – выходить говорить – молчать
вбегать – выбегать мириться – ссориться
прибегать – убегать надевать – снимать
привозить – увозить одевать – раздевать
прилетать – улетать кричать – молчать
приходить – уходить нагревать – охлаждать
подплывать – уплывать смеяться – плакать
закрывать – открывать хвалить – ругать
вставать – ложиться улыбаться – хмуриться
Невидимки
Задачи: Упражнять в образовании форм второго лица единственного и множественного числа глаголов.
Наглядный материал: Куклы, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки), кукольная мебель.
Ход игры: В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка-невидимка. Когда он её надевает, то все перестают его видеть. Невидимка надевает шапку и сразу же прячется за ширму, затем рассказывает детям, что он любит и умеет делать (танцевать, петь, читать стихи, бегать, прыгать, играть на музыкальных инструментах, сидеть, стоять, ходить и т.д.)
Невидимка за ширмой выполняет одно из названных действий. Дети угадывают, что он делает, задавая ему вопросы: «Ты спишь?», «ТЫ делаешь зарядку?» и т.д. Выигрывает тот, кто угадал; он же получает право быть новым Невидимкой.
- 14 -
Олины помощники
Задачи: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов.
Наглядный материал: Кукла Оля.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям:
– Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле. Вот кукла идет (показывает на ноги). Это что? Это ноги. Да, помощники Оли – ноги. Что они делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют, катаются, тормозят, едут). Руки… (берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают). Зубы… (жуют, кусают, грызут). Глаза… (смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся). Уши… (слушают). А как о них сказать ласково? (Ножки, ручки, глазки, зубки, ушки).
Дети, сейчас я буду читать стихотворение, а вы подсказывать, кто Олины помощники (воспитатель читает стихотворение Е.Каргановой «Олины помощники»).
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле ….
(интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей к подсказке) …ножки.
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …. ручки
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оли …. зубки
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оли …. глазки.
После чтения стихотворения воспитатель обращается к детям с вопросами: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?».
- 15 -
Кто что делает
Задачи: Закреплять умение правильно образовывать формы глаголов третьего лица, единственного и множественного числа.
Наглядный материал: Игрушки: кошка, собака, два ежа.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка – серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собака – белая, мохнатая, большая; ежи – колючие, серенькие, маленькие).
– Как вы думаете, что делает кошка, когда мы её гладим? (Мурлычет, радуется, выгибает спинку.)
А что она делает, когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает).
Что делает кошка, когда видит не настоящую, а игрушечную мышку? (Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется).
Еще что умеет делать кошка? (Мурлыкать – «мяу-мяу», лакать молоко, охотиться).
Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет эти слава).
– А что делает собака? (Лает, кусает, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест).
Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит).
А когда собаке дают кусочек мяса, то что она делает? (Подпрыгивает, служит, ест, радуется).
– А что умеют делать ежи? (Они бегают, сворачиваются в клубки, плавают).
А как они свой голос подают? (Ежи фыркают – «фыр-фыр»).
Ответы сопровождаются движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.
- 16 -
Все наоборот
Задачи: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.
Наглядный материал: Игрушки: две обезьянки.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям:
– Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте (рассказ сопровождается движением игрушек). У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Если Послушница собирает игрушки, Упрямица разбрасывает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу)… открывает. (Принесет – унесет, пришьет – оторвет, вычистит – испачкает, замолчит – заговорит, повесит – снимет и т.д.).
Тему можно продолжить стихотворением В.Берестова «Непослушная кукла»:
Её просят танцевать,
Она лезет под кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть – они лежать,
Все лежать – она бежать.
Что за воспитание !
Просто наказание !
– Дети, с кем бы вы хотели играть – с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Дети отвечают). Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором писательница предлагает упрямым детям исправиться (читает стихотворение Е. Каргановой «Делайте на оборот»).
Если вы очень упрямы,
Делайте наоборот –
Не вам помогают мамы,
А вы помогайте! Вот.
- 17 -
Назови, что сделал Умейка
Задачи: Учить составлять (распространять) предложения с однородными сказуемыми.
Наглядный материал: Бумага, ножницы; игрушки и др. (по усмотрению воспитателя).
Ход игры: В гости к детям приходит Умейка, который все умеет делать (заранее подготовленный ребенок, можно из старшей группы). Воспитатель дает ему задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отреж полоску и отдай Сереже». Ребенок начинает выполнять задание, а дети в это время внимательно следят за ним. Выигрывает тот, кто правильно перечислил все действия, выполненные Умейкой. Ребенок-победитель получает право заменить гостя.
