Занятия
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рудакова Татьяна Владимировна

Устное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Средняя группа16.73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 34 «Ягодка»

Конспект по развитию речи

на тему: Устное народное творчество

В средней группе

 Воспитатель: Рудакова Т.В.

Задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц.

 Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки.

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.

Оборудование:

Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.

НОД.

Вступительное слово:

«Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,

я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Превратилась я в бабушку-загадушку!

К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Вот платочек расписной, да загадочный какой,

узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.

Узелок я развяжу вам задание скажу...»

Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А Саша сможет его повторить, Вова, София?

Спасибо, молодцы.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла».

Воспитатель: А вы знаете поговорки?

Дети:

/Дети называют две-три поговорки.

Например: «Апрель с водой, а май с травой»/

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

А вы знаете пословицы?

Дети: Например: «Учиться, всегда пригодится»

«Мал золотник, да дорог»,

«Не зная броду, не суйся в воду»,

«Весна – днём красна!».

Воспитатель: Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

«Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко, ждут тебя детки,

ждут малолетки, солнышко ведрышко!

Выгляни в окошко, твои детки плачут,

по камушкам скачут.

Солнышко, покажись! Красное появись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.

Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки (Коза, оса, жук.)

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.

Например: Коза

Дети: За-за-за – здесь привязана коза.

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?

Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый

Мои шутки и смех, веселят всех.

Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).

Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?

Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?

Дети: «1 2 3 4 5 - Коля будет начинать?»

/Две – три считалки называют дети/

Петрушка: Здорово! И я вспомнил:

1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…

 «Игра с колокольчиком»

/Ребёнок с колокольчиком поет/

Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,

колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?

Петрушка: Ай, какие молодцы!

Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.

Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?

Дети: /называют свои варианты сказок/

Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…

«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,

там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

угадайте, что за сказка? (Три медведя)

«А дорога – далека, а корзина нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)

«На сметане мешон на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,

он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)

Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.

Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите

Раз и два, раз и два,

Вот и кончалась игра!»

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты.

Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!

Воспитатель: от Петрушки вам сюрприз, «Баранки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...