Конспект НОД. "Как учили удава"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД « Как лечили удава»
по сказке Григория Остера
Цель: Познакомить со сказкой Григория Остера «Как лечить удава»; развивать образное мышление, воображение.
Материал: Мячик или грецкие орехи.
Содержание
Воспитатель. Я вам прочту письмо. Отправитель - Григорий Остер. Вот о чём это послание:
«Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя, я не знаю, но догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай.».
Вы все, наверное, видели мультфильмы про Слонёнка, Мартышку, Удава и Попугая? А про обезьянок помните? Где мама-обезьянка пытается догнать своих беспокойных деток? А про котёнка по имени Гав? (Ответы.) Все эти сказки и ещё много других сочинил замечательный писатель Григорий Бенционович Остер. Хотите услышать его сказку сейчас? (Ответы.) Тогда слушайте!
«Удав лежал на большом плоском камне. Под голову он подложил хвост, а глаза его были закрыты.
- А-а-а-а! Вот он ты! – крикнула Мартышка, подбегая к Удаву. – Лежишь? Отдыхаешь? Устал, да? А что ты делал? А что-нибудь вкусное у тебя есть? Нет? А что у тебя есть?
- У меня есть мысль! – сказал Удав, открывая глаза. – Мысль. И я её думаю.
- Какая мысль? – спросила Мартышка.
- Так сразу не скажешь, - вздохнул Удав. – Это такая мысль… очень длинная… и про меня, и про тебя, Мартышка, и про Слонёнка и Попугая. Про всех нас.
- Ух ты! – подпрыгнула Мартышка. – Ох, какая хорошая мысль! А можно я её тоже немножко подумаю?
- Думай, - разрешил Удав».
Как вы считайте, может Мартышка думать «длинную мысль»? (Ответы.) Да, она непоседа, бегает, вертится, шумит. А Удав какой? (Ответы.) Верно, Удав никуда не спешит, лежит себе на солнышке, свернувшись кольцами… А как он передвигается, кто скажет? (Ответы.) Совершенно верно, ползает. Скажите-ка, а бывает так, что кто-то из взрослых лежит себе, отдыхает, а вы к нему подбегает и начинает дёргать, щипать, задавать вопросы? (Ответы.) Как наша Мартышка, да? И сто вы тогда делаете? (Ответы.) Так вот, Мартышке надоело, что Удав всё лежит и всё думает, и она попробовала с ним поиграть. И вот что придумала:
«- Всё время думать одну и ту же мысль нельзя! Это очень вредно! От этого можно соскучиться и заболеть.
- Про что же мне думать? – Вздохнул Удав.
- Думай… Думай про кукаляку! – сказала Мартышка.
- Как же я буду про неё думать, - сказал Удав, - если я даже не знаю, что это такое – кукаляка?
- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мукука, - объяснила Мартышка.
- Что лежит? – не понял Удав.
- Мукука!
- А мукука – это что?
- Мукука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка!
- А что такое бисяка?
- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря!
- Что ты такое говоришь, Мартышка? – возмутился Удав. – Кака ещё хрюря?
- Пампукская хрюря! – сказала Мартышка. – Пам-пук-скря!
- Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал Удав.
- Мало ли чего ты не видел! – сказала Мартышка. А пампушская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит мамурик.
- Погоди, Мартышка! – взмолился Удав. – Погоди! Кто его туда положил? Этот сундучок. В этого мамурика.
- Не сундучок в мамурика, - поправила Мартышка, - а мамурика в сундучок. И никто его туда не клал. Он там и так лежал.
- Кто? Где? – закричал Удав. – Зачем он малилась Мартышка. – Про сундучок или про мамурика?
- Про них! – сказал Удав. – Про обоих. Зачем они там лежали?
- Там они не лежали, - сказала Мартышка. – Они лежали в другом месте. Неподалёку.
- Мартышка! – закричал Удав. – Сейчас же перестань! Я уже не понимаю!».
Ловко Мартышке удалось разговорить Удава, не так ли? Она же знала, что Удав осень любознательный. Вот и стала нести бессмыслицу, чтобы Удав её всё спрашивал и спрашивал. А вы как думаете, сама-то она знала, что такое «бисяка» или «мамурик»? (Ответы.) А можете придумать какое-нибудь такое же удивительное слово? Но не просто придумать, а попробовать объяснить его, описать, что это такое. (Проводится короткая игра со словами, наподобие диалога Мартышки и Удава.)
