Практико-значимый проект «Возможности сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Елена Анатольевна

В проекти описана значимость, возможность и актуальность использования сказкотерапии в развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ. Проект состоит из 2 частей: 1) основная часть (теоретические аспекты развития связной речи детей с ОНР 3 уровня посредством сказкотерапии); 2) практическая.  Даны рекомендации по использованию сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazkoterapii.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

Тема: «Возможности сказкотерапии в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»  

Введение.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.  

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными   и российскими   учеными.  О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.  

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия - эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Тип проекта: информационно – практический; долгосрочный 1-2 года.  

Цель: создание условий для использования сказкотерапии в развитии связной речи у детей с ОНР III уровня.

Участники проекта: дошкольники старшего возраста с ОНР III уровня, педагоги, родители.

Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме влияния сказки на связную речь детей с ОНР III уровня;
  • разработать перспективный план работы по формированию связной речи посредством  сказок;
  • создать в процессе образовательной деятельности благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка.
  • развивать связную  речь у дошкольников  через интегративные образовательные области посредством сказок;  
  • приобщать детей к художественной литературе и народному фольклору.
  • проанализировать  результат и перспективность влияния сказки на развитие речи детей с ОНР III уровня.

Практическая значимость проекта.

Данный проект направлен на:

  • развитие связной речи у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
  • создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;
  • сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе развития связной речи посредством сказкотерапии. Содержание работы может быть использовано педагогами  дошкольных образовательных учреждений.

I. Основная часть. Теоретические   аспекты   развития  связной    речи детей с ОНР III уровня посредством сказкотерапии.

1.1.Виды  связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.                                                    

Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.  

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.  Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения    логической  последовательности.    

Монологическая речь (монолог),  понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни). Монолог - наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Основные свойства монологической речи : односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость,                                                                                              логическая последовательность изложения,     обусловленность                                                                                                                                                                                           содержания ориентацией на слушателя,   ограниченное употребление                                                 невербальных средств передачи.  

            В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются:   описание,   повествование, элементарные рассуждения.                                                                                                                                                                                                                                                                        

К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний    (описание,    повествование   и   др.)   относятся:   связность,

последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Таким образом,   связная речь включает в себя две формы  речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.  

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки  для развития  связности  речи  детей.  Н. Погосова    отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

•        создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

•        совершенствование лексико-грамматических средств языка;

•        совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

•        развитие диалогической и монологической речи;

•        эффективность игровой мотивации детской речи;

•        взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

•        сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

•        создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

•        приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении  дошкольников развивает:

  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о  сказочных образах.

                   

                Выводы:  

  • метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним  из наиболее  перспективных.
  • работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
  1. Практическая часть.

2.1.  НОД   по развитию речи    у детей    с    ОНР  III уровня   посредством   сказкотерапии.

Обучение пересказу на материале сказок  проводится на  логопедических занятиях,     которым   предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной речи с использованием логосказок   Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.

 Пересказ  предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи, поэтому пересказу сказок  на коррекционных занятиях уделяется большое внимание.

 При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование  сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества.  Используются следующие приёмы:

  • придумывание и завершение сказки,
  • составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,
  • коллективное сочинение сказки.
  • составление вопросов к сказкам  умение в контексте задать вопрос, это является одним из показателей успешного развития дошкольников.                            
  • постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).  Дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;                                        
  • объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;    
  • ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа.  Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло;  
  • конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»  «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.);                                                                                                                                                                
  • придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;    
  • усложнение восприятия давно знакомой сказки,   создание элемента неожиданности, загадочности.    Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов.  Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка.  
  • придумывание дополнительных   монологов героев известных сказок.           «Что  могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар? »                          
  • создание коллажей из сказок   и  составление по ним новых сказок.

 Таким образом,   дети постепенно овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

2.2. Этапы  работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.

         I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки,  выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод  - словесная  игра.)

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и  смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания  взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

        II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

Цели:  раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить  словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи  детей  образные выражения, сказочные  повторы.

        III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

  Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

   

  1.  Непосредственно образовательная  деятельность.

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»

Цель:   развитие связной речи детей.

Задачи образовательной области «Коммуникация»:

  • учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
  • развивать у детей умение распространять предложения определениями;
  • развивать мыслительную деятельность;
  • расширять знания детей по теме;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Интеграция областей:

«Познание» - воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

«Физическая культура» - продолжать накапливать и обогащать двигательный опыт детей,  согласовывая движения с текстом.  

«Чтение художественной литературы» - воспитывать интерес к русскому народному творчеству, формировать оценочное отношение к героям сказки.

