Символы звуков
материал по развитию речи
Материал может использоваться как на занятиях по обучению грамоте, так и на занятиях по ЗКР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_zvukov.docx | 76.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Знакомство со звуком» (артикуляция и характеристика звука) | Звук У Когда мы произносим звук [У], то: — губки вытянуты вперед трубочкой; — зубки не смыкаются; — горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке). Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ... Выучить чистоговорки: У-у-у — губы хоботком тяну. У-у-у — дай трубу. У-у-у — всех детей зову. |
Звук А Когда мы произносим звук [А], то: — губки в спокойном состоянии; — ротик открыт широко; — язычок спокойно лежит во рту; — горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке). Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... Выучить чистоговорки: А-а-а — шире ротик, детвора. А-а-а — у меня болит нога. | Звук И Когда мы произносим звук [И], то: — губки — «в улыбке»; — зубки сближены, но не сомкнуты; — язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов; — горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке). Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ... Выучить чистоговорки: И-и-и — ротик к ушкам растяни; И-и-и — хорошо сиди; И-и-и — песенку тяни. |
Звук О Когда мы произносим звук [О], то: — губки округлены и слегка вытянуты вперед; — зубки закрыты губками; — язычок лежит на дне ротика; — горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля). Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок. Взрослый показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО... Выучить чистоговорки: О-о-о — я надел пальто. О-о-о — мне тепло. | Звук М Когда мы произносим звук [М]: — губки сомкнуты без напряжения; — воздух выходит через нос; — горлышко «работает». Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ... Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Звук Мь Характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком. Взрослый показывает ребенку символ: теленок мычит: мьмь... Выучить чистоговорки: Ма-ма-ма — дома я сама. Му-му-му — молоко кому? Мо-мо-мо — едим эскимо. Мы-мы-мы — прочитали книгу мы. Ми-ми-ми — поем ноту ми. Ме-ме-ме — дай-ка травки мне. |
Звук Ы Артикуляция звука [Ы]: — губки не напряжены; — зубки разомкнуты; — язычок отодвинут глубоко в ротик; — горлышко «работает». Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... и обозначением: красный кружок. Выучить считалку: Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар, Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты — три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты — это я. | Звук Д Когда мы произносим звук [Д], то: — губки свободны; — зубки сближены, но не сомкнуты; — язычок стучит кончиком за верхними зубками; — горлышко «работает». Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком . Звук Дь Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком Выучить чистоговорки: Да-да-да — у меня вода. Ды-ды-ды — нет воды. Ду-ду-ду — за водой пойду. |
Звук Т Артикуляция звука [Т]: — губки в свободном положении; — зубки сближены, но не сомкнуты; — кончик язычка стучит за верхними зубками; — горлышко «молчит». Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ…Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок. Звук Ть Символ звука: часы тикают: тьтьть.... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки: Та-та-та — я везу кота. Ту-ту-ту — помоги коту. Ты-ты-ты — сметану съели всю коты. То-то-то — я иду в пальто. Тя-тя-тя — у меня дитя. Ти-ти-ти — со мной не шути. Те-те-те — чайник на плите. Ать-ать-ать — я иду гулять. Еть-еть-еть — я буду петь. Ить-ить-ить — я хочу пить. | Звук Б Артикуляция звука [Б]: — губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; — горлышко «работает». Символ звука: стук большого барабана: ББББ... Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Бь Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: Ба-ба-ба — новая труба. Бу-бу-бу — взяли мы трубу. Бы-бы-бы — нет трубы. |
Звук П Артикуляция звука [П]: — вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; — горлышко «молчит». Символ звука: самовар кипит: ППППП... Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Звук Пь Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки: Па-па-па — на столе крупа. Пы-пы-пы — нет крупы. Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп — мы ели суп. Пи-пи-пи — пирожок купи. | Звук В Артикуляция звука [В]: — нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «работает». Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Вь Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: Ва-ва-ва — выросла трава. Ву-ву-ву — соберу траву. Вы-вы-вы — нет травы. Выучить скороговорки: Проворонила ворона вороненка. Водовоз вез воду. |
