Конспект ООД по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Лунтик в гостях у ребят»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шубина Екатерина Александровна

Цель: речевое развитие детей младшего возраста посредством проблемно-игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Лунтик в гостях у ребят»

Цель: речевое развитие детей младшего возраста посредством проблемно-игровых ситуаций.

Задачи:

1. Закреплять представления детей о фруктах, их разнообразии, свойствах; обогащать словарь, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными и местоимениями в роде и числе, составлять короткий рассказ, используя карточки-схемы. 2. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, находчивость, воображение, звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно формулировать свои мысли.

3. Воспитывать любознательность, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Средства обучения: компьютер, аудиозапись музыки из мультфильма «Лунтик», аудиозапись песни «Веселая карусель», дидактическое пособие «Речевая карусель», мешочек с муляжами фруктов (яблоко, банан, слива, персик, апельсин), корзинка с настоящими фруктами (яблоко, банан, слива, персик, апельсин).

Предварительная работа: ознакомление с карточками-схемами для описания предметов, работа с дидактическим пособием «Речевая карусель», просмотр обучающих видеороликов: «Геометрические фигуры», «Цвета», презентации «Фрукты». Речевые игры «Скажи, какой», «Добавь словечко». Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, чтение художественной литературы по теме, д/и «Где, что растет?», «Собери картинку», разучивание текста пальчиковой гимнастики.

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.

Ход мероприятия

1. Организационно-мотивационная часть.

Дети возвращаются из музыкального зала. Заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, я слышу какую-то музыку, прислушайтесь. Вам знакома эта мелодия?

Дети: Да! Ответы (музыка из мультфильма «Лунтик», музыкальная игрушка, музыкальная книга…).

Из уголка уединения выходит Лунтик (взрослый в костюме Лунтика).

Дети: Это сам Лунтик к нам пришел!

Лунтик приветствует детей.

Дети: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады тебя видеть!

Воспитатель: Лунтик, что это за мешочек у тебя, и почему ты грустный?

Лунтик:Это подарок от моих друзей. Внутри что-то гремит, шуршит. Может, вы поможете мне узнать, что это?

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Лунтику? Давайте посмотрим, что в мешочке?

Дети соглашаются.Воспитатель предлагает ребятам развязать мешочек и посмотреть, что в нем находится. Дети заглядывают в мешочек, достают по очереди муляжи фруктов и выкладывают на стол, называя их (яблоко, банан, слива, апельсин, персик). Лунтик вместе с детьми рассматривает фрукты и сообщает о том, что никогда не видел их, и не знает, что с ними делать.

Воспитатель: Что это ребята? Как можно назвать одним словом?

Дети: Это фрукты.

Лунтик: Какие они красивые! Расскажите мне, пожалуйста, о них!

Дети принимают задачу и соглашаются помочь Лунтику.

2. Основная часть.

Воспитатель: А поможет нам рассказать о фруктах игра «Карусель», это не простая карусель, она волшебная. Вы любите кататься на карусели? Ну, тогда «поехали».

Игра «Речевая карусель». Приложение 1.

Дети подходят к «Карусели», становятся по кругу. Под звуки музыки «Веселая карусель» начинается игра. Дети с помощью карточек-схем составляют описательный рассказ про фрукты (яблоко, банан, апельсин, персик, слива).

- Это – яблоко;

- Оно красное;

- Яблоко круглое;

- Оно большое;

- Яблоко гладкое;

- Оно сладкое.

Один-два ребенка по желанию повторяют полный рассказ о выбранных ими фруктах. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает наводящие вопросы.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали.

А теперь, давайте представим, что наши пальчики – фрукты, поиграем с ними, а то что-то они заскучали. Лунтик, и ты с нами поиграй.

Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка». Приложение 2.

Лунтик:

Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что у меня в мешочке. Это - фрукты. Они такие аппетитные! Пойду к бабе Капе, угощу ее. Она будет рада!

Воспитатель:

Лунтик, подожди, не спеши! Ребята, скажите, фрукты, которые подарили Лунтику, можно есть?

Дети:

Нет! Это ненастоящие фрукты, их нельзя есть. Нельзя, потому что их сделали люди, они не настоящие.

Воспитатель:

Фрукты, которые у Лунтика в мешочке делают люди и называются они муляжами.

Предлагает повторить слово муляж. Дети несколько раз повторяют слово муляж.

Воспитатель:

Скажите, ребята, а настоящие фрукты откуда берутся?

Дети:

Они на деревьях растут.

Лунтик:

Вот здорово, у нас в лесу много разных деревьев: березы, клены, ели.

Воспитатель:

Ребята, разве на березах и елях растут фрукты?

Дети:

Нет, они не растут на березах, они растут на фруктовых деревьях.

Воспитатель:

А где растут фруктовые деревья?

Дети:

В саду.

Воспитатель:

Правильно, ребята, фруктовые деревья растут в саду. А сейчас в саду холодно, часто дует ветер. Как дует ветер? (Ввв-ввв-ввв). Давайте поиграем.

Игра на развитие правильного звукопроизношения «Ветер дует». Приложение 3.

Воспитатель:

Ребята, ветер утих, давайте присядем на травку, отдохнем.

Дети вместе с воспитателем садятся на ковер.

Воспитатель:

Ребята, когда дул ветер, фрукты с веточек попадали на землю. Как вы думаете, было слышно, как они падают? Давайте, представим, как фрукты падают (громко, тихо, очень тихо).

Голосовое упражнение «Спелые фрукты». Приложение 4.

