"Гласный звук А, буква А"
материал по развитию речи

Бочкова Алена Александровна

обеспечение уточнения знаний о звуке А и букве А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласный звук А, буква А

  1. Программное содержание: из Программы «От рождения до школы» и «Как хорошо уметь читать»
  2. Цель: обеспечение уточнения знаний о звуке А и букве А;
  3. Задачи:

- побуждать детей давать характеристику гласным звукам: могут тянутся, пропеваться, обозначать гласный звук квадратом красного цвета;

- создавать условия для упражнения детей в определение места звука А в слове (начало, середина, конец)

- создавать условия для рассматривания буквы А, выделение ее элементов;

- способствовать развитию внимания, ориентировке на листе бумаги, выделение буквы А среди других;

- вызвать желание у детей играть со звуком А в процессе выполнения заданий;  

  1. Предварительная работа: Чтение художественной литературы: стихотворение «Алфавит», «Аист» и другие; д/и «На что похожа буква»
  2. Оборудование:

- демонстрационный: картинки для игры «Четвёртый лишний», большая буква А и  маленькая буква А;

- раздаточный: счетные палочки, 2 картинки с изображение различных предметов с буквой А и без нее, 2 таблички, 1 красный квадрат.

  1. Подготовка к образовательной деятельности: Проветривание помещения, влажная уборка, расстановка мебели (столы в 2 ряда), дидактическое пособи на столах у детей.

                                                             

  1. Организация и методика проведения

(длительность ОД: 30 мин.)

Структура ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

( 4 мин)

Создание мотивации

Раздается звон колокольчика. Ребята подойдите все ко мне, сейчас м с вами поздороваемся друг с другом, только мы это сделаем необычно, повторяйте за мной:

Встанем рядышком друг с другом

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Все поздоровались друг с другом, все улыбнусь друг – другу? Молодцы!

Ребята, а теперь послушайте, я расскажу вам одно стихотворение, но оно не простой. В нем спрятался один очень необычный звук, слушайте внимательно:

Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова.

Ребята, вы нашли что за звук спрятался в этом стихотворение? Правильно, это звук А.

Основная часть

(23 мин)

Игр. упр.

Игр. упр.

Игр. упр.

   

Дидактическая игра «4 лишний»

Физкультминутка «Аист».

Игр. упр.

Игр. упр.

Игр. упр.

Все эти слова: Арка, Аллея, Автобус, Апельсин, Арбуз и Ананас

– начинаются с одного звука А. А – это очень интересный и важный звук, без него нам не обойтись никак. Уже только лишь с его помощью можно многое рассказать. А сейчас я предлагаю поиграть со звуком А. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них только с помощью звука «а».

- Ребята, представьте себе, что вы укололи иголкой палец.

- Вам что-то сказали, а вы не расслышали. (А)

- Вы долго думали над загадкой и отгадали ее

- Вы очень испугались.

Во как много можно сказать одним звуком А

А теперь я буду петь разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши только тогда, когда услышите звук А (пою разные гласные звуки.) Молодцы, ни разу не ошиблись.

Ребята, попробуем спеть звук А. Легко его петь? Что-нибудь мешает вам петь этот звук? Ребята, звуки, которые легко поются, которые не встречают во рту преград, называются гласными. Давайте скажем это слово вместе: гласные. А теперь скажите это слово громко, а теперь очень тихо. Ребята, гласные звуки обозначаются красным квадратом. Значит и звук А мы тоже будем обозначать во таким красным квадратом.

Зная это мы сыграем с вами в одну интересную игру. Ребята, перед вами лежат таблички с квадратиками, 1 квадратик это начало слова, 2 середина, а 3 конец слова, я буду называть слова, а в должны узнать где же прячется звук А, в начале, в конце или в середине слова и положить красный квадрат в табличку. Будте внимательны! Чтобы не ошибиться.

- Автобус, так посмотрим все ребята справились, все, молодцы!

- Корова

- Букашки

- Апельсин

- Бумажник

- Варенье

Ух какие вы внимательные ,не разу не ошиблись, молодцы ребята!

А сейчас мы поиграем в игру 4 лишний, посмотрите внимательно на доску, там висят картинки, посмотрите внимательно что здесь лишнее? Маша, что здесь лишнее? Правильно здесь лишний костер, а почему он лишний, да действительно, потому что все остальное начинается на звук А. Молодцы ребята, правильно нашли лишние картинки!

А сейчас мы встанем из-за столов и немного поиграем, повторяйте за мною

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (шагаем на месте ребята)

 - Топай правою ногою, (топнем правою ногой)

Топай левою ногою, (топнем левою ногой)

Снова - правою ногою, (топнем правою ногой)

Снова - левою ногою. (топнем левою ногой)

После - правою ногою,

После - левою ногою. (топнем левою ногой)

И тогда придёшь домой.(пошагали не месте)

Ребята, а сейчас аккуратно, не торопясь, перейдите к своим местам за столами Ребята, каждый звук в русском языке живёт в своей собственной квартире, которая называется буквой. Звук А живёт в квартире под названием буква «А». Вот она, посмотрите на картинку:

А – шалашик, и смотри

Есть скамеечка внутри.

А ещё:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

А сейчас нарисуем букву А в воздухе пальчиком. Вот смотрите на меня и повторяйте. Молодцы, у всех получилось.

Ребята, как вы думаете, на что похожа буква А? 

А из каких элементов, из чего состоит буква А? 

Сколько палочек в букве А?  Посмотрите внимательно, все ли палочки одинаковые? 

Да, длинные палочки – это шалашик, а короткая – это скамеечка, как в нашем стихотворении.

Посмотрите, у вас на столах лежат коробочки со счётными палочками. Как вы думаете, сколько нужно взять палочек, чтобы получилась буква А(3 – нет, 5 – да) Возьмите по 5 палочек и попробуйте выложить на столе букву А. Молодцы, аккуратно положите палочки обратно в коробочки.

Ребята, но так выглядит большая буква А , заглавная, посмотрите, а маленькую букву А мы сможем выложить из палочек? Правильно, не сможем. А кто мне скажет почему? Правильно потому что палочки прямые, и не гнутся. Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столах лежат веревочки, а из них м сможем выложить маленькую букву А? Правильно сможем, сначала сделаем кружок из веревочки, а затем сделаем хвостик из другой веревочки. У всех получилось? Молодцы, вот какие буквы А у вас получились  аккуратные и красивые. А теперь уберите веревочки на поднос.

Ребята, а сейчас мы проверим какие вы внимательные! На ваших столах лежат таблички с буквами, на них много разных бук и среди них спрятались буквы А. Я предлагаю вам их найти и обвести их. Так, так, посмотрим, вот как быстро вы находите буквы, молодцы какие! Все справились, я сейчас проверю, ну-ка поднимите таблички, ага, все справились, вот какие молодцы!

Отвечают на вопросы и выполняют действия.

Заключительная часть

(3 мин)

Анализ

Похвала

Ребята, с какими звуком и буквой мы сегодня познакомились? Правильно!

А какие звуки мы обозначаем красным квадратом? Правильно, гласные.

Ребята, а как мы понимаем что звук А гласный?

Чем отличаются звуки от букв?

Ребята, а кто помнит на что похожа буква А?

Ребята, а кто помнит чем отличаются большая буква А от маленькой?

Ребята, вот какие вы внимательные, все запомнили, быстро справлялись с заданиями, только вот Саша был не совсем внимателен, но я уверена что на следующем занятие она будет внимателен и активен.

Отвечают на вопросы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)

Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий  при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...

Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....