Применение технологии "мнемотехника" при заучивании потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Орлова Екатерина Артуровна

В методической разработке указаны основные моменты работы педагога с мнемотаблицами и приведен план работы во второй младшей группе по развитию речи с использованием мнемотаблиц. Материалы, использованные в публикации соответсвуют примерному КТП ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemoteh.doc923.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Методическая разработка

«Применение технологии «мнемотехника»

при заучивании потешек и стихотворений с

детьми младшего дошкольного возраста»

                                                                           

                                                                                 

                                                                                    Составитель:

 Орлова Е.А., воспитатель

                                                                    МБДОУ «Детский сад №378»

г.о. Самара

2020 г.

Содержание:

1.Пояснительная записка………………………………………………………....3

2.Цели и задачи методической разработки……………………………………...3

3.Актуальность…………………………………………………………………....4

4.Содержание методической разработки………………………………………..5

4.1.Перспективный план «Заучивание потешек во II мл.группе с использованием мнемотаблиц»…………………………………………………..5

4.2. Картотека потешек……………………………………………………...6

4.3.Картотека мнемотаблиц…………………………………………………8

4.4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использование мнемотаблиц……………………………………………..18

5. Список используемой литературы……….…………………………………...30

  1. Пояснительная записка

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация воспитательно-образовательного процесса в виде игры. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов максимально приближенных к речевому материалу. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Учитывая эффективность мнемотехники в обучении четкой, связной и последовательной речи дошкольников, развитие психических процессов была создана методическая разработка «Применение технологии «мнемотехника» при заучивании потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста». Методическая разработка предусматривает ознакомление детей заявленного возраста с устным народным творчеством и включает в себя использование опорных рисунков для обучения заучиванию потешек и стихотворений.

Все выбранные поэтические формы и конкретные примеры, представленные в методической разработке, подобраны в соответствии с комплексно-тематическим планированием во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад №378» г.о. Самара. Разработанные таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию потешек и стихотворений. Представленные материалы отражают творческие подходы к решению проблемы речевого развития дошкольников младшего возраста и складываются в определенную систему.

   

  1. Цели и задачи методической разработки

Цель: 

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Способствовать развитию связной речи.

2.        Расширять и обогащать словарный запас детей.

3.        Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.

4.        Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации).

5.         Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при   заучивании потешек и стихотворений.

  1. Актуальность

Актуальными проблемами на сегодня в области развития речи детей младшего дошкольного возраста являются скудность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление. Поэтому главным аспектом в решении этих проблем является нормализация и совершенстование монологической речи ребенка. Это решается через речевую деятельность: заучивание потешек и стихотворений по мнемотаблицам. Они вызывают неподдельный интерес у малышей, что положительным образом сказывается на целенаправленности и системности работы педагога, а также достижению отличного результата.

4. Содержание методической разработки

4.1. Перспективный план «Заучивание потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста в группе №8 «Колобок» с использованием мнемотаблиц»

Месяц

Тема недели

Название потешки или стихотворения

Сентябрь

«Овощи»

«Огород» (с)

Октябрь

«Осень»

«Осень» (с)

Ноябрь

«Посуда»

«Посуда» (с)

Декабрь

«Поможем птицам перезимовать»

«Снегирь» (п)

Январь

«Животные»

«Лошадка» (п)

Февраль

«Профессии мам и пап»

«Повар» (с)

Март

«Весна»

«Смотрит солнышко в окошко» (п)

Апрель

«Волшебница вода»

«Водичка, водичка» (с)

Май

«Насекомые»

«Насекомые» (п)

4.2. Картотека потешек и стихотворений с мнемотаблицами

«Огород»

В огороде много ряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит круглый год

https://pedsovet.su/_pu/58/08483934.png

«Осень»

Осень, осень к нам пришла

Всем подарки принесла,

Желтые листочки, вкусные грибочки,

Овощи и фрукты, хлебные продукты.

https://i1.wp.com/cepia.ru/images/u/pages/156/mnemotekhika-6.jpg

«Посуда»

С полки я возьму посуду, называть посуду буду

Вот чашка и блюдце. Осторожно! Они бьются.

