Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме «От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Задачи интегрированного занятия в средней группе "Экспериментирование и развитие речи":
- Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об озране органов речи.
- Познакомить с понятием "звонкий и глухой согласгный звук".
- Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ".
- Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
- Продолжать учить определять место звука в слове, интонационно выделяя звуки.
- Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель высшей квалификационной категории Куликова С. В.
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме
«От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
Задачи:
- Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
- Познакомить с понятием «звонкий и глухой согласный звук».
- Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
- Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
- Продолжать учить определять место звука в слове, интонационно выделяя звуки.
- Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Ход занятия:
Воспитатель и дети приветствуют гостей и занимают свои места за столами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от куда берётся звук?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте разберёмся в вопросе «От куда берётся звук?»
Предлагаю «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шёпотом.
Дети: говорят друг другу слова шёпотом.
Воспитатель: а теперь повторите эти слова так, чтобы их услышали все.
Дети: повторяют слова так, чтобы их услышали все.
Воспитатель: что вы сделали, чтобы ваши слова услышали все?
Дети: произнесли слова громко.
Воспитатель: от куда выходили громкие звуки?
Дети: из горлышка.
Воспитатель: поднесите руку к горлышку, произнесите разные слова то шёпотом, то громко, и скажите, что при этом ощущали ладошкой?
Дети: когда говорили громко – в горлышке что-то дрожит, когда говорили шёпотом – дрожания нет.
Воспитатель: давайте заглянем внутрь горлышка. Видите, тоненькие нити – это голосовые связки. Чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. Если мы произносим звук тихо – голосовые связки вибрируют почти незаметно, но если звук произнести громко, то голосовые связки сильно натягиваются, вибрируют и при очень сильной вибрации и натяжении могут повредиться или даже порваться. Поэтому очень громко кричать нельзя. Можно остаться без голоса.
Предлагаю провести эксперимент.
Эксперимент.
Дети берут линейку с натянутой тонкой нитью.
Воспитатель: извлеките тихий звук, дёрнув нить.
Дети: выполняют.
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы звук был громче?
Дети: дёрнуть нить посильнее. (Дёргают нить сильнее)
Воспитатель: что произошло с нитками и линейками?
Дети: у некоторых нитки порвались, а линейки сильно изгибались.
Воспитатель: разговаривая спокойно, без крика человек бережёт свой голос.
Воспитатель: Ответьте на вопрос: от куда берётся голос?
Дети: звуки берутся из горлышка при помощи голосовых связок.
Воспитатель: звуки берутся из горлышка при помощи голосовых связок, а произносить чётко и красиво звуки помогает язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Язычок живёт в домике, который называется …(рот). Язычок очень подвижный и не любит долго лежать на месте, вот он вдруг начал толкать правую щёку, потом левую. Ему показалось, что можно толкаться сильнее и сильнее толкнулся в правую щёку, потом в левую. Язычок решил поцокать как лошадка. Зубки рассердились и стали тихонько покусывать язык. Язычок решил помириться с зубками и решил помыть их. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки и язычок помирились, а ротик улыбнулся.
Воспитатель: язычок наш активно двигался, давайте и мы устроим разминку.
Физкультминутка «У оленя дом большой».
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли ваши знакомые куклы. (Прикрепляет на доску изображения кукол). Как их зовут?
Дети: Даша и Таня.
Воспитатель: назовите первый звук в словах Даша и Таня.
Дети: твёрдые согласные звуки «Д» и «Т».
Воспитатель: каким цветом они обозначаются?
Дети: синим цветом.
Воспитатель: какие любимые звуки есть у Даши и Тани?
Дети: мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ».
Воспитатель: каким цветом они обозначаются.
Дети: зелёным цветом.
Воспитатель: приложите руку к горлышку и произнесите звуки «Д» и «Т». Что вы почувствовали?
Дети: когда произносили звук «Д», горлышко вибрировало, а когда произносили звук «Т» горлышко оставалось спокойным.
