Символы звуков
материал по развитию речи

Ведель Ольга Павловна

Материал может использоваться как на занятиях по обучению грамоте, так и на занятиях по ЗКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_zvukov.docx76.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Знакомство со звуком»

(артикуляция и характеристика звука)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=965b95fbe53db8cca3e840235af08605-l&n=13

Звук У

Когда мы произносим звук [У], то:

— губки вытянуты вперед трубочкой;

— зубки не смыкаются;

— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ...

Выучить чистоговорки:

У-у-у — губы хоботком тяну.

У-у-у — дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.

Звук А

      Когда мы произносим звук [А], то:

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога.

Звук И

Когда мы произносим звук [И], то:

— губки — «в улыбке»;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

      Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...

Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

Звук О

    Когда мы произносим звук [О], то:

— губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— зубки закрыты губками;

— язычок лежит на дне ротика;

— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.

Взрослый показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО...

Выучить чистоговорки:

О-о-о — я надел пальто.

     О-о-о — мне тепло.

Звук М

Когда мы произносим звук [М]:

— губки сомкнуты без напряжения;

— воздух выходит через нос;

— горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...

     Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком.

Звук Мь

Характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Взрослый показывает ребенку символ: теленок мычит: мьмь...

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Звук Ы

Артикуляция звука [Ы]:

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... и обозначением: красный кружок.

Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Звук Д

Когда мы произносим звук [Д], то:

— губки свободны;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язычок стучит кончиком за верхними зубками;

— горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком

.

Звук Дь

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком

Выучить чистоговорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Звук Т

Артикуляция звука [Т]:

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками;

— горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ…Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.

Звук Ть

Символ звука: часы тикают: тьтьть.... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить — я хочу пить.

Звук Б

Артикуляция звука [Б]:

— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;

— горлышко «работает».

Символ звука: стук большого барабана: ББББ...  Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Бь

Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

Ба-ба-ба — новая труба.

Бу-бу-бу — взяли мы трубу.

Бы-бы-бы — нет трубы.

Звук П

Артикуляция звука [П]:

— вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

— горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП... Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Звук Пь

Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

           Пи-пи-пи — пирожок купи.

Звук В

Артикуляция звука [В]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

— верхние зубки слегка видны;

— горлышко «работает».

Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Вь

Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

Ва-ва-ва — выросла трава.

Ву-ву-ву — соберу траву.

Вы-вы-вы — нет травы.

Выучить скороговорки:

Проворонила ворона вороненка.

Водовоз вез воду.

Звук Ф

Артикуляция звука [Ф]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

— верхние зубки слегка видны;

— горлышко «молчит».

Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ффффф... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Звук Фь

Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить скороговорку:

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Звук Н

Артикуляция звука [Н]:

— губки свободны;

— зубки видны, но не сомкнуты;

— язычок кончиком прижат к верхним зубам;

— воздух проходит через носик;

— горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» . Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Нь

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Звук К

Артикуляция звука [К]:

— губки свободны;

— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

— горлышко «молчит».

Символ звука: идет сильный дождик: КККК... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Звук Кь

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь... Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

Звук Г

Артикуляция звука [Г]:

— губки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

— горлышко «работает».

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Гь

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

Гу-гу-гу — Гале помогу.

Гу-гу-гу — гуси на лугу.

Га-га-га — зеленые луга.

Га-га-га — дайте Гале пирога,

            Пирога из творога.

Ги-ги-ги — Машенька, беги.

Ги-ги-ги — мы ели пироги

Звук Х

Артикуляция звука [X]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Звук Хь

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь... Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох

Хи-хи-хи — в поле пели петухи

Звук Э

Артикуляция звука [Э]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

— горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...» Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Выучить скороговорку:

Эскимосы, эскимосы 
Эскимо едят в морозы, 
И за это эскимосов 
Эскимосами зовут.

Звук С

Артикуляция звука [С]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

— горлышко «молчит».

Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Звук Сь

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ся-ся-ся — мы видели гуся.

Се-се-се — еду на гусе.

Си-си-си — сено принеси.

Ась-ась-ась — плывет карась.

Звук Ц

Артикуляция звука [Ц]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

— сильная короткая воздушная струя идет по язычку;

— горлышко «молчит».

