Картотека игр на развитие звуковой культуры речи в раннем возрасте
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие звуковой культуры речи
1. Мама кормит птенчика
Посадите ребёнка к себе лицом.
Птенчик весело летал,
(машем руками, как крыльями)
Птенчик клювик открывал.
Вот так, вот так
(очень широко открываем рот)
Птенчик клювик открывал.
2. Успокой куклу
Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:
Плачет куколка с утра,
Успокоиться пора.
Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «А-а-а».
3. У доктора
Для игры нужна сюжетная картинка «Доктор осматривает
горло малышу».Рассмотрите картинку. Обратите внимание, как малыш на картинке открыл рот (широко). Предложите ребёнку поиграть в доктора. Станьте "доктором" (можно надеть докторскую шапочку) и попросите ребёнка широко открыть рот и подержать открытым, чтобы доктор мог осмотреть горло. Похвалите ребёнка.
4. Баюканье куклы
Цель: развитие артикуляционного аппарата, и формирование слухового восприятия. Одновременно выработка длительного речевого выдоха и умения менять громкость голоса. Содержание: педагог дает детям куклу и говорит, что кукла весь день плачет,
капризничает, не хочет спать. Затем педагог качает куклу, произнося: "А-а-а".Почему же кукла плачет?- Да потому что она маленькая и хочет спать, а уснуть никак не может.После этого педагог предлагает детям по очереди качать куклу, напевая "а-а-а".
Сначала дети произносят звук а громко. Затем воспитатель говорит, что кукла засыпает, и просит ребят убаюкивать ее потише. Дети произносят звук а тихим голосом (ааа...).
Методические указания: следите, чтобы дети произносили звук а длительно и на одном выдохе; тех, кто не умеет достаточно хорошо пользоваться голосом, вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их.
5. Галя ходит по дорожке
Галя важно так шагает.
Далеко? Сама не знает.
По дорожке: "Топ-топ",
Через кочку - ап.
Побуждайте ребенка повторять "топ-
топ" и "ап".
6. Весёлый флажок
В руку я флажок возьму -
Так, так, так, так,
И его я подниму,
Вот так, так, так.
Буду я флажком махать,
Так, так, так, так,
Громко песни распевать.
7. Рассказ про Аню и Алика
Для занятия нужна картинка с изображением маленькой девочки в
коляске (Ани) и большого мальчика, который везёт Аню в коляске
(Алика). Также нужны две вырезанные по контуру картинки такого же
масштаба, изображающие больших девочек (Асю и Аду). Изображения
Ани и Алика должны быть вырезаны по контуру и наклеены на лист
альбомного формата. Во время занятия звук "а" в именах нужно
выделять голосом (тянуть). Скажите ребёнку: "Посмотри на картину. Это Алик. Это Аня. Алик большой. Аня маленькая. Аня кричит: "а-а-а".
Алик сказал: "Не кричи. Мы сейчас пойдём гулять". На улице
они встретили Асю и Аду (выложите фигурки). Девочки
очень понравились Ане. Аня весело закричала: "а-а-а".
8. Колёсико
Для игры нужно небольшое колечко, например, от пирамидки, и машинка.
Покатайте машинку, обратите внимание на колёса.
- Колёса круглые.
Обведите с ребёнком колесо пальчиком.
- Колеса какие? - круглые.Затем обведите пальчиком колечко.
- Какое колечко? - круглое. Затем скажите: "А я умею делать губы круглыми, как колесо. Вот так". Сделайте свои губы круглыми, можно приложить к ним колечко. Обведите губы пальцем. "Круглые". Попросите ребёнка тоже сделать губы круглыми.
9. Ушко
Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом.
Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки
повязка.
- Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет:"О-о-о".- Как Оля плачет?
Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачатьеё, спеть песенку: "О-о-о".
Ушко болит. Пожалеем Олю
- Заболела наша Оля- Болит у Оли голова (вместе с ребёнком гладите по
голове и говорите "ой-ой-ой").- Болит у Оли рука (гладите по руке и говорите "ой-ой-
ой")Дальше аналогично (болит нога, спина, живот и т.д.).
10. Кто к нам пришёл в гости
Для игры нужны картинки: большая лошадь, маленькая лошадь,большая курица, маленькая курица.Положите перед ребёнком картинки с лошадьми.
- Это лошадь. Это тоже лошадь. Эта лошадь большая.
Эта лошадь маленькая. Как лошадь говорит?
- И-го-го. Большая лошадь говорит И-ГО-ГО (говорите громкимголосом), а маленькая лошадь говорит и-го-го(говорите тихим голосом).
С курицей аналогично (большая курица КО-КО-КО громко,
маленькая ко-ко-ко тихо).
11. Оля ходит
По дорожке - топ-топ,
По кочкам - скок-скок,
В ямку - ох!
Выполняете с Олей соответствующие игровые
действия.
Оля ходит по дорожке Оля важно так шагает. Далеко? Сама не знает.
По дорожке: "Топ-топ", Через кочку - оп.
Побуждайте ребенка повторять
"топ-топ" и "оп".
12. Весёлый клубок
Возьмите длинную толстую нитку для вязания.
Попросите ребёнка провести по ней пальцем.
- Вот какая длинная нитка.
- Длинная.
То же самое проделайте с короткой ниткой. Скажите, что нитки
волшебные и любят петь: «Если провести пальцем по длинной
нитке, песенка получится длинная - «О-О-О-О-О-О-О", по короткой нитке - песенка короткая «О-О".Попросите ребёнка спеть вместе, проводя пальцем по нитке. Если не получается, возьмите руку ребёнка в свою и пойте, проводя его пальцем по нитке.
13. Кот
Для игры нужна картинка: кот играет с клубком.
А котОк, котОк, котОк,
КОтя - беленький лобОк,
Взял у бабушки клубОк
И запрятал в уголОк.
Во время чтения звук "О" выделяйте голосом и слегка протягивайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"
Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...
Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (звуки А и О) для группы раннего возраста
Подборка игр и упражнений для работы с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Отработка звуков "А" и "О"....
Картотека игр по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошколного возраста
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуковЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упраж...
Картотека дидактических игр "Воспитание звуковой культуры речи в раннем возрасте"
Дидактические игры ля самых маленьких...
Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...
«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...