Лунтик:

А я придумал загадку, попробуйте отгадать: оно красное, круглое, большое, сладкое. Что это?

Дети:

Это яблоко.

Воспитатель:

Ребята, а вы можете придумать загадки про фрукты?

Дидактическое упражнение «Придумай загадку».

Дети выбирают фрукты, придумывают загадки. Варианты загадок: - он желтый, длинный, сладкий (банан);

- она синяя, круглая, маленькая, кислая (слива);

- он оранжевый, круглый, большой (апельсин).

Воспитатель проявляет уважение и поощряет детей. При необходимости помогает.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! А я знаю маленькое стихотворение.

Ва-ва-ва, в саду выросла трава. Ве-ве-ве, сидит Вова на траве.

Давайте вместе повторим его.

Чистоговорка. Приложение 5.

Лунтик:

Я столько интересного сегодня узнал, мне так понравилось с вами играть, но мне пора уходить.

Воспитатель:

Подожди, Лунтик, ребята приготовили тебе подарок.

Дети дарят Лунтику корзинку с настоящими фруктами и прощаются с ним.

Лунтик благодарит детей и уходит.

3. Рефлексия.

Воспитатель:

Вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали - помогли Лунтику. Давайте вспомним, а как мы ему помогли?

Дети:

Рассказали про фрукты, подарили корзиночку, поиграли с Лунтиком…

Воспитатель:

Ой, ребята, мы с Лунтиком даже не сфотографировались на память. Давайте после прогулки сделаем большую открытку. Я нарисую Лунтика и корзинку, а вы «наполните» ее фруктами.

Дети соглашаются.

Воспитатель предлагает выпить фруктовый сок, обращая внимание детей на то, что сок, приготовленный из фруктов, вкусный и полезный. Дети пьют сок, переходят к другому виду деятельности.

Приложение 1

Многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель» 

Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа

Форма организации игры: подгрупповая, индивидуальная.

«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, изготовленная собственными руками. В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько карточек-схем. Большой круг, диаметром 1м 40 см сделан из ткани. Круг расстилается на полу, по краю круга выкладываются карточки-схемы, обозначающие признак или действие в зависимости от объекта, который нужно описать. В центр круга выкладывается объект по лексической теме (овощи ,игрушки, животные, транспорт и др.).

Приложение 1.1

Дидактическая игра «Речевая карусель»

Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа по теме «Фрукты»

Форма организации игры: подгрупповая.

Описание игры:

Пособие расположено на полу. Дети подходят и выстраиваются по кругу. Воспитатель раскладывает карточки-схемы по секторам (название объекта, цвет, форма, величина, вкус). Один из детей кладет выбранный фрукт в центр пособия. Под музыку «Веселая карусель» дети движутся по кругу. Музыка стихает, ребята останавливаются возле карточек-схем. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он берет в руки фрукт, называет его и передает следующему игроку по часовой стрелке. Каждый следующий игрок в соответствии со своей карточкой-схемой называет признак предмета. Последний из игроков повторяет полный рассказ о предмете.

Приложение 2

Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Данное упражнение поможет проработать каждый пальчик отдельно.

Этот пальчик – апельсин, (дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Он, конечно не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас (показывают вокруг и на себя).

Приложение 3

Д/И «Ветер дует», направленная на формирование правильного звукопроизношения

Цель: Закреплять правильное произношение звука в. Учить детей произносить звук долго, на одном выдохе.

Описание игры: Воспитатель: Осенью в саду холодно. Часто дует ветер. Как дует ветер? Дети: Ввв-ввв-ввв. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы будете деревья (половина детей), а остальные – ветер. Как ветер подует, деревья будут раскачиваться.

Часть детей вместе с воспитателем произносит звук в, а другая – раскачивает руками. Затем роли меняются.

Приложение 4

Голосовое упражнение «Спелые фрукты»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить громко, тихо.

«Груши падают на травку» -

БАМ – БАМ – БАМ (громко).

«Сливы падают на травку» -

Бам – Бам – Бам (тихо).

«Вишни падают на травку» -

бам-бам-бам (шепотом).

Приложение 5

Чистоговорока:

Ва-ва-ва, в саду выросла трава. Ве-ве-ве, сидит Вова на траве.

Цель: Учить детей правильно произносить звуки в и вь, отрабатывать дикцию.

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Чистоговорка повторяется дважды воспитателем. Затем ее проговаривают дети (хором и индивидуально).

Корзина с фруктами для Лунтика

Цель:создание эмоционального подъема и чувства радости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Петушок и бобовое зернышко"

Цель: познакомить со сказкой, активизировать речь детей, учить отвечать на вопросы по сюжету литературного произведения...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Винни-Пух в гостях у ребят»

Закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные цвета (красный,  зеленый,  желтый,  синий), считать в пределах  трех....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Лунтик в гостях у ребят»Цель: речевое развитие детей младшего возраста ...

Конспект НОД с детьми второй младшей группы на тему: «Кукла в гостях у ребят» с использованием ИКТ и проблемно-игровой технологии.

Задачи:Образовательные: Формировать элементарные математические представления о форме, величине и количестве. Познакомить с понятием величины предметов – большой, маленький. Формировать представ...

КОНСПЕКТ НОД с детьми второй младшей группы на тему: «Кукла в гостях у ребят» с использованием ИКТ и проблемно-игровой технологии.

КОНСПЕКТНОД с детьми второй младшей группына тему: «Кукла в гостях у ребят»с использованием ИКТ и проблемно-игровой технологии....