Задания Умейке могут быть самые разные: беги к двери, попрыгай и побеги обратно; подойди к столу, возьми книгу и дай Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его в верх.
Кто больше назовет действий
Задачи: Активизировать употребление в речи глаголов, закрепить умение образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо).
Наглядный материал: Картинки: платье, самолет, дождь, снег, кукла, собака, солнце.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки, а дети должны подобрать всевозможные слова, обозначающие действия изображенного предмета или явления. Например:
– Что можно сделать с платьем? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать,, вычистить…).
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, взлетает, поднимается, садиться…).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…).
Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрепит…).
Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, водить на прогулку, учить танцевать, одевать, наряжать, купать, качать…).
Что делает собака? (Лает, грызет кость, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, бегает, охраняет…).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…).
Такую игру можно проводить по разным темам: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.
- 18 -
Кто больше скажет о профессии
Задачи: Учить соотносить действия людей с их профессией, соответствующие глаголы с существительными (строит – строитель, учит – учитель и т.д.).
Ход игры: Воспитатель уточняет понимание детьми слов профессия, действие. Обращается к детям:
– Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это мая профессия. Я рассказываю вам, как надо себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно повар. А какие еще вы знаете профессии? (Дети называют). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же делает повар?
– Повар варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи…
– А что делает врач?
– Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
– А что делает портной?
– Портной кроит, наметывает, гладит, примеряет, шьет.
Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника и т.д., а дети называют действия, которые выполняют люди этих профессий.
Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей. В ином случае организуется в более старших группах.
- 19 -
Маша обедает
Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: Игрушки: собака, кошка, курочка, кукла; стол, скатерть, стулья; чашка, миска, блюдце, черепок.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям:
– Машенька пришла с прогулки ( показывает детям куклу) и очень хочет есть, ей пора мыть руки и обедать (раздевает куклу и сажает за стол).
Затем воспитатель читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывает представление. (Машина комната имеет стенку с дверью).
Час обеда подошел.
Села Машенька за стол.
– Гав, гав, гав!
К двери подходит собачка. Что делает собака? (Гавкает).
– Кто это там?
– Это я,
Ваш верный пес,
Ваш Арапка, черный нос.
День и ночь
Я дом стерег.
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
– Иди, Арапка,
Мой свои лапки.
Собака идет, моет лапки и подходит к дому.
– Мяу-мяу!
– Кто ж теперь
К нам царапается в две6рь?
Подходит кошка. Что делает кошка? (Мяукает).
– Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я вам погреб стерегла,
Всех мышей перевела.
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Кошка садится у крыльца.
– Куд-куда, куд-куда.
– Кто еще спешит сюда?
Пришла курочка. Что делает курочка?...
- 20 -
Вышла курочка рябая.
– Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила,
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот…
Кукла подходит к дверям и открывает их.
Маша всех к столу зовет.
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку-рябку.
Игрушки проходят в дверь и садятся за стол.
Никому отказа нет,
Подам каждому обед:
Воспитатель расставляет посуду.
Собачка – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке- несушке
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
Чей голос
Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: Игрушки: кошка, собака, курочка, петушок; автомобиль.
Ход игры: В гости к детям приезжают игрушки. (Воспитатель показывает, а дети называют игрушку). Вот… кошка, вот…собака… и т.д.
В ходе следующего затем диалога воспитатель побуждает детей произносить звукоподражания и образованные от них глаголы:
– Кукареку! Чей это голос, кто так поет? (Петушок). Как кукарекает петушок? (Кукареку).
Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка?..
Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка). Как лает собачка?..
Мяу, мяу! Кто это?.. (Кошка). Как мяукает кошка?..
Гав, гав, гав! Чей голос? (Собачки). Что она делает? (Лает).
Мяу, мяу! Чей голос? (Кошки). Что кошка делает? (Мяукает).
Куд-куда, куд-куда! Чей голос? (Курочки). Что делает курочка? (Кудахчет).
Кукареку? Это кто? (Петух). Что делает петушок? (Кукарекает).
- 21 -
Не умеют читать
Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов, активизировать употребление глаголов движения (улетел, убежал).
Наглядный материал: Игрушки: цыпленок, утка, ворона, петух, воробей, корова, поросенок; Маша, мама (куклы).
Ход игры: Воспитатель читает детям историю, сопровождая чтение действиями с игрушками.
