Дидактическое пособие «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи

Ибрагимова Марина Евгеньевна

Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

 Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.

Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

• обучать детей составлению описательного рассказа;

• развивать логическое мышление;

• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.

Основные характеристики:

Многофункционально

Безопасно

Практично

Эстетично

Компактно

 

Описание пособия

«Речевая карусель» -это напольное дидактическое пособие для детей старшего возраста. В состав пособия входит один большой матерчатый круг и взаимозаменяемый диск со стрелкой. Большой круг, диаметром 70 см сделан из ткани, расстилаемой на полу. По краю круга расположены

символы – схемы, обозначающие признак или действие. В центр кладётся взаимосвязанный диск со стрелкой диаметром 30 см. на диске располагаются рисунки с предметными картинками, по различным 

темам. Предварительный просмотр: Дидактическая игра «Речевая карусель» Цель: развитие связной речи. Задачи: расширять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы; обучать детей составлению описательного рассказа; развивать логическое мышление; формировать навыки пересказа со зрительной опорой и помощью педагога. Форма организации игры : подгрупповая или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей. Описание игры. Это напольная дидактическая игра для детей от 4 до 7 лет. В игре используется большой матерчатый круг. В центр круга кладем определенный объект для составления описательного рассказа. По краю расположены символы-схемы, обозначающие признак или действие. Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами 1,2,3,4,5 Начинаем мы играть. Еле-еле, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите Карусель остановите. 1,2,3,4,5 Рассказ мы будем составлять. У кого знак вопроса Тому рассказ и начинать. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он задает вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой-символом также задаёт вопрос и отвечает на него (можно использовать вариант без озвучивания вопроса). Последний из игроков повторяет рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разработа  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Презентация дидактического пособия игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Презентация дидактического пособия   игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВдля   детей младшего дошкольного возраста...

Конспект ООД по речевому развитию с элементами технологии ТРИЗ на тему: "Путешествие в мир насекомых" для детей среднего возраста

Цель: Формирование умений использовать модель системного мышления при систематизации представлений об объекте с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»Задачи:Образовательные:-Закрепля...

Использование элементов технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Это методика формирования у дошкольников классификационных навыков , методика «Объект – имя признака – значение признака» , типовые приёмы фантазирования (далее - ТПФ). Система...

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека интеллектуально-речевыхигр с элементами технологии ТРИЗ и РТВдля детей старшего дошкольного возраста           2015 годг. Кал...