Развитие речи "Звуки «р», «рь"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Разработка конспекта занятия по развитию речи
Тема «Звуковая культура речи: звук Р-РЬ»
Составитель: Палкина Полина Сергеевна
г. Салехард
2020
Цель занятия: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чисто-говорках, в словах);
Задачи: формировать звуковую выразительность речи.
Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «рь»; четко и ясно произносить слова с этими звуками.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: интегрированное
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы: карточки и картинки со звуками «р», «рь»
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.
Структура занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
Организационный этап Основой этап Заключительный этап | Ребята послушайте загадку и попробуйте её отгадать: Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил. -Про какую сказку эта загадка? -А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке? -Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны? -Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами мы выберем те, в названиях которых слышится звук «р» (Пирожное, конфеты, пирожки, баранки, торт, котлеты, шоколад). -А теперь мы все сядем и выполним задания, которые нам приготовлены. Для начала вспомним, как рычит тигр. "Р-р-р" - язычок упирается в верхнее небо и издается звук (произносим громко, тихо, шепотом). -Повторяйте за мной: Ар-ар-ар-мы поставим самовар, Ра-ра-ра-выпьем чаю мы с утра. -Ребята, послушайте звук «р» звонкий или глухой? Этот звук звонкий, а еще он может быть твердым или мягким. Сейчас я прочту стихотворение, а вы найдите в нем слова со звуком «р» и назовите их. "Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла. Хвостиком виляла, корм себе искала. Возле берега червяк извивается вот так. Рыбка подплывает, червяка хватает. Дернул леску рыбачок, да сорвался червячок. Рыбка не попалась, с червяком умчалась. " -Дети, а вы придумайте слова с звуком «р» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий. (например: роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, царь, рис, рынок, рука, перо, янтарь, творог). -А теперь определим, где находится звук «Р» вначале или в конце слова? (радуга, ветер, река, город, кенгуру, урок, гора.) -Давайте вспомним, как кричит ворона и громко покричим: "карр-карр-карр", а теперь тихо. А сейчас все тихонько встанем и вспомним ФИЗМИНУТКА Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. Каррр-каррр-каррр Целый день они летали, спать ребятам не давали. Каррр-каррр-каррр. Только к ночи умолкают, и все вместе засыпают. Каррр-каррр-каррр. -Теперь я попрошу вас тихонько сесть на свои места. Посмотрите на доску, Красная Шапочка хотела что-то нарисовать, но серый волк ей помешал - он напугал ее и она убежала, не дорисовав. Попробуем узнать, что хотела нарисовать девочка. Вот есть стены, потолок, пол. Что же это? (дом). -А чего не хватает этому дому? Дорисуем те части в названиях которых есть звуки «р»,«р’» (дверь, крыша, рама, труба). -А какими цветами можно закрасить домик, в которых есть звук «р» (коричневый, красный, розовый). -А какая мебель будет стоять в доме? Со звуком «р» (кровать, кресло, телевизор, радио, картина, ковер). -А что можно нарисовать около дома? (забор, дерево, сирень, роза, ромашка, трава). -Молодцы, вы справились с этим заданием и мы отправимся дальше. И не забудем гостинцы, которые мы собрали бабушке. Дальше на пути встречается речка. Какая она? (широкая, быстрая, глубокая, синяя, а мостик? (узкий, длинный, деревянный.) Переходим речку не намочив ноги. -А вот и домик бабушки. Ребята бабушка говорит Вам всем спасибо, что помогли Красной шапочке добраться до её дома. Проводили с вами красную шапочку? Через какие препятствия мы с вами прошли? Что вам больше всего понравилось? Молодцы ребята, наше занятие закончено. |
Самоанализ занятия
Все требования к проведению занятия были соблюдены.
Занятие соответствует:
Общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.
Комплексно-тематическому планированию.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях.
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей; главной составляющей является взаимодействие.
Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно, и организованно.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания.
А также показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответом.
Дети продемонстрировали концентрацию внимания.
В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:
сосредоточение и привлечения внимания;
активизации речи и познавательной активности;
активизации и самостоятельности мышления;
развитие творческих способностей.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Для снятия утомляемости детей была проведена физкультминутка.
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, в напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Учитывались особенности каждого ребенка(темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент).
Я считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию, на протяжении всего времени. Дети были активны.
Считаю, что поставленные на занятии цели и задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...