Вот чайник. В нем чай. Чай скорей наливай.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/145/619/145619494_0826KfAFXinG8.jpg

«Снегирь»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке.

Головой вертят, улететь хотят

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/v5SmWU4iFhPjTCA0mqo_mXBv19mPfaWltpUCNKeZzE4OUo0FlSe479rUhBn79eeU2lW-h2Qekiyow33WXSdyh8zxx19kUWLNtgWcHgckR22F2K0SW24jB3xRM-zbnTIx-91yzyp2WtpkbC-9yVAzlw

«Лошадка»

Ваня, Ваня, простота

Купил на лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/2/2KoxCdvVBLf1gRWpZUH9SiFrh0cmw6XJQzaslAI3O/slide-18.jpg

«Повар»

Ходит повар в колпаке

С поварешкою в руке,

Он готовит нам обед

Кашу, суп и винегрет.

Мнемотаблицы для детей |

«Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко,

В гости к нам пришла весна,

Мы захлопаем в ладошки

Очень ждали мы тепла!

https://promany.ru/wp-content/uploads/2019/02/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0.jpg

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Улыбался роток и кусался зубок!

https://promany.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpg

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза

Приходили муравьи и травинку принесли

А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/629/65629364_insec.gif

4.4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы №8 «Колобок».

1. Конспект занятия по речевому развитию. Русская народная потешка «Солнышко-ведрышко» (2-я младшая группа)

Тема: чтение детям русской народной потешки «Солнышко-ведрышко»

Цель: учить детей бережно обращаться с игрушками; помочь заполнить последовательность одевания на прогулку; познакомить детей с русской народной потешкой.

Материал и оборудование: кукла; одежда для куклы (кофта, шапка, туфельки, брюки); стульчик.

Предварительная работа:

1.Дидактическая игра«Одеваем куклу на прогулку».

2. Чтение потешки.

Ход занятия:

Когда дети сели на стульчики вносится в группу куклу.

-«Недавно в детский сад приехала новая кукла и пришла к вам в гости. Зовут ее Машенька. Кукла Машенька хочет с вами познакомиться.»

Подношу к каждому ребенку по очереди и знакомлю куклу с ним. Затем предлагаю взять Машу на прогулку.

«Но вначале куклу надо научить быстро и правильно одеваться».

Достаю из коробочки одежду для куклы.

Далее дети подсказывают, что в первую очередь следует одеть на Машеньку.

С помощью детей одеваем куклу.

Одетая кукла смотрит в окно и говорит, что не хочет гулять. «Холодно. Солнышка нет».

-«А мы попросим солнышко выглянуть».

Читаю русскую народную потешку: «Солнышко-ведрышко».

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей-

Телят и ягнят,

Еще малых ребят.

Далее показываю презентацию. Каждый слайд отдельной фразы с отдельной картинкой.

Три раза повторяем потешку, рассматриваем на фразы рисунки с таблицы, повторяем и ассоциируем. Пытаемся повторить вместе и выборочно по одному. Машеньку сажаем на стульчик, в игровой зоне, чтобы она могла наблюдать за игрой детей.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cce/0000bc95-0bdf0510/640/img6.jpg

5.Список используемой литературы

1. В.В. Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе, Мозаика-Синтез, Москва, 2017 г.

2. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.С. Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2018.-192с.

3. И. В.Каюкова «Русские потешки», стихи для малышей,М.- издательство Эксмо, 2018 г.

4. Т.Ю.Бардышева «Веселые ладошки»-М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007г.

5. Полная хрестоматия для детского сада» М.: «Росмэн», 2019г.

6. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/500347/ 

7. https://nsportal.ru/detskii-sad/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»

Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте....

Как заучивать стихотворения с детьми младшего дошкольного возраста

Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. То, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей позн...

Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

"Методы и приемы по заучиванию стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста"

Материал предназначен для воспитателей и педагогов ДОУ. Авторская статья поможет взролым в заучивании стихотворений с малышами....

«Применение народных игр в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста», выступление

Муниципальный уровень, Практический семинар по обмену опытом: «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста» МАДОУ д/с № 10 ...