Воспитатель: как вы думаете, почему так происходило?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: если при произнесении звука горлышко вибрирует, то значит этот звук звонкий. Если при произнесении звука горлышко не вибрирует, то такой звук называется глухой. Звонкость звука обозначается колокольчиком. Звук «Д» - звонкий. (Помещает условное обозначение звонкого звука на доску). Звук «Т» - глухой. Теперь мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть не только твёрдыми и мягкими. Они могут быть ещё звонкими и глухими.
Игра «Бантики»
Воспитатель: Даша и Таня предлагают поиграть с ними в игру «Бантики». Под бантиками спрятаны задания для игры, а под одним из бантиков – сюрприз. Желающий может выйти и снять бант.
Первое задание. Воспитатель произносит слова, если услышите мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ», то поднимите зелёные карточки, если услышите твёрдые согласные звуки «Д» и «Т», то поднимите синие карточки.
Телевизор, дудочка, дерево, тарелка, дорога, девочка, тетрадь, тыква.
Воспитатель: молодцы. Желающий может выйти и снять следующий бант.
Второе задание. Назвать предмет, который нарисован на картинке. Назвать любимый звук Даши или Тани, услышанный в названии предмета. Разместить картинку под условным изображением звука.
Воспитатель: молодцы. Предлагаю отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Птички в гнёздышках».
Воспитатель: Желающий может выйти и снять следующий бант.
Третье задание. Раздели правильно слово на слоги. Под картинкой нужно разместить подходящую схему слова. (Стул, медведь, самолёт, ландыш)
Воспитатель: молодцы. Желающий может выйти выбрать следующий бант.
Четвёртое задание. «Необычный оркестр». Пусть каждый возьмёт карточку. На карточках изображены музыкальные инструменты. Назовите их.
Дети: дудочка, барабан, колокольчик.
Воспитатель: кто ещё изображён на карточке?
Дети: синица.
Воспитатель: Каждый предмет, изображённый на карточке будет звучать, но произносить звуки будете вы. Например, дудочка будет звучать так «Ду-ду-ду», колокольчик – «Динь-динь-динь», барабан – «Та-та-та», а синичка будет петь «Тю-ить, тю-ить, тю-ить». Дирижёром оркестра буду я.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: молодцы. Желающий может снять последний бант.
В последнем банте спрятан сюрприз. Куклы на прощание дарят вам медали за хорошую игру. А мы давайте подведем итоги. Скажите, как вы сегодня произносили слова: тихо, громко, очень громко или шёпотом?
Дети: тихо и громко.
Воспитатель: почему не произносили слова очень громко.
Дети: берегли голос.
Воспитатель: какие звуки были главными в наших играх?
Дети: твёрдые согласные звуки «Д» и «Т», мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ».
Воспитатель: что нового мы узнали о согласных звуках?
Дети: согласные звуки могут быть звонкими и глухими.
Воспитатель: как определить звонкий и глухой согласный звук?
Дети: поднести руку к горлышку. Если горлышко вибрирует при произнесении звука, значит звук звонкий, если не вибрирует – звук глухой.
Воспитатель: вы просто молодцы, я горжусь вами. Наше занятие подошло к концу попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему: « Посуда»
...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по познавательному развитию "В поисках клада".
Число 2. Пара.Познакомить детей с понятием пара;Учить сравнивать группы предметов, содержащих до пяти предметов, по количеству на основе составления пар;Учить сравнивать предметы по одному признаку и ...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе области «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «В гостях у сказки»
Конспект предназначен для детей средней группы ДОУ,...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», с применением психолого – педагогических технологий. Тема: « Путешествие в страну цветных карандашей».
Конспект предназначен для детей средней группы ДОУ....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи «Заколдованное дерево».
Интегрированное занятие по развитию речи с детьми средней группы....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе в образовательной области познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: Путешествие в сказку «Три поросенка»
Цель: расширение представлений у детей о свойствах природных материалов, используемых для строительства домов (солома, хворост, камень).Задачи:Образовательныепродолжать формировать у детей умение уста...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.Задачи: Образовательные: Закреплять порядковый счёт от 1 до 9;обобщать и расширять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщ...