"Гласный звук А, буква А"
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Тема: Гласный звук А, буква А
- Программное содержание: из Программы «От рождения до школы» и «Как хорошо уметь читать»
- Цель: обеспечение уточнения знаний о звуке А и букве А;
- Задачи:
- побуждать детей давать характеристику гласным звукам: могут тянутся, пропеваться, обозначать гласный звук квадратом красного цвета;
- создавать условия для упражнения детей в определение места звука А в слове (начало, середина, конец)
- создавать условия для рассматривания буквы А, выделение ее элементов;
- способствовать развитию внимания, ориентировке на листе бумаги, выделение буквы А среди других;
- вызвать желание у детей играть со звуком А в процессе выполнения заданий;
- Предварительная работа: Чтение художественной литературы: стихотворение «Алфавит», «Аист» и другие; д/и «На что похожа буква»
- Оборудование:
- демонстрационный: картинки для игры «Четвёртый лишний», большая буква А и маленькая буква А;
- раздаточный: счетные палочки, 2 картинки с изображение различных предметов с буквой А и без нее, 2 таблички, 1 красный квадрат.
- Подготовка к образовательной деятельности: Проветривание помещения, влажная уборка, расстановка мебели (столы в 2 ряда), дидактическое пособи на столах у детей.
- Организация и методика проведения
(длительность ОД: 30 мин.)
Структура ОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть ( 4 мин) Создание мотивации | Раздается звон колокольчика. Ребята подойдите все ко мне, сейчас м с вами поздороваемся друг с другом, только мы это сделаем необычно, повторяйте за мной: Встанем рядышком друг с другом Скажем, здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. Все поздоровались друг с другом, все улыбнусь друг – другу? Молодцы! Ребята, а теперь послушайте, я расскажу вам одно стихотворение, но оно не простой. В нем спрятался один очень необычный звук, слушайте внимательно: Вот мраморная арка Ребята, вы нашли что за звук спрятался в этом стихотворение? Правильно, это звук А. | |
Основная часть (23 мин) Игр. упр. Игр. упр. Игр. упр.
Дидактическая игра «4 лишний» Физкультминутка «Аист». Игр. упр. Игр. упр. Игр. упр. | Все эти слова: Арка, Аллея, Автобус, Апельсин, Арбуз и Ананас – начинаются с одного звука А. А – это очень интересный и важный звук, без него нам не обойтись никак. Уже только лишь с его помощью можно многое рассказать. А сейчас я предлагаю поиграть со звуком А. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них только с помощью звука «а». - Ребята, представьте себе, что вы укололи иголкой палец. - Вам что-то сказали, а вы не расслышали. (А) - Вы долго думали над загадкой и отгадали ее - Вы очень испугались. Во как много можно сказать одним звуком А А теперь я буду петь разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши только тогда, когда услышите звук А (пою разные гласные звуки.) Молодцы, ни разу не ошиблись. Ребята, попробуем спеть звук А. Легко его петь? Что-нибудь мешает вам петь этот звук? Ребята, звуки, которые легко поются, которые не встречают во рту преград, называются гласными. Давайте скажем это слово вместе: гласные. А теперь скажите это слово громко, а теперь очень тихо. Ребята, гласные звуки обозначаются красным квадратом. Значит и звук А мы тоже будем обозначать во таким красным квадратом. Зная это мы сыграем с вами в одну интересную игру. Ребята, перед вами лежат таблички с квадратиками, 1 квадратик это начало слова, 2 середина, а 3 конец слова, я буду называть слова, а в должны узнать где же прячется звук А, в начале, в конце или в середине слова и положить красный квадрат в табличку. Будте внимательны! Чтобы не ошибиться. - Автобус, так посмотрим все ребята справились, все, молодцы! - Корова - Букашки - Апельсин - Бумажник - Варенье Ух какие вы внимательные ,не разу не ошиблись, молодцы ребята! А сейчас мы поиграем в игру 4 лишний, посмотрите внимательно на доску, там висят картинки, посмотрите внимательно что здесь лишнее? Маша, что здесь лишнее? Правильно здесь лишний костер, а почему он лишний, да действительно, потому что все остальное начинается на звук А. Молодцы ребята, правильно нашли лишние картинки! А сейчас мы встанем из-за столов и немного поиграем, повторяйте за мною - Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (шагаем на месте ребята) - Топай правою ногою, (топнем правою ногой) Топай левою ногою, (топнем левою ногой) Снова - правою ногою, (топнем правою ногой) Снова - левою ногою. (топнем левою ногой) После - правою ногою, После - левою ногою. (топнем левою ногой) И тогда придёшь домой.(пошагали не месте) Ребята, а сейчас аккуратно, не торопясь, перейдите к своим местам за столами Ребята, каждый звук в русском языке живёт в своей собственной квартире, которая называется буквой. Звук А живёт в квартире под названием буква «А». Вот она, посмотрите на картинку: А – шалашик, и смотри Есть скамеечка внутри. А ещё: А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. А сейчас нарисуем букву А в воздухе пальчиком. Вот смотрите на меня и повторяйте. Молодцы, у всех получилось. Ребята, как вы думаете, на что похожа буква А? А из каких элементов, из чего состоит буква А? Сколько палочек в букве А? Посмотрите внимательно, все ли палочки одинаковые? Да, длинные палочки – это шалашик, а короткая – это скамеечка, как в нашем стихотворении. Посмотрите, у вас на столах лежат коробочки со счётными палочками. Как вы думаете, сколько нужно взять палочек, чтобы получилась буква А? (3 – нет, 5 – да) Возьмите по 5 палочек и попробуйте выложить на столе букву А. Молодцы, аккуратно положите палочки обратно в коробочки. Ребята, но так выглядит большая буква А , заглавная, посмотрите, а маленькую букву А мы сможем выложить из палочек? Правильно, не сможем. А кто мне скажет почему? Правильно потому что палочки прямые, и не гнутся. Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столах лежат веревочки, а из них м сможем выложить маленькую букву А? Правильно сможем, сначала сделаем кружок из веревочки, а затем сделаем хвостик из другой веревочки. У всех получилось? Молодцы, вот какие буквы А у вас получились аккуратные и красивые. А теперь уберите веревочки на поднос. Ребята, а сейчас мы проверим какие вы внимательные! На ваших столах лежат таблички с буквами, на них много разных бук и среди них спрятались буквы А. Я предлагаю вам их найти и обвести их. Так, так, посмотрим, вот как быстро вы находите буквы, молодцы какие! Все справились, я сейчас проверю, ну-ка поднимите таблички, ага, все справились, вот какие молодцы! | Отвечают на вопросы и выполняют действия. |
Заключительная часть (3 мин) Анализ Похвала | Ребята, с какими звуком и буквой мы сегодня познакомились? Правильно! А какие звуки мы обозначаем красным квадратом? Правильно, гласные. Ребята, а как мы понимаем что звук А гласный? Чем отличаются звуки от букв? Ребята, а кто помнит на что похожа буква А? Ребята, а кто помнит чем отличаются большая буква А от маленькой? Ребята, вот какие вы внимательные, все запомнили, быстро справлялись с заданиями, только вот Саша был не совсем внимателен, но я уверена что на следующем занятие она будет внимателен и активен. | Отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)
Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...
Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"
Конспект НОД по обучению детей грамоте включает в себя интеграцию образовательных областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....