Звук Ф Артикуляция звука [Ф]: — нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «молчит». Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ффффф... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Звук Фь Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить скороговорку: У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. | Звук Н Артикуляция звука [Н]: — губки свободны; — зубки видны, но не сомкнуты; — язычок кончиком прижат к верхним зубам; — воздух проходит через носик; — горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» . Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Нь Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: На-на-на — лампа у окна. Ну-ну-ну — саночки тяну. Он-он-он — телефон. Ан-ан-ан — это барабан. Ин-ин-ин — это магазин. Ни-ни-ни — звонок, звони. Ень-ень-ень — теплый день. |
Звук К Артикуляция звука [К]: — губки свободны; — кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу; — горлышко «молчит». Символ звука: идет сильный дождик: КККК... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Звук Кь Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки и скороговорку: Ка-ка-ка — бежит река. Ко-ко-ко — вижу далеко. Ку-ку-ку — кукушка на суку. Ак-ак-ак — у реки рыбак. Около кола бьют в колокола. | Звук Г Артикуляция звука [Г]: — губки свободны; — кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу; — горлышко «работает». Символ звука: гусь гогочет: ГГГ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Гь Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: Гу-гу-гу — Гале помогу. Гу-гу-гу — гуси на лугу. Га-га-га — зеленые луга. Га-га-га — дайте Гале пирога, Пирога из творога. Ги-ги-ги — Машенька, беги. Ги-ги-ги — мы ели пироги |
Звук Х Артикуляция звука [X]: — губки и зубки свободны; — кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; — горлышко «молчит». Символ звука: дедушка храпит: XXX... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Звук Хь Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь... Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки: Ха-ха-ха — испугали петуха. Ху-ху-ху — ели мы уху. Их-их-их — ветерок затих. Ох-ох-ох — зеленый мох Хи-хи-хи — в поле пели петухи | Звук Э Артикуляция звука [Э]: — губки в улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; — горлышко «работает». Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...» Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок. Выучить скороговорку: Эскимосы, эскимосы |
Звук С Артикуляция звука [С]: — губки в улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; — холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта); — горлышко «молчит». Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Звук Сь Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки: Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — не боюсь осу. Сы-сы-сы — нет осы. Со-со-со — у Сони колесо. Ас-ас-ас — я пью квас. Ос-ос-ос — у собаки нос. Ся-ся-ся — мы видели гуся. Се-се-се — еду на гусе. Си-си-си — сено принеси. Ась-ась-ась — плывет карась. Звук Ц Артикуляция звука [Ц]: — губки в улыбке; — зубки сближены, но не сомкнуты; — передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними; — сильная короткая воздушная струя идет по язычку; — горлышко «молчит». Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Выучить чистоговорки: Ца-ца-ца — вот идет овца, Цу-цу-цу — не боюсь овцу, Цы-цы-цы — нет овцы. Цо-цо-цо — мы вымыли лицо. Ец-ец-ец — мы ели огурец. Ац-ац-ац — у меня матрац. | Звук З Артикуляция звука [З]: — губки в улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; — холодный воздух идет по центру язычка; — горлышко «работает». Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ.... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Зь Символ звука: комар звенит: зьзьзь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок Выучить чистоговорки: За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — не боюсь козу. Зы-зы-зы — нет козы. Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези. Звук Ш Артикуляция звука [Ш]: — губки округлены и слегка вытянуты вперед; — широкий язычок наверху, образует «чашечку»; — теплая воздушная струя идет по центру язычка; — горлышко «молчит». Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Выучить чистоговорки: Ша-ша-ша — мама моет малыша. Шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши — на поляне малыши. Шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Аш-аш-аш — дайте карандаш. Ош-ош-ош — у меня нож. Иш-иш-иш — у меня малыш. Уш-уш-уш — теплый душ. Ашка-ашка-ашка — летит букашка. Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка. Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка. |