Символ звука: кузнечик стрекочет:  ЦЦЦЦЦ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Выучить чистоговорки:

Ца-ца-ца — вот идет овца,

Цу-цу-цу — не боюсь овцу,

Цы-цы-цы — нет овцы.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Ац-ац-ац — у меня матрац.

Звук З

Артикуляция звука [З]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ.... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Зь

Символ звука: комар звенит: зьзьзь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок

Выучить чистоговорки:

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зя-зя-зя — мы видели язя.

Зи-зи-зи — резину привези.

Звук Ш

Артикуляция звука [Ш]:

— губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

— теплая воздушная струя идет по центру язычка;

— горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Шу-шу-шу — помогите малышу.

Ши-ши-ши — на поляне малыши.

Шо-шо-шо — говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш — дайте карандаш.

Ош-ош-ош — у меня нож.

           Иш-иш-иш — у меня малыш.

Уш-уш-уш — теплый душ.

Ашка-ашка-ашка — летит букашка.

Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.

Звук Ж

Артикуляция звука [Ж]:

— губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

— теплая воздушная струя идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

. Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа — мы видели ежа.

Жи-жи-жи — бегут ежи.

Жу-жу-жу — помоги ежу.

Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».

Звук Ч

Артикуляция звука [Ч]:

— губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— зубки не смыкаются;

— кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;

— по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;

— горлышко «молчит».

Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки:

Ча-ча-ча — дай мне калача.

Чу-чу-чу — я гулять хочу.

Чи-чи-чи — красные кирпичи.

Чо-чо-чо — ох, как горячо!

Ач-ач-ач — пришел врач.

Оч-оч-оч — скоро ночь.

Ич-ич-ич — красный кирпич.

Уч-уч-уч — у меня ключ.

Ачка-ачка-ачка — у Вовочки тачка.

Очка-очка-очка — у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка — у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка — у Вовочки птичка

Звук Щ

Артикуляция звука [Щ]:

— губки в легкой улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;

— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;

— горлышко «молчит».

Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ...). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу — я тебя ищу.

Ще-ще-ще — я в плаще.

Щи-щи-щи — мы ели щи.

Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ — у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ — вьется плющ.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Звук Й

Артикуляция звука [Й]:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, мягкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.

Буквы Е, Ё,Я,Ю

Взрослый рассказывает ребенку о наличии в русском языке следующих пар гласных: А — Я, О — Ё, Э — Е, У — Ю, Ы — И и объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

Звук Л

Артикуляция звука [Л]:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Ль

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком

. Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Ло-ло-ло — у меня весло.

Лы-лы-лы — новые котлы.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Маланья-болтунья молоко болтала,

болтала да не выболтала.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

Звук Р

Артикуляция звука [Р]:

— губки свободны;

— зубки сближены, но не соприкасаются;

— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;

— посередине язычка идет теплая воздушная струя;

— горлышко «работает».

Символ звука: собака громко рычит: РРРРР...). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Звук Рь

Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь... Характеристика звука [Р']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Выучить чистоговорки:

Ра-ра-ра — высокая гора.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ря-ря-ря — синие моря.

Ре-ре-ре — санки на горе.

Рю-рю-рю — репу я варю.

Ри-ри-ри — горят фонари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы звуков

Звуки в картинках....

Современные картинки-символы звуков.

В основе символы звуков по Фомичевой М. Ф., по Новиковой-Иванцовой Т. Н. Рекомендуются для применения с детьми дошкольного возраста в процессе работы над звукопроизношением, при подготовке к обуч...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука.  Использование  звуковых  си...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Символ звука [б]».

Цель: практическое закрепление четкого произношения звука [б]. Образовательные задачи: - развивать навыки звукового анализа; - закрепить умение составлять предложения по картинкам; Развивающие за...

Символы звуков по В.М. Фомичевой и мелодии Т.Н. Новиковой -Иванцовой

На этапе развитие ритмико-мелодико интонационной организации языка используются карточки с символами гласных и согласных звуков Фомичевой В.М. и специальные мелодии с 5 слоговыми ритмами. На этом...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Символы звуков 1

Картинки. Символы звуков 1...