И всё-таки Удав хотел лежать и думать свою «длинную мысль». Он перестал отвечать Мартышке, и она решила, что Удав заболел. Мартышка очень огорчилась и побежала искать Попугая и Слонёнка, чтобы они помогли ей вылечить Удава, ведь они оба такие умные. А на прощание крикнула Удаву:
«- Я сейчас! Не волнуйся, мы тебя вылечим, ты скоро поправишься и сможешь ходить!
- Что ты сказала? – вдруг поднял голову Удав.
- Я говорю, ты поправишься и сможешь ходить! – повторила Мартышка.
- Нет, - сказал Удав печально. – Я никогда не смогу ходить».
Тут Мартышка совсем перепугалась и помчалась изо всех сил за помощью.
Как вам кажется, похожи Удав и Мартышка? Или они совсем разные? (Ответы.) Верно, совсем не похожи – и с виду, и по характеру. Мартышка быстра – Удав нетороплив, она скачет, суетится – он лежит и размышляет. Как же им удаётся дружить? (Ответы.) Да, очень часто совершенно разные по характеру люди ладят друг с другом и даже становится друзьями. Конечно, Удав иногда устаёт оттого, что Мартышка всё время болтает, вертится, пристаёт к нему… А вы хотели бы иметь друга, похожего характером на Мартышку? (Ответы.) Я думаю, что с Мартышкой никогда не соскучишься. С ней весело, правда? Она не любит ссорится и обижаться. Она всегда придёт на помощь. Вот её показалось, что Удав заболел, и она изо всех сил старается его вылечить. А с человеком, похожим характером на Удава, кто хотел бы дружить? (Ответы.) Да, Удав спокойный, большой, сильный. С ним не будешь скакать и веселиться. Но слушать его интересно. Вот в другой сказке как увлекательно он рассказывает свой сон…
А тем временем Слонёнок и Попугай шли по лесу и играли в интересную игру. Игра была такая: Слонёнок и Попугай шли по лесу и играли в интересную игру. Игра была такая: Слонёнок задавал вопросы, а Попугай отвечал.
«Слонёнок всё спрашивал и спрашивал, а Попугай всё отвечал и отвечал, и в конце концов Слонёнок сказал:
- Мне, Попугай, теперь почти всё понятно. Мне теперь только одно не понятно: откуда ты, Попугай, всё знаешь?
- Да уж знаю! – сказал Попугай.
- Всё, всё?
- Всё, всё!».
Что вы скажите про Попугая? Неужели он правда всё знает? (Ответы.) Конечно, он хвастается. Когда кто-нибудь говорит, что знает всё, на самом деле это большой хвастун. А Слонёнок ему верит и радуется, что у него такой умный друг. Вдруг друзья увидели под пальмой много кокосовых орехов. Целую кучу. Слонёнок посмотрел на эти орехи и задумался.
«- А сколько нужно орехов, - спросил Слонёнок, - чтобы получилась куча?
- Куча – это когда много, - сказал Попугай.
- А много - это сколько?
- Много – это много.
- Давай всё-таки разберёмся! – предложил Слонёнок. – Десять орехов – это куча?
Слонёнок подобрался десять орехов и сложил их вместе. Попугай обошёл вокруг десяти орехов и сложил их вместе. Попугай обошёл вокруг десяти орехов и осмотрел их с разных сторон. Потом он залез на орехи и поглядел на них сверху.
- Да! – сказал Попугай. – Десять орехов – это куча!
Слонёнок подобрал ещё два ореха и положил их отдельно.
- А два? – спросил Слонёнок.
Попугай подошёл к двум орехам и немножко рядом с ними постоял.
- Нет, - сказал Попугай, - два – это не куча. Что это за куча, когда всего два ореха? Два – не куча!».
Для наглядности желательно положить на стол мячики или грецкие орехи и, перекладывая их из одной кучи в другую, предложить детям определить, где их много, а где мало. Как делали Попугай и слонёнок: куча – не куча. Когда в каждой кучке окажется по шесть «кокосовых» орехов, попробуйте определить с детьми, что же отличает количество «много» от количества «мало». Неужели один орех?
Воспитатель. А знаете, как решил этот вопрос Попугай? (Ответы.) Тогда слушайте.
«- Значит, «много» от «мало» никак не отличишь? – спросил Слонёнок.
- Да нет, - сказал Попугай, - отличить можно.
- Как?
- Очень просто. Мало – это когда всё съел и ещё хочется. А много – это когда уже больше не хочется».