Звук Ж Артикуляция звука [Ж]: — губки округлены и слегка вытянуты вперед; — широкий язычок наверху и образует «чашечку»; — теплая воздушная струя идет по центру язычка; — горлышко «работает». Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. . Выучить чистоговорки: Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — бегут ежи. Жу-жу-жу — помоги ежу. Жо-жо-жо — я еду на «Пежо». | Звук Ч Артикуляция звука [Ч]: — губки округлены и слегка вытянуты вперед; — зубки не смыкаются; — кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель; — по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя; — горлышко «молчит». Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки: Ча-ча-ча — дай мне калача. Чу-чу-чу — я гулять хочу. Чи-чи-чи — красные кирпичи. Чо-чо-чо — ох, как горячо! Ач-ач-ач — пришел врач. Оч-оч-оч — скоро ночь. Ич-ич-ич — красный кирпич. Уч-уч-уч — у меня ключ. Ачка-ачка-ачка — у Вовочки тачка. Очка-очка-очка — у Вовочки бочка. Учка-учка-учка — у Вовочки ручка. Ичка-ичка-ичка — у Вовочки птичка |
Звук Щ Артикуляция звука [Щ]: — губки в легкой улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель; — по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя; — горлышко «молчит». Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ...). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Выучить чистоговорки и скороговорку: Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща. Щу-щу-щу — я тебя ищу. Ще-ще-ще — я в плаще. Щи-щи-щи — мы ели щи. Ащ-ащ-ащ — у меня плащ. Ещ-ещ-ещ — у меня лещ. Ущ-ущ-ущ — вьется плющ. Тщетно тщится щука ущемить леща. | Звук Й Артикуляция звука [Й]: — губки слегка в улыбке; — зубки сближены; — кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; — горлышко «работает». Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, мягкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: Ай-ай-ай — скоро май. Уй-уй-уй — ветер, дуй. Ой-ой-ой — возьми меня с собой. Эй-эй-эй — воды попей. |
Буквы Е, Ё,Я,Ю Взрослый рассказывает ребенку о наличии в русском языке следующих пар гласных: А — Я, О — Ё, Э — Е, У — Ю, Ы — И и объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука. | Звук Л Артикуляция звука [Л]: — губки слегка в улыбке; — зубки сближены; — узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; — горлышко «работает». Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Ль Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком . Выучить чистоговорки и скороговорку: Ла-ла-ла — лопата и пила. Ло-ло-ло — у меня весло. Лы-лы-лы — новые котлы. Лу-лу-лу — купили пилу. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. Ля-ля-ля — зеленые поля. Ли-ли-ли — малину мы несли. Лю-лю-лю — малину я люблю. Ле-ле-ле — еду на осле. |
Звук Р Артикуляция звука [Р]: — губки свободны; — зубки сближены, но не соприкасаются; — кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует; — посередине язычка идет теплая воздушная струя; — горлышко «работает». Символ звука: собака громко рычит: РРРРР...). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Звук Рь Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... Характеристика звука [Р']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Выучить чистоговорки: Ра-ра-ра — высокая гора. Ры-ры-ры — летят комары. Ру-ру-ру — начинаем мы игру. Ро-ро-ро — новое перо. Ря-ря-ря — синие моря. Ре-ре-ре — санки на горе. Рю-рю-рю — репу я варю. Ри-ри-ри — горят фонари. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы звуков
Звуки в картинках....
Современные картинки-символы звуков.
В основе символы звуков по Фомичевой М. Ф., по Новиковой-Иванцовой Т. Н. Рекомендуются для применения с детьми дошкольного возраста в процессе работы над звукопроизношением, при подготовке к обуч...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука. Использование звуковых си...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Символ звука [б]».
Цель: практическое закрепление четкого произношения звука [б]. Образовательные задачи: - развивать навыки звукового анализа; - закрепить умение составлять предложения по картинкам; Развивающие за...
Символы звуков по В.М. Фомичевой и мелодии Т.Н. Новиковой -Иванцовой
На этапе развитие ритмико-мелодико интонационной организации языка используются карточки с символами гласных и согласных звуков Фомичевой В.М. и специальные мелодии с 5 слоговыми ритмами. На этом...
Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....
Символы звуков 1
Картинки. Символы звуков 1...