– Жила-была девочка Юля. Решила она научить читать цыпленка. Позвала она его к себе и говорит: «Читай – па-па». Цыпленок: «Пи-пи-пи», – и убежал. Позвала Юля утку: «Читай – ма-ма». Утка: « Кря-кря-кря», - и ушла. Вышла Юля в сад. Видит – летит ворона. «Сорока-ворона, давай почитаем», - а ворона: «Кар-кар», - и улетела.
На птичьем дворе встретила Юля большого петуха. «Петушок, петушок, золотой гребешок, давай почитаем», - а петух: « Кукареку-у, кукареку-у…», - и отошел. Рядом увидела Юля маленького воробья, подошла к нему с книжкой и спросила: «Хочешь, я научу тебя читать?» А воробей: «Чик-чирик, чик-чирик», - и попрыгал дальше.
Пошла Юля в поле, где пастух коров пасет. Подошла к буренке и тихо ей на ухо прошептала: «Давай с тобой почитаем». А корова: «Му-му-му», - и прошла мимо. Подошла Юля к поросенку. «Мне хочется научить тебя читать. Пойдём со мной», - сказала она. Поросенок: « Хрю-хрю-хрю», - и ничего больше не ответил.
Юле вдруг стало одиноко и грустно, и она, расплакавшись, побежала домой к маме. Мама обняла ,успокоила дочку и сказала: «Цыпленок пищит –«пи-пи-пи»; утка крякает – «кря-кря-кря»; ворона каркает – « кар-кар-кар»; петушок кукарекает – «кукареку-у»; поросенок хрюкает- «хрю-хрю-хрю», а читают только дети».
– Давайте поиграем. Я – девочка Юля. А вы – цыплята. «Цыплята, читайте – па-па». Как цыплята ответили? Запищали: «Пи-пи-пи». И убежали (дети убегают).
А сейчас вы – утки. Утки идут переваливаясь. Как они крякают?.. (Кря-кря.) Не умеют утки читать? Убежали?
А сейчас кто вы? Кар-кар! Покажите, как летают и каркают вороны. Не умеют читать вороны! Улетели?
А это кто? Кукареку! Что делает петушок?.. (Кукарекает.)
Покажите, как петушок ходит важно, высоко ноги поднимает, кукарекает. Не умеет читать петушок? Нет? Ушел он?
А это кто прыгает: чик-чирик, чик-чирик! Что делает воробей?.. (Чирикает.) Не умеет читать воробей. Чик-чирик! И у…(прыгал).
Му-му! Кто идет? Что она делает?..(Мычит.) Не умеет читать корова. Важно у…(шла).
Хрю-хрю! Кто это? Что делают поросята?.. (Хрюкают.) Поросята у…(бежали).
-22-
– Сейчас я узнаю, были ли вы внимательны. Вспомните, кто встретился Юле, кого она учила читать?.. (Цыпленка, утку, ворону, петуха, воробья, корову, поросенка.)
Чей это голос: «Пи-пи-пи»? Что делает цыпленок?.. (Пищит.)
А это кто: «Кря-кря-кря»? Что делает утка?.. (Крякает.)
Кря-кря-кря. Кто это?.. (ворона). Что она делает?.. (Каркает.)
Кукареку! Что делает петух?..(кукарекает.)
Чик-чирик. Это … (Воробей.) Что он делает?.. (Чирикает.)
Корова: «Мууу» – что она делает?.. (Мычит.)
Хрю-хрю-хрю! Это … (поросенок). Что он делает?.. (Хрюкает.)
Игра сопровождается показам игрушек.
Лесенка
Задачи: Упражнять в понимании и употреблении глаголов, производных от звукоподражаний.
Наглядный материал: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака; куклы Боря, Таня и Нина.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение действиями игрушек. Дети включаются в чтение, отвечая на вопросы текста.
Стоит на дворе лесенка.
На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух,
Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята?..
(Здесь и далее после вопросов ответы детей.)
На вторую ступеньку прыгнула кошка.
Сидит – язычком облизывается, мурлычет.
Как она мурлычет?..
А пес на третью ступеньку прыгнул.
Хвостом по ступеньке постукивает.
На кошку рычит.
Как он рычит, ребята?..
А на четвертую ступеньку взобрался Боря.
Сидит – вниз поглядывает, ножками болтает.
Как он ножками болтает?..
А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела:
«Мы сидим на лесенке и поем мы песенки».
Как она поет, ребята?
-23-
И вдруг зашумел ветер.
