Семинар - практикум для родителей Тема: « Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»
материал

Корниенко Наталья Георгиевна

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей.

Задачи:

— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;

— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Семинар - практикум для родителей

Тема: « Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»

        Подготовил:    старший-воспитатель

Корниенко Н.Г.

г. Усть-Лабинск,  2024

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей.

Задачи:

— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;

— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.

Материал и пособия:

Мешочек, геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д. (дидактическая игра «Чудесный мешочек»). Погремушка,  игры с вкладышами, звоночек, колокольчик, разноцветные кубики, шарика, пирамидка, стаканчики, мешочки с различными наполнителями.

Аппаратное обеспечение: 

Мультимедийное оборудование, магнитофон.

Программное обеспечение: Использование презентации Предварительная работа:

Анкетирование родителей.

Разработка сценария.

Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления групповой комнаты.

 4. Подготовка презентации «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию».

План проведения:

1. Вступительное слово. Доклад учителя-дефектолога на тему: «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию». Презентация.

2. Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).

3.Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть

Ход собрания:

Вступительное слово. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на  нашем мероприятии. Меня зовут Наталья Георгиевна, я учитель-дефектолог. Сегодня тема нашего семинара- практикума: «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию».

Доклад учителя- дефектолога.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия.
Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает.
Общепринятыми мерками, так называемыми эталонами, которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.
Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка.
Все  эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы.
Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены, т.к. обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.
Если образы- восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово- название.

Чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Уважаемые родители предлагаю вам поиграть в игры на развитие сенсорного восприятия: первая игра направлена на развитие слухового восприятия «Покажи, что звучит!». Перед вами выкладывается набор звучащих предметов или карточки с их изображением. За экраном издается звук, необходимо определить звучащий предмет или карточку. Затем предлагаю вам немного усложнить задачу и определить два, три звука.

Следующая игра «Определи на ощупь!» нужно определить предмет на ощупь, погрузив руку в мешок (с крупой, фальгой). А теперь давайте немного усложним задачу, я буду описывать предмет, вы должны его определить на ощупь. Например: овальный, желтый, кислый, фрукт. Круглый, красный, овощ.

Я сейчас мы с вами пойдем в магазин Игрушек. Предлагаю вашему вниманию игру на развитие зрительного восприятия. Геометрические фигуры это будут наши монеты. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги (показывает карточку с изображением круга). Давайте усложним задачу и стоимость игрушек будет состоять из нескольких геометрических фигур. Например, кукла стоит : круг, квадрат, треугольник и т.д.

Уважаемые родители! Предлагаю вам разделится на 2 команды.

У вас на столах разложены различные предметы, игрушки, с помощью которых вы можете придумать игры на развитие сенсорного восприятия.

Команды представляют свои игры.

Игры на развитие тактильного восприятия:

Следующая игра «Определи на ощупь!» нужно определить предмет на ощупь, погрузив руку в мешок (с крупой, фальгой). А теперь давайте немного усложним задачу, я буду описывать предмет, вы должны его определить на ощупь. Например: овальный, желтый, кислый, фрукт. Круглый, красный, овощ.

Следующая игра это игра с  Медведем

Шел большой медведь и как начал он реветь

Говорил: кусь, кусь, кусь- никого я небоюсь!

Ребенок должен определить куда укусил медведь.

Для следующей игры мне нужно 5 человек.

На спине каждого я буду рисовать букву, вам необходимо найти свою букву на столе и все вместе составить слово.

Здорово! Это слово СЕМЬЯ!

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Ну вот подходит к завершению нам семинар.

Уважаемые родители! Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

Благодарю вас за активное участие и творческую работу!  До новых встреч. Спасибо за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Практико-ориентированный проект по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста....

Семинар - практикум с родителями второй младшей группы на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"

Семинар - практикум с родителями на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитания дошкольников"

С этими играми дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики ...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников четвертого года жизни.

Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями тр...