Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.
Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).
Формирование речевого этикета у дошкольников.
Развивающие:
Уточнение и расширение глагольного словаря.
Образование имен прилагательных от имен существительных.
Упражнять употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать общую моторику и координацию речи с движением.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
- Помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимыми, уважать мнения товарищей.
- Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovanie_ikt_v_starshey_gruppe.docx | 28.25 КБ |
gusi_lebedi.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Журавушка»
Проект по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»
Выполнила : воспитатель
Семёнова Альмира Галиулловна
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.
Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).
Формирование речевого этикета у дошкольников.
Развивающие:
Уточнение и расширение глагольного словаря.
Образование имен прилагательных от имен существительных.
Упражнять употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать общую моторику и координацию речи с движением.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
- Помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимыми, уважать мнения товарищей.
- Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Активизация словаря:
Печенька, яблонька, реченька; яблочки румяные, да наливные; молочная река - кисельные берега; дремучий лес.
Оборудование:
Презентация, картинки.
Предварительная работа:
-Чтение сказки «Гуси – лебеди».
- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.
- Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди» с помощью настольного театра.
- Разгадывание загадок.
- Дидактическая игра по сказке «Угадай героев сказки по описанию».
Ход занятия:
Дети проходят в зал.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему эти сказки называются русскими народными?
Дети : Потому, что их придумал русский народ.
Воспитатель: Правильно. Эти сказки написал не один человек, а несколько. Ведь раньше один человек сочинит сказку, расскажет её другому, а тот придумает и добавит что-то свое. Новое. И поэтому авторов у этих сказок нет.
Воспитатель: А кто помнит, как начинаются русские народные сказки?
Дети: "Жили - были", «Давным-давно», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»…
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам отгадать одну русскую народную сказку. Слушайте внимательно.
Слайд 1
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Все равно его нашла.
Помогли ей печка, яблоня и речка.
Воспитатель: Ребята, что это за сказка?
Дети: Гуси – лебеди
А теперь ответьте на мои вопросы:
Почему так получилось, что гуси-лебеди унесли братца?
Кто помогал девочке искать братца?
Как заканчивается сказка?
Рассказала ли Маша родителям, что случилось, почему?
Воспитатель: Кто такие гуси-лебеди? Добрые они или злые?
Дети: Злые птицы.
Воспитатель: Слуги Бабы-Яги, злые птицы, крадущие детей.
А давайте покажем, какие они.
С детьми проводится физминутка «Гуси – лебеди».
Гуси-лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны)
На лужайку тихо сели (присели на месте)
Походили (ходьба полуприседя)
Поклевали (наклоны перед собой)
Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев)
Гуси-лебеди летят, крыльями шумят (ходьба на месте с поднимание рук через стороны, вверх и опусканием вниз, держа осанку)
Прогнулись над водой (наклон вперед прогнувшись, руки в стороны-назад)
Качают головой (повороты головы)
Прямо и гордо умеют держаться
И очень бесшумно на воду садятся.
Воспитатель: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей что сделала?
Дети: Похитила мальчика.
Воспитатель: Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?
Дети: Страх, боль, горе, печаль.
Воспитатель: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, тогда начнем! (дети берутся за руки и встают в круг)
Дружно за руки возьмемся
И по кругу мы пройдемся.
Все шагаем не спеша,
Ногу ставим мы с носка.
По дорожке мы пойдем,
Да притоптывать начнем.
Ровно держим спинку,
Прямо как тростинку.
А теперь мы поспешим,
В лес волшебный побежим.
Воспитатель: А вот и печка. Давайте с ней поздороваемся ласково.
Слайд 2
Дети: Здравствуй, печенька!
Воспитатель: Печка, печка куда гуси- лебеди полетели?
Воспитатель: Печка нам скажет, если мы ответитим на ее вопросы.
Воспитатель: Ребята чем печка угостила Машеньку?
Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.
Воспитатель: Из каких продуктов делают тесто для пирожков?
Дети: Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо, масло, дрожжи; мука получается из зерна.
Воспитатель: Давайте узнаем, с чем могут быть пирожки?
Слайд 3,4
Проводится речевая игра «Бабушкины пирожки». На слайде показаны пирожки с различной начинкой. Дети должны отвечать полным предложением, начиная со слов: Пирожки могут быть с, со….
Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с вишней, со сливой, со смородиной и т. д.
Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Давайте попрощаемся с печкой и пойдем дальше.
Воспитатель:
По узенькой дорожке,
Шагали наши ножки,
Шли, шли, шли, шли,
И до Яблони дошли.
Слайд 5
Воспитатель: А вот и яблоня.
Появляется изображение яблони.
Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.
Дети: Здравствуй, яблонька!
Воспитатель: Яблоня, яблоня, куда гуси – лебеди полетели?
Воспитатель: Яблоня нам ответит, если мы выполним ее задание. Ребята, а почему в сказках говорят яблочки наливные, что это означает?
Ответы детей
Появляется изображение яблони и ложки.
Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас на картинке изображена не только яблоня, но и ложка. Яблоня просит объяснить, для чего эта ложка здесь нужна.