Как он шумит?..
Часто-часто застучал дождь.
Как он стучит, ребята?
Петух спрыгнул, крыльями замахал,
Под крыльцо спрятался.
И пес туда же забрался.
Кошка – та ловко прыг-шмыг
В открытое окошко.
А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят,
Плачут. Как они плачут?..
Вышла на крыльцо Нина,
Ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножки по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли ребята в дом – осталась лесенка пустая.
Е. Шабид
Оркестр
Задачи: Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Наглядный материал: Игрушки: зайка-барабанщик, барабан, балалайка, гармонь, волчок, дудки, звоночки, бубны, погремушки.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Какие бывают подарки», сопровождая речь действиями с игрушками.
Зайку сделали из плюша.
У него большие уши
И особенный талант:
Этот зайка – не зазнайка,
Этот зайка музыкант.
– Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.
Ой звенит она, звенит,
Всех игрушек веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка.
Это наша … (балалайка).
-24-
Тот, кто первым отгадал, получает музыкальный инструмент. Этот ребенок будет играть у зайки в оркестре.
– Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?.. (Гармонь.)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду,
Да-да, да-да-да.
Так поет она всегда,
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка.)
Зайка принес музыкальный волчок. (Воспитатель показывает волчок, вместе с зайкой подходит с ним к детям и запускает.)
Волчок музыкальный
Поет и жужжит,
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко!
И вдруг ни с того,
Ни с сего – остановка.
Волчек остановился возле Сережи.
– Ты хочешь поиграть с волчком?
А вот еще игрушки: звонки, бубны, погремушки.
Дети, звонки что делают?.. (Звенят.)
Погремушки?.. (Гремят.)
Барабан?.. (Барабанит.)
Дудочки?.. (Дудят.)
Ответившие правильно дети получают игрушки.
Оркестр получится большой,
Играйте, дети, хорошо.
-25-
Профессии
Задачи: Закреплять умение соотносить название профессий и соответствующие им действия.
Наглядный материал: Картины (фотографии) с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон и т.д.).
Ход игры: Воспитатель обращается к детям и предлагает их вниманию картины, изображающие людей разных профессий.
– Пашет, сеет, хлеб убирает – кто?.. (Хлебороб.)
А кто хлеб нам выпекает?.. (Пекарь.)
Кто лекарства отпускает?.. (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной?.. (Портной.)
Кто ее продает, наконец?.. (Продавец.)
К нам приходит с письмом
Прямо в дом – кто же он?.. (Почтальон.)
Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь свою профессию. Все они почетны, будь это хлебороб или пекарь, аптекарь, портной или продавец, почтальон или строитель. Но кем бы ты ни стал, главное – хорошо и честно трудиться.
Подарки
Задачи: Учить соотносить предметы и действия, которые с ним производят.
Наглядный материал: Кукла Оля, корзина, дудочка, шапка, конфета (шоколадка), игрушки: птички, жук, рыбки, собачка.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям:
– У нашей куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла к нам со своими подарками. Подарки подарили Оле ее друзья.(Все подарки находятся в корзине.)
Вова принеси подарок, в который можно дудеть. Что подарил Оле Вова?
После ответов детей дудочка вынимается из корзины и кладется на стол. Далее в игре используются отрывки из стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». Игра сопровождается действиями с игрушками.
– Коля принес подарок, который можно надеть. Что можно надеть?
Петя принес вкусный подарок, который всем нравится.
Этот подарок можно съесть, и золотая бумажка останется.
Саша принес такой подарок, который может влететь, в клетке сидеть и петь.
А Витя принес подарок, который может ползти.
А Толин подарок умеет плыть и плавниками грести.
Тут Миша принес подарок, который ходит!
Который хвостом виляет и лает,
И каждый этот подарок желает.
Теперь Оле интересно узнать, что дарят вам в день рождения родные и друзья. Что делаете вы со своими подарками?
-26-
Подскажи словечко
Задачи: Учить подбирать нужную форму глагола, ориентируясь на рифму и смысл стихотворения.
Наглядный материал: Кукла Умейка.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям:
– Умейка хотел вам почитать стихи, но, пока шел в детский сад, по дороге потерял последнее слово. Поможем Умейке подыскать нужные слова, дети?
Голосок твой так хорош –
Очень сладко ты… (поешь).
С. Маршак
Зайка звонко барабанит,
Он серьезным делом… (занят).
И. Токмакова
Телефон опять звонит,
От него в ушах… (звенит).
