Развитие речевого творчества. Работаем по сказке
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности №12
Оксаны Викторовны Клочко
МБДОУ детский сад № 8,
ст.Старощербиновская, Краснодарский край
«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке».
Развитие речевого творчества детей – является одним из приоритетных направлений работы в нашей группе. Именно поэтому меня заинтересовала методика «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке», автор О.А.Шиян
Изд- во « Мозаика – синтез» - 2012 .
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что « дети учатся жить у жизни», но если чему –то учиться у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто показать, надо самому решать задачи!
Развитие мышления по этой методике требует от взрослого многого : умения точно и правильно сочинить вопросы к сказке, доброжелательно и с интересом реагировать на детские ответы, поддерживать дискуссию в группе, находить неожиданные аргументы, придумывать самому и радоваться придумкам детей.
ОСНОВНЫЕ ШАГИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:
1.Чтение и первое обсуждение сказки.
1.Чтение и первое обсуждение сказки.
Многие дети часто знают свои любимые сказки наизусть, однако это вовсе не значит, что они её понимают. Если взрослый не задаёт вопросов о причинах событий, происходящих в сказке, а останавливается только на их последовательности, то дети в ответ просто пересказывают сказку.
Т.е. для того, чтобы развить мышление ребёнка, нужно правильно ставить вопросы к сказке. Вопросы должны быть открытыми ( т.е. предполагающие развёрнутый ответ) обо всех ключевых событиях сказки;
Вопросы необходимо задавать не только о последовательности событий, но и о причинно - следственных отношениях в сказке; а также о том ,как понимают ситуацию разные герои.
Дети иногда высказывают такие суждения, которые взрослому просто не пришли бы в голову. Например, при обсуждении сказки «Заюшкина избушка», я попросила детей представить, что думает зайка о зверях, которые хотят ему помочь? Запомнился диалог с Лерой, она сказала ,что вообще не хочет ,чтобы медведь помогал зайцу. Я спросила почему? Она ответила, что медведь потом захочет поселиться в избушке и сломает её , как в сказке «Теремок». Я снова задала вопрос, а почему ты решила, что он захочет поселиться с зайкой? Она с убеждённостью сказала : «Ну, петух же стал с ним жить!» Я не прервала цепочку вопросов и задавала их дальше.
Второй шаг в работе над сказкой – это решение диалектической( т.е. творческой) задачи при помощи схемы или наглядной модели.
Для этого используется набор квадратов разного размера чёрного и белого цвета и фигурки персонажей для фланелеграфа. На первом этапе дети подбирают модели в соответствии с размером героя. Самый большой квадрат – это медведь, самый маленький – зайка и т.д. Задача воспитателя- отвлечь детей от других характеристик героев ( хитрость, храбрость и др.) и выстроить серию именно по росту. По ходу выстраивания дети должны объяснить свой выбор, аргументировать его, так как в начале работы многие дети самым большим квадратом обозначали лису, я не поправляла, так как мне было важно, чтобы ребёнок сам или другой обнаружили ошибку. Одновременно с выстраиванием модели сказки на столах у детей, воспитатель ставит фигурки персонажей на фланелеграф.
Далее, рассуждая, дети неизбежно придут к мнению, что герои отличаются не только по размеру, но и по качеству и окажется, что для петуха можно подобрать самый большой квадрат, потому что он самый храбрый, а остальных можно обозначить одинаковыми маленькими квадратиками, как и зайца, т.к. они все трусливые. Здесь мы решаем следующие диалектические задачи :
- как получилось так , что не самый большой герой справился с лисой?
-а в жизни кто кого обычно боится – лиса петуха или петух лису?
-как же так вышло, что в нашей сказке лиса петуха испугалась? и т.д.
На третьем этапе дети разыгрывают сказку с помощью наглядной модели, опираясь на характеристику героев, отражая их особенности голосовой интонацией, мимикой , движением.
При организации работы я использовала следующие компетенции педагогов:
1.Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком.
2.Поддержка индивидуальности и инициативы детей, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
3.Построение вариативного развивающего образования – организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Методы и приёмы, которые я использовала в работе:
наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение и рассказывание сказок,
обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал , приём позитивной оценки ответов детей, похвала, игровые проблемно- практические ситуации, игра –драматизация с акцентом на эмоциональные переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)
Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической игре(при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Конспект занятия по развитию речевого творчества: Сочинение сказки на тему: «Времена года. Осень» (Приключение кленового листочка)
Данная разработка направлена на развитие связной речи детей, на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных определений.Занятие развивает творческое воображение...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)
Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста. "Сказки гуляют по свету"
Приобщать детей к чтению детской художественной литературы, вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать интерес к детской литературе....

Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Опыт работы по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКАМИ».
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...