план - конспект по развитии речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яптунай Ольга Яковлевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r.r_na_4.06.2020_yaptunay_o.ya_._236_gr.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкий автономный округ «Ямальский многопрофильный колледж»

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы на тему "Вода-помощница".

Составила: Яптунай Ольга Яковлевна

Методист по практике: Распутина Александра Александровна

Дата:4.06.2020

г. Салехард 2020

План – конспект занятия по развитию речи.

Тема: Вода – помощница.

Группа: Старшая

Цель занятия: Расширение представлений детей о том, как человек в своей жизни использует воду.
Задачи.
1. Образовательные: 

- обобщить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха; люди, растения и животные не могут жить без воды;

- используя модели, закрепить знания детей о воде, как о среде обитания для некоторых животных.
2. Развивающие: 

- уточнить и систематизировать знания детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую, кипяченую воду;

- развивать память, внимание, речь детей, обогащать их словарный запас;

- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос.
3. Воспитательные: 

- воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.
Словарь: без запаха, прозрачная, пресная.
Оборудование и материал: письмо, конверт, вода, молоко, баночки, нарисованные модели "Моря" и "Реки" (формат А2), кукла би-ба-бо  Хрюша, два мольберта, запрещающие знаки, скакалка.
Подготовка материала: изготовление запрещающих знаков, моделей «Реки» и «Моря», карточек с изображением морских и речных животных, конверта с письмом.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей: проведение опытов с водой, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, беседы с детьми, д/и «На морском дне», разучивание п/и «Рыбаки и рыбки», наблюдения за рыбками.

Время занятия: 30 минут.

Литература: https://ped-kopilka.ru/blogs/ala-valerievna-matveva/konspekt-nod-v-forme-zanjatija-dlja-detei-starshei-logopedicheskoi-grupy-voda-pomoschnica.html;

Картотека загадок для старшей группы.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя:

Деятельность детей:

Вводная часть.

- Собираю детей около себя, обращу внимание на внешний вид.

- Здравствуйте, ребята.

Сделаем пальчиковую гимнастику:
"Что делать после дождичка?
По лужицам скакать.
Что делать после дождичка?
Кораблики пускать.
Что делать после дождичка?
На радуге качаться.
Что делать после дождичка?
Да просто улыбаться!"

Сюрпризный момент.
- Ребята, когда я сегодня шла утром на работу, встретила около нашего детского сада почтальона, он попросил меня передать вам вот этот конверт. (Показываю конверт).

- Давайте вместе с вами посмотрим, что там лежит. (Открываем конверт, там письмо). Посмотрите, здесь письмо. Хотите я вам его прочитаю?
Чтение письма: "Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку:

"Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит".
- Правильно, река. А что же течет в реке?
- Где еще можно увидеть воду?
- Правильно, ребята. Молодцы. Садитесь на стульчики. Ой, что-то я слышу. Кто-то стучит в дверь. (Приношу куклу би-ба-бо Хрюшу.)

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Основная часть.
-Хрюша, здравствуйте, ребята.

- Слышал я, говорили вы здесь о воде. Ой, подумаешь вода, что в ней интересного?
- Хрюша, без воды жить невозможно. Ребята, расскажите, Хрюше для чего нам нужна вода?

- Правильно, ребята. Хрюша, вот послушай, какое мы знаем интересное стихотворение. Я его прочитаю, а ребята мне помогут.
"Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без ...
- Правильно, ребята. Хрюша, вот ты на себя посмотри, какой ты грязный, неумытый, а все оттого, что ты не знаешь,  для чего нам всем нужна вода. Ребята, давайте Хрюше расскажем потешку про водичку, которую мы с вами учили, когда были маленькими. Ее знают все дети и взрослые.
- Хрюша: какая хорошая потешка. Мне так стыдно, я теперь всегда буду умываться. А я вот зато знаю, что вода белая и пахнет.
- Неправда, Хрюша. Ребята, вода белая? Она пахнет?
- Если вода чистая, то она без цвета и запаха. Вот, Хрюша, посмотри. В один стакан мы налили молоко, а в другой воду. Какого цвета молоко?
- А вода?

- Запомнил, Хрюша?
- Хрюша: за! Зато вы воду наливаете в графин из-под крана и пьете.
- Неправильно! Ребята, мы пьем какую воду? Откуда ее приносим?
- Хрюша: Я сейчас шел по улице. Там такой чистый снег, вот его-то точно можно есть!
- Совершенно верно. Делать этого нельзя. Почему, ребята?

- Хрюша: Ничего я не знаю. ( Грустит.)
- Не расстраивайся, Хрюша.

-А вот ребята знают, что для некоторых животных вода - это дом. Кто живет в воде? ( На мольбертах выставлены модели "Реки" и "Моря".)
- Ребята, давайте расскажем, Хрюше кто живет в море, а кто в реке.
Д/И «Кто где живет?». Дети показывают на карточках речных и морских обитателей, называют их и выставляют на мольберты. Речных жителей ставят на мольберт, где изображена река, а морских ставят, где изображено море.
- А чем отличается морская вода от речной?
- Правильно, ребята. В море вода соленая, а в реке – пресная.
Хрюша: Да, теперь я понял, что вода всем нужна. Пойду сейчас, все краны открою, пусть течет.
- Хрюша, этого делать нельзя. Воду надо беречь, ведь ее остается все меньше и меньше. Поэтому надо плотно закрывать все краны, никогда не бросать мусор в водоемы. (Показываем Хрюше запрещающие знаки, дети объясняют.)

Заключительная часть.
Хрюша: Ребята, напомните мне еще раз. Вода какого цвета? Имеет запах? Снег можно есть? Для чего нужна вода? Кто обитает в море? Чем отличается речная вода от морской? (ответы детей хором и индивидуальные). Спасибо вам ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях. Побегу быстрее домой умываться и расскажу своим друзьям все, что у вас узнал на занятии. Мне было так интересно! Обязательно еще к вам приду! До свидания! До встречи!
- До свидания, Хрюша.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Какие вы все сегодня молодцы. Так хорошо отвечали на вопросы. Помогли Хрюше. Спасибо вам. Вечером мы с вами напишем ответ Незнайке, а кто захочет, нарисует ему рисунок, на котором будет изображена отгадка. В завершении я хочу прочитать вам красивое стихотворение:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Занятие окончено.

- Здравствуйте.

- Да.

- Река.

- Вода.

- В пруду, в море, на улице, в кране, в детском саду, дома, в аквариуме и т.д.

- Здравствуй, Хрюша.

- Вода нужна, чтобы готовить обед, мыть посуду, пол, игрушки, умываться, пить, чистить зубы, поливать цветы и т.д.

- Воды.

 Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

- Нет, она без цвета, прозрачная.

- Белое.

- Прозрачная, без цвета.

- Мы пьем кипяченую воду. А приносим ее с кухни.

- Снег есть нельзя.

- Снег грязный. Когда была зима, мы делали опыт. Приносили снег в группу, и когда он растаял, в воде оказались мусор и грязь.
- Рыбы, раки, улитки, медузы и т.д.

- В море вода соленая, а в реке нет.

- До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРТема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»...

План-конспект по развитию речи "Дом"

Закреплять знания о том, из каких материалов строят дома. Расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения. Развитие фонематического слуха....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

План - конспект по развитию речи

Занятие на тему: "Речевая олимпиада" с детьми старшего возраста...

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...

План конспект по развитию речи в подготовительной группе по сказке Ш. Перро «Золушка»

Программное содержание: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение сост...