Картотека "Дидактические игры по развитию речи"
картотека по развитию речи

Танцура Римма Николаевна

Развитие речи посредством дедактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_5-6_let.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи для детей 5 – 6 лет

 «Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

 Описание: Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Весна» Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает - Просыпается, вылезает из берлоги.

«Ассоциации по темам»

Цель: развивать память, внимание,  ассоциативное мышление, пополнить словарный запас.

Описание: Все участники садятся в круг. Взрослый предлагаем какую – либо тему (например: осень, Новый год, детский сад, школа…) и кидает мяч игрокам. Дети должны по очереди называть первую ассоциацию, на предложенную тему.

«Что бывает?»

Цель: развивать речь, мышление; активизировать предметные представления.

Описание: играя с детьми в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что даёт возможность закрепить знания о форме, цвете, размере и др. свойствах предметов. Например: – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…), что бывает длинным? (змея, улица, дорога…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Описание: Взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. Например: Горячий - холодный  Хороший - плохой  Умный - глупый  Весёлый - грустный  Острый - тупой  Гладкий - шероховатый

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Описание: Взрослый на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Жили – были»

Цель: развивать речь, мышление.

Описание: (можно играть индивидуально с ребёнком или с группой детей) В процессе игры участники задают вопросы, ответом на которые будет событие, которое произойдёт с тем или иным объектом спустя какое – то время. Например: на вопрос: «Жил – был щенок, что с ним стало потом?»…

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Описание: Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например: Гора – горы, стена – стены, лист – листья, кукла – куклы,  заяц – зайцы…

«Чья? Чей? Чьё? Чьи?»

Цель: развивать речь, научить правильному употреблению притяжательных прилагательных.

Описание: Задаём вопросы. Для наглядности можно показывать картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Например: Чьи ушки у  … (зайца) – заячьи, волка? – волчьи, лисы? – лисьи…

«Незаконченные строчки»

Цель: развивать речь, мышление, внимание.  

Описание: дети по очереди заканчивают предложение, которое начинает говорить взрослый. Предложения могут быть самыми  разными, например:  «Весной на деревьях появляются листочки, потому что…», «Летом  можно…», «Овощи и фрукты …»…

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Описание: Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Например:  Дождь – это хорошо: для деревьев полезен, для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным…

«Какое слово длиннее?»

Цель: Развивать речь, внимание.

Описание: Называть детям по очереди пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача детей – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. Например: кот – собака, сок – компот…

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Описание: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет слово, например: Мяч, а ребёнок, возвращая мяч, называет  слово мячик…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....