Согласны ли вы с таким определением? (Ответы.) Попугай, конечно, молодец, нашёл ответ. НО ведь не всё же можно съесть, правда? Не знаю, поверили ли ему Слонёнок, но тут из зарослей выскочила Мартышка и закричала:
«- Надо идти спасать Удава.
- От чего спасать? – Удивились Попугай и Слонёнок.
- От болезни. Удав очень болен! Он уже никогда, никогда не сможет ходить! – Мартышка всхлипнула. –Он сам сказал!
-Сам сказал? – испугался Слонёнок.
-Сам! – подтвердила Мартышка. – Скорей! Надо что-то делать!
-Что же мы тут стоим?! – воскликнул Попугай.
И все трое кинулись бежать…
Удав лежал с закрытыми глазами и совсем не шевелился…
-Возможно, он перегрелся, - сказал Попугай, разглядывая Удава. – На солнце.
-Тогда его нужно отнести в тень, - высказал своё мнение Слонёнок.
Мартышка схватила Удава и оттащила его в тень, под дерево.
-Но он мог и простудиться! – вдруг предположил Попугай.
-Тогда нужно вынести его на солнце! – высказал Слонёнок своё другое мнение.
Мартышка быстренько перетащила Удава обратно на солнце».
Как вы думаете, кто больше всех старается вылечить Удава? (Ответы.) Да, мне тоже кажется, что Мартышка: она одна перетаскивает тяжёлого удава то в тень, то на солнце, чтобы поскорее его вылечить. Попугай и Слонёнок размышляют, перегрелся Удав или простудился, а Мартышка, улавливая каждое слово, перетаскивает Удава заново. Скажите: поможет ли Удаву такое лечение? Что бы вы посоветовали Мартышке? (Ответы.) Конечно, сначала надо всё-таки точно понять: простудился Удав или перегрелся? Что у него болит? И вообще, болит что-нибудь?… А Мартышке думать некогда, она торопиться, бегает, Удава спасает. Кстати, кто скажет, почему Мартышка решила, что Удав заболел? (Ответы.) Верно, Удава просто хотел спокойно полежать и обдумать свою «длинную мысль». И вот теперь он не может понять: что это с ним делают? Почему все вокруг кричат: «Перегрелся! Простудился!»? Наконец, не выдержав, Удав закричал:
«- Кто перегрелся? Кто простудился?
- Ты! – сказал ему Попугай.
- Я? – поразился Удав. – Когда?
-Недавно, - сообщил Слонёнок.
-А почему я этого не заметил? – спросил Удав.
-Ты заметил! – напомнила ему Мартышка. – Ты сам сказал, что уже никогда не сможешь ходить!
-Правильно! – крикнул Удав. – Я никогда не смогу ходить!
-Потому что ты очень болен! – добавила Мартышка. – Нет! – сказал Удав. – Я никогда не смогу ходить, потому что я вообще не хожу. Я ползаю».
Вы поняли на этом примере, как важно правильно употреблять слова! Без ног ходить нельзя, правда? Разве что дождик идёт без ног или часы. Но они идут немножко по-другому.
Понравилась вам сказка? (Ответы.) Конечно, вы видели её по телевизору, а сейчас послушали и немного разыграли её. Можете попробовать разыграть сказку ещё раз, но уже самостоятельно. Взять на себя роли кто Слонёнка, Попугая, а кто Мартышки и Удава. Но помните: Мартышка – непоседа и болтушка, Попугай делает вид, что он всезнайка. И командовать любит. Слонёнок очень вежлив и послушен. А Удав больше всего любит лежать, свернувшись кольцами, и мечтать. И что самое главное, несмотря на разницу в характере, все они дружат, не ссорятся. Всегда готовы помочь друг другу. А что делать дома? Нарисуйте, пожалуйста, картинки к этой сказке: или Удава, или Попугая, или кого-либо ещё. И обязательно покажите нам. На следующем занятии поделимся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Учимся доброте"
Воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования через организацию совместной деятельности взрослых и детей - одно из основных и важных направлений деятельности дошкольны...
Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....
Конспект музыкального занятия "Учимся слушать музыку" (для детей средней группы 4-5 лет)
Это занятие развивает у детей 4-5 лет звуковысотный слух, навыки выразительного пения, умение подыгрывать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах...
Конспект "Как правильно учить стихи"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект мастер- класса "Учимся правильно дышать"
конспект мастер - класса...
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...