Оборудование:текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа:чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

 Игра «Отгадай загадку»

  • Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землей.                                                                   Клубни вытащишь на свет, вот и завтрак, и обед.   (Картофель)
  • Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок.                                                                                       Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)

Основная часть .

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

1. Чтение сказки с последующим обсуждением  

  • Что посеял мужик?
  • Почему ему пришлось делиться с медведем?
  • Когда мужик собрал урожай репы?
  • Как он разделил урожай? Почему?
  • Почему рассердился медведь на мужика?
  • Что посеял на следующий год мужик?
  • Как поступил медведь?
  • Кто выиграл в этот раз? Почему?
  • Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

2. Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

3. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают».

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный,

Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева)

Шаги на месте.

4. Повторное чтение с установкой на пересказ.

5. Пересказ текста детьми. После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

Заключительная часть .

  • Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
  • Кто главные герои?
  • О каком овоще говорилось в сказке?

Заключение.

Сегодня достоинство и роль  метода сказкотерапии   в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить диалоги,   влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной  речи  и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе:

  1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
  2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  3. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.  
  4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй,  словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Список литературы

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки: СПб.: “Каро”, 2005г.
  2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы»: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии, -  М.: “Просвещение”, 1989 г.
  5. Шорохова О.А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

Приложение 1

Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Организационный

Вживаются в игровые ситуации,

рассматривают иллюстрации,

 сказочные презентации.

Диагностика речи детей, выявление проблемы, беседа с родителями о важности проблемы систематизация материала, планирование деятельности, создание развивающей среды.

Заполнение анкет.

 Содержате

льный

Участие: в НОД, театрализованных, сюжетно-ролевых, дидактических   играх, собирание пазлов «Сказочные картины», отгадывание загадок,

художественное творчество «Сюжет из любимый сказки», «Мой любимый герой»и т. д. Участие в сказочных конкурсах

Выделение задач, составление конспектов НОД, подбор речевых театрализованных игр, чтение сказок, составление коллажей по сказкам, показ презентаций, викторин и т.д. изготовление различных видов театра, театральных костюмов.

Участие в сказочных

 конкурсах, чтение

художественной литературы,

изготовление костюмов.

 Результативный 

Участие в театрализованных представлениях;

Выставки работ

Исправление речи, создание предметно-развивающей среды, создание библиотеки сказок, картотеки речевых игр.

Активная позиция родителей.

Приложение 2

Интеграция образовательных областей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

          

Приложение 3

Подбор сказок по  лексическим темам  старшей логопедической группы детей с ОНР.

 Лексические темы

Название сказок

«Овощи—фрукты».

Русская народная сказка «Репка», «Мужик и медведь».

«Осень»

А. Ягодарова «Живой букет», В. Сутеев «Под грибом».

«Продукты питания»

Украинская народная сказка «Колосок», Г. Виеру «Хлеб с росой».

«Посуда»,    

Русская народная сказка «Лиса и журавль», Т. Шуйская «Про посуду».

«Игрушки»    

Г.А Быстрова «Собачка»,  К.Д. Ушинский «Васька»

«Перелетные птицы»

«Почему не все птицы на юг улетают?» по Т. Шуйской.

«Зима»

К.Д. Ушинский «Проказы старухи – зимы», «Как дед Мороз парад

 принимал».

«Зимующие птицы»

Г.А Быстрова «Дятел и тетерев»,В.А. Сухомлинский «Воронёнок и

соловьёнок».

«Домашние птицы»

«Гога и гуси».

 «Домашние   животные»

Т. Шуйская «Как котёнок считать учился», К.Д. Ушинский «Спор животных».

 «Дикие животные»

Т. Шуйская,  Г.А Быстрова «Догонялка»,«Как козочка и волк

разговаривали», «Где мой домик?»

 «Части тела»,        

Е. Пермяк «Про нос и про язык», Т. Шуйская,  Г.А Быстрова  «Два брата».

Словесная  игра «Составь и расскажи новую сказку».

Образовательная область «социализация», «коммуникация», «художественное творчество».

Задачи:

  • Формировать умение сочинять небольшие сказки, используя приём «салат из сказок».
  • Совершенствовать  умение  связно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок,  передавать диалоги сказочных героев самостоятельно.
  • Развивать творческое воображение,  чувство композиции.

Оборудование:   вырезанные картинки сказочных героев из разных сказок, альбомные листы бумаги, клей-карандаш, клеёнки, тряпочки.

Игровое действие.

Предлагаются вырезанные картинки сказочных героев из разных сказок. Необходимо   составить сказочный  коллаж и придумать новую сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ : « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

«Надо предпочесть того педагога, Который идёт новыми путями.           Каждое его слово, каждый поступок  несёт на себе печать незабыва...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...