Применение технологии "мнемотехника" при заучивании потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В методической разработке указаны основные моменты работы педагога с мнемотаблицами и приведен план работы во второй младшей группе по развитию речи с использованием мнемотаблиц. Материалы, использованные в публикации соответсвуют примерному КТП ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemoteh.doc | 923.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Применение технологии «мнемотехника»
при заучивании потешек и стихотворений с
детьми младшего дошкольного возраста»
Составитель:
Орлова Е.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №378»
г.о. Самара
2020 г.
Содержание:
1.Пояснительная записка………………………………………………………....3
2.Цели и задачи методической разработки……………………………………...3
3.Актуальность…………………………………………………………………....4
4.Содержание методической разработки………………………………………..5
4.1.Перспективный план «Заучивание потешек во II мл.группе с использованием мнемотаблиц»…………………………………………………..5
4.2. Картотека потешек……………………………………………………...6
4.3.Картотека мнемотаблиц…………………………………………………8
4.4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использование мнемотаблиц……………………………………………..18
5. Список используемой литературы……….…………………………………...30
- Пояснительная записка
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация воспитательно-образовательного процесса в виде игры. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов максимально приближенных к речевому материалу. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Учитывая эффективность мнемотехники в обучении четкой, связной и последовательной речи дошкольников, развитие психических процессов была создана методическая разработка «Применение технологии «мнемотехника» при заучивании потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста». Методическая разработка предусматривает ознакомление детей заявленного возраста с устным народным творчеством и включает в себя использование опорных рисунков для обучения заучиванию потешек и стихотворений.
Все выбранные поэтические формы и конкретные примеры, представленные в методической разработке, подобраны в соответствии с комплексно-тематическим планированием во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад №378» г.о. Самара. Разработанные таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию потешек и стихотворений. Представленные материалы отражают творческие подходы к решению проблемы речевого развития дошкольников младшего возраста и складываются в определенную систему.
- Цели и задачи методической разработки
Цель:
Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.
4. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации).
5. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании потешек и стихотворений.
- Актуальность
Актуальными проблемами на сегодня в области развития речи детей младшего дошкольного возраста являются скудность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление. Поэтому главным аспектом в решении этих проблем является нормализация и совершенстование монологической речи ребенка. Это решается через речевую деятельность: заучивание потешек и стихотворений по мнемотаблицам. Они вызывают неподдельный интерес у малышей, что положительным образом сказывается на целенаправленности и системности работы педагога, а также достижению отличного результата.
4. Содержание методической разработки
4.1. Перспективный план «Заучивание потешек и стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста в группе №8 «Колобок» с использованием мнемотаблиц»
Месяц | Тема недели | Название потешки или стихотворения |
Сентябрь | «Овощи» | «Огород» (с) |
Октябрь | «Осень» | «Осень» (с) |
Ноябрь | «Посуда» | «Посуда» (с) |
Декабрь | «Поможем птицам перезимовать» | «Снегирь» (п) |
Январь | «Животные» | «Лошадка» (п) |
Февраль | «Профессии мам и пап» | «Повар» (с) |
Март | «Весна» | «Смотрит солнышко в окошко» (п) |
Апрель | «Волшебница вода» | «Водичка, водичка» (с) |
Май | «Насекомые» | «Насекомые» (п) |
4.2. Картотека потешек и стихотворений с мнемотаблицами
«Огород»
В огороде много ряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год
«Осень»
Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла,
Желтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты.
«Посуда»
С полки я возьму посуду, называть посуду буду
Вот чашка и блюдце. Осторожно! Они бьются.
Вот чайник. В нем чай. Чай скорей наливай.
«Снегирь»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки, греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят
«Лошадка»
Ваня, Ваня, простота
Купил на лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
«Повар»
Ходит повар в колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит нам обед
Кашу, суп и винегрет.
«Смотрит солнышко в окошко»
Смотрит солнышко в окошко,
В гости к нам пришла весна,
Мы захлопаем в ладошки
Очень ждали мы тепла!
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Улыбался роток и кусался зубок!
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза
Приходили муравьи и травинку принесли
А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.
4.4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы №8 «Колобок».
1. Конспект занятия по речевому развитию. Русская народная потешка «Солнышко-ведрышко» (2-я младшая группа)
Тема: чтение детям русской народной потешки «Солнышко-ведрышко»
Цель: учить детей бережно обращаться с игрушками; помочь заполнить последовательность одевания на прогулку; познакомить детей с русской народной потешкой.
Материал и оборудование: кукла; одежда для куклы (кофта, шапка, туфельки, брюки); стульчик.
Предварительная работа:
1.Дидактическая игра: «Одеваем куклу на прогулку».
2. Чтение потешки.
Ход занятия:
Когда дети сели на стульчики вносится в группу куклу.
-«Недавно в детский сад приехала новая кукла и пришла к вам в гости. Зовут ее Машенька. Кукла Машенька хочет с вами познакомиться.»
Подношу к каждому ребенку по очереди и знакомлю куклу с ним. Затем предлагаю взять Машу на прогулку.
- «Но вначале куклу надо научить быстро и правильно одеваться».
Достаю из коробочки одежду для куклы.
Далее дети подсказывают, что в первую очередь следует одеть на Машеньку.
С помощью детей одеваем куклу.
Одетая кукла смотрит в окно и говорит, что не хочет гулять. «Холодно. Солнышка нет».
-«А мы попросим солнышко выглянуть».
Читаю русскую народную потешку: «Солнышко-ведрышко».
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей-
Телят и ягнят,
Еще малых ребят.
Далее показываю презентацию. Каждый слайд отдельной фразы с отдельной картинкой.
Три раза повторяем потешку, рассматриваем на фразы рисунки с таблицы, повторяем и ассоциируем. Пытаемся повторить вместе и выборочно по одному. Машеньку сажаем на стульчик, в игровой зоне, чтобы она могла наблюдать за игрой детей.
5.Список используемой литературы
1. В.В. Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе, Мозаика-Синтез, Москва, 2017 г.
2. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.С. Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2018.-192с.
3. И. В.Каюкова «Русские потешки», стихи для малышей,М.- издательство Эксмо, 2018 г.
4. Т.Ю.Бардышева «Веселые ладошки»-М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007г.
5. Полная хрестоматия для детского сада» М.: «Росмэн», 2019г.
6. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/500347/
7. https://nsportal.ru/detskii-sad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте....
Как заучивать стихотворения с детьми младшего дошкольного возраста
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. То, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей позн...
Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Тема: Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек»...
"Методы и приемы по заучиванию стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей и педагогов ДОУ. Авторская статья поможет взролым в заучивании стихотворений с малышами....
«Применение народных игр в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста», выступление
Муниципальный уровень, Практический семинар по обмену опытом: «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста» МАДОУ д/с № 10 ...
Консультация для родителе на тему: "Как заучивать стихотворения с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи"
Особенности заучивания стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста....