Развитие речи "Звуки «р», «рь"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Палкина Полина Сергеевна

План-конспект занятия для средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_zvuki_r_r.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

 

Разработка конспекта занятия по развитию речи

Тема «Звуковая культура речи: звук Р-РЬ»

Составитель: Палкина Полина Сергеевна

г. Салехард

2020

Цель занятия: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чисто-говорках, в словах);

Задачи: формировать звуковую выразительность речи. 

Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «рь»; четко и ясно произносить слова с этими звуками.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: интегрированное

Продолжительность: 20 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Оборудование и материалы: карточки и картинки со звуками «р», «рь»

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.

Структура занятия

п/п

Наименование этапа

Содержание материала

Примечание

Организационный этап

Основой этап

Заключительный этап

  Ребята послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил.

-Про какую сказку эта загадка?

-А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке?

-Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны?

-Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами мы выберем те, в названиях которых слышится звук «р» (Пирожное, конфеты, пирожки, баранки, торт, котлеты, шоколад).

-А теперь мы все сядем и выполним задания, которые нам приготовлены.

Для начала вспомним, как рычит тигр. "Р-р-р" - язычок упирается в верхнее небо и издается звук (произносим громко, тихо, шепотом).

-Повторяйте за мной: Ар-ар-ар-мы поставим самовар,

Ра-ра-ра-выпьем чаю мы с утра.

-Ребята, послушайте звук «р» звонкий или глухой? Этот звук звонкий, а еще он может быть твердым или мягким. Сейчас я прочту стихотворение, а вы найдите в нем слова со звуком «р» и назовите их.

"Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла. Хвостиком виляла, корм себе искала. Возле берега червяк извивается вот так. Рыбка подплывает, червяка хватает. Дернул леску рыбачок, да сорвался червячок. Рыбка не попалась, с червяком умчалась. "

-Дети, а вы придумайте слова с звуком «р» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий. (например: роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, царь, рис, рынок, рука, перо, янтарь, творог).

-А теперь определим, где находится звук «Р» вначале или в конце слова? (радуга, ветер, река, город, кенгуру, урок, гора.)

-Давайте вспомним, как кричит ворона и громко покричим: "карр-карр-карр", а теперь тихо.

А сейчас все тихонько встанем и вспомним

ФИЗМИНУТКА

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.

Каррр-каррр-каррр

Целый день они летали, спать ребятам не давали.

Каррр-каррр-каррр.

Только к ночи умолкают, и все вместе засыпают.

Каррр-каррр-каррр.

-Теперь я попрошу вас тихонько сесть на свои места.

Посмотрите на доску, Красная Шапочка хотела что-то нарисовать, но серый волк ей помешал - он напугал ее и она убежала, не дорисовав. Попробуем узнать, что хотела нарисовать девочка. Вот есть стены, потолок, пол. Что же это? (дом).

-А чего не хватает этому дому? Дорисуем те части в названиях которых есть звуки «р»,«р’» (дверь, крыша, рама, труба).

-А какими цветами можно закрасить домик, в которых есть звук «р» (коричневый, красный, розовый).

-А какая мебель будет стоять в доме? Со звуком «р» (кровать, кресло, телевизор, радио, картина, ковер).

-А что можно нарисовать около дома? (забор, дерево, сирень, роза, ромашка, трава).

-Молодцы, вы справились с этим заданием и мы отправимся дальше. И не забудем гостинцы, которые мы собрали бабушке.

Дальше на пути встречается речка. Какая она? (широкая, быстрая, глубокая, синяя, а мостик? (узкий, длинный, деревянный.)

Переходим речку не намочив ноги.

-А вот и домик бабушки.

Ребята бабушка говорит Вам всем спасибо, что помогли Красной шапочке добраться до её дома.

Проводили с вами красную шапочку?

Через какие препятствия мы с вами прошли?

Что вам больше всего понравилось?

Молодцы ребята, наше занятие закончено.

Самоанализ занятия

Все требования к проведению занятия были соблюдены.

Занятие соответствует:

Общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.

Комплексно-тематическому планированию.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях.

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей; главной составляющей является взаимодействие.

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно, и организованно.

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания.

А также показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответом.

Дети продемонстрировали концентрацию внимания.

В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:

сосредоточение и привлечения внимания;

активизации речи и познавательной активности;

активизации и самостоятельности мышления;

развитие творческих способностей.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Для снятия утомляемости детей была проведена физкультминутка.

Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Учитывались особенности каждого ребенка(темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент).

Я считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию, на протяжении всего времени. Дети были активны.

Считаю, что поставленные на занятии цели и задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...