А. Барто
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их… (не нашли).
А. Бродский
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман… (пришить).
И конфетку… (положить).
З. Александрова
А теперь вы сами почитайте стихи Умейке.
-27-
Что было бы, если бы…
Задачи: Уметь самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глагола, различать их в речи.
Ход игры: Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
-28-
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»
Воспитатель спрашивает:
– Почему все вещи убежали от Федоры? Что было бы, если бы дети все игрушки разбросали, поломали? (Ответы детей.)
-29-
Гуси
Задачи: Обогащать речь однокоренными наименованиями.
Наглядный материал: Гусь, гусыня, гусята (игрушки или картинки).
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки (картинки).
Это … (гусь). Он крылатый, горластый, у него ноги, как ласты.
А это – мама гу…(сыня). У гуся и гусыни дети гу…(сята), гусятки. Один – гу…(сенок), а если много – гусята, много гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знают: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним ни за что не пойдет босиком.
В. Берестов
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапками-ластами шлепают, переваливаются. Идут гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком.
Непослушная кукла
Задачи: Активизировать употребления глаголов в речи.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение В. Берестова и предлагает сказать, что перепутала кукла, что она делала не так.
Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
«Что за воспитание!
Просто наказание!»
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет под кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть – она лежать.
Все лежать – она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!
-30-
Заяц-барабанщик
Задачи: Формировать умение выделять в речи однокоренные слова (барабан – барабанить, ворчит – ворчун).
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение В. Берестова и задает вопрос, как можно назвать зайца, который ворчит и не хочет барабанить без морковки.
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения.
Нет обстановки.
Нет подготовки.
Не вижу морковки.
Вот когда я взрослым стану
Задачи: Учить понимать игру слов, развивать чувство юмора.
Ход игры: Воспитатель весело, с подъемом читает стихотворение В. Приходько, стараясь, чтобы дети поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу -
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу,
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу,
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу.
-31-
Вот какая мама
Задачи: Учить различать глаголы одеть и надеть.
Наглядный материал: Кукла, одетая в сорочку, платье, на ногах носочки и туфельки.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с куклой.
– Куколка только что проснулась. Ее надо одеть, обуть. Что надеть? Во что обуть? (Одевает, обувает.) Кого мы одели? Что делали?
Стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама» служит иллюстрацией к игре.
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
-32-
Пылесос
Задачи: Учить соотносить предметы и его характерные действия (функции).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение
В. Приходько и назвать, о каком предмете (о чем) в нем говорится.
Батюшки, сколько пыли!
Где же вы раньше были?
Меня вы совсем забыли...
Ладно, ладно, не страшно.
Все ясно.
Изумительно грязно!
Просто прекрасно!
Для меня это шутка.
Еще минутка —
Там уже чисто.
А тут как?
Не устали от чуда?
Нет, покуда?
Ну, разве я не чудо?
Да, кстати,
Загляну еще раз
Под кровать.
Потом пройдусь по ковру.
На полке книги протру —
И снова в углу замру.
-33-
Оса
Задачи: Закреплять умение соотносить слово и выразительное движение.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.
Когда мы с мамой варим вишню.
Наверно, осам это слышно.
И осы к нам в окно летят.
Варенья нашего хотят.
На кухне, где кипит варенье,
Осиное столпотворенье.
За ними нужен глаз да глаз.
От них мы закрываем таз.
А я возьму варенье в ложку,
Немножко капну на ладошку
И крикну: — Вот тебе, оса,
Посадочная полоса.
Приятно маленькой сластене
Варенье пробовать с ладони.
Прильнет, и усики нагнет,
И красный сок сосать начнет.
Проходит длинная минута,
А мне не страшно почему-то,
Ведь не ужалит без нужды
Оса,
Не чувствуя вражды?
Оса
Мне кожу пощекочет.
Оса
Сказать, как будто хочет:
— Дружи со мной
И никогда
Не трогай нашего гнезда.
-34-
Используемая литература:
- Развитие речи детей 3-4 лет. Авторы-составители: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе ...
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).
Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....
Картотека игр по развитию связной речи в младшей группе.
Картотека игр по формированию связной речи у детей в младшей группе....
Конспект занятия по развитию связной речи в младшей группе.
Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»...
Картотека дидактических игр для развития связной речи в старшей группе
Картотека дидактических игрдля развитиясвязной речив старшей группе...
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию связной речи у младших дошкольников
Картотека игр по развитию связной речи у дошкольников младшего возраста....