Слайд 6,7
Игра «Объяснялки»
Перед детьми изображение мнемотаблица (подсказка) яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
Воспитатель:
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
Воспитатель: Молодцы и с этим испытанием мы справились. Давайте попрощаемся с яблоней.
Дети: До свидания!
Воспитатель:
По узенькой дорожке,
Шагали наши ножки,
Шли, шли, шли, шли,
И до речки мы дошли.
Слайд 8
Воспитатель: В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Ребята поздоровайтесь ласково с речкой.
Дети: Здравствуй, реченька!
Воспитатель: Речка, речка, куда гуси – лебеди полетели?
Воспитатель: Речка поможет нам, только просит вас ответить, как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?
Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
А вы знаете, почему еще так называют «молочная река – кисельные берега?». Потому что молоко и кисель, знакомые нам с детства продукты, которые содержат много витаминов и полезных веществ. Они утоляют не только жажду, но и голод, очень полезны для детского организма. Поэтому в сказке « молочную реку - кисельные берега» сравнивают со здоровой, сытной и богатой жизнью.
Ребята, речка спрашивает, а вы любите кисель? А какой кисель бывает?
Дети: Вкусный, сладкий, жидкий, густой, тягучий, горячий, холодный, вязкий, полезный.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем еще в одну игру.
Игра словообразования. Детям раздаются картинки с изображением фруктов и ягод. Дети отвечают полным предложением. Например: Кисель из яблок – яблочный…
Дети: Кисель из малины ( какой?) - малиновый, из черники – черничный, из персика – персиковый, из крыжовника – крыжОвенный, из молока – молочный, из смородины – смородиновый, из ягод – ягодный, из клубники - клубничный, из яблок – яблочный, из сливы – слИвовый, из груши – грУшевый.....
Воспитатель: Молодцы, речка вами очень довольна. Давайте попрощаемся с ней и поторопимся…
Дети: До свидания.
Воспитатель:
По узенькой дорожке,
Шагали наши ножки,
Шли, шли, шли, шли,
И до леса мы дошли.
Слайд 9
Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Воспитатель: Ребята, кто помог Машеньке отыскать братца?
Слайд 10
Дети: Ежик.
Воспитатель: Ребятки, а давайте подумаем, что было бы, если бы Маша когда искала брата, встретила в лесу не ёжика, а волка? Медведя? Лису? Зайчика?
Ответы детей.
Воспитатель: В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)
Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)
В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)
Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)
Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)
Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)
Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)
Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда привел нас ёжик.
Слайд 11
Дети: К избушке бабы – Яги.
Воспитатель: А какая баба-Яга в сказке добрая?
Дети: Нет, баба- Яга в сказке злая.
Воспитатель: А еще какая?
Дети: Старая, страшная, злая, неприятная, нос у нее крючком, глаза большие, сверкают, нога костяная.
Воспитатель: А как вы думаете, почему она такая сердитая?
Дети: Потому что она одна в лесу живет дремучем и в гости к ней никто не приходит.
Воспитатель: Да, потому что в гости никто не приходит и добрых слов не говорит. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.
Дети: Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая, милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.
Слайд 12
Воспитатель: Посмотрите, Бабушка –Яга, как похорошела.
Слайд 13
Воспитатель: «Доброе слово-открывает путь к сердцу»: - как вы ребята понимаете смысл этой пословицы.
Ответы детей.
Воспитатель: Эта пословица говорит о том, что добрым словом можно растопить любое жестокое сердце.
Воспитатель: Раз - баба Яга стала такой доброй, давайте ее попросим отпустить Иванушку домой. Какие волшебные слова вы знаете?
Дети: Милая баба-Яга, будь так добра, будь так любезна, отпусти, пожалуйста, Иванушку домой.
Слайд 14
Воспитатель: Смотрите, баба-Яга нас не обманула, мальчик уже со своей сестричкой дома. А тут и отец с матерью пришли и гостинцев привезли. А теперь и мы поспешим, в детский сад мы побежим.
Дети: До свидания Баба Яга.
По узенькой дорожке,
Шагали наши ножки,
Шли, шли, шли, шли,
И до садика дошли.
Подведение итогов занятия.
-Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки?
-А по какой сказке мы сегодня с вами путешествовали?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Как вы думаете, чтобы больше с детьми не приключилось беды, какие правила нужно выполнять?
Дети: Слушаться родителей, не уходить далеко от дома, не оставлять младшего брата одного без присмотра, быть внимательными.
Воспитатель: А теперь скажите, почему вы справились со всеми заданиями?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП с использованием ИКТ в старшей группе: «Путешествие по сказке «Гуси- лебеди».
Занятие по ФЭМП с использованием ИКТ...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»
Развивать общую моторику и координацию речи с движением.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Лисята».
Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....
Открытое занятие по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе : «Путешествие в сказочный город»
Задачи:1. Формировать умения составлять рассказ, используя мнемотаблицу.2. Учить определять звуки в слове.3. Упражнять в подборе антонимов.4. Развивать у дошкольников умение логиче...
Открытое занятие по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе : «Путешествие в сказочный город»
Задачи:1. Формировать умения составлять рассказ, используя мнемотаблицу.2. Учить определять звуки в слове.3. Упражнять в подборе антонимов.4. Развивать у дошкольников умение логиче...