"Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
АНО «Павловская гимназия»
Конспект открытого занятия на тему:
«Ранняя Весна»
Подготовила и провела:
Показеева Н.И.
2018г.
Цели:
- Учить передавать литературный текст связано, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога
- Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные)
- Закреплять умение употреблять трудные формы родительского падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на формы изменения глагола «хотеть»
- Продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов детьми
Материал и оборудование:
- Предметные картинки с изображением чулок, носков, валенок, варежек, сапог, ботинок, пальто, шарфов, шапочек, тапочек
- Фланелеграф, мольберт, магнитная или наборная доска, на которых можно закрепить эти картинки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1
РАБОТА НАД ПОДБОРОМ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С.Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Святятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
- Как он описал снег?
- Какой снег весной?
- Какие еще приметы весны С.Маршак назвал в своем стихотворении?
- Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
- Какие слова вам запомнились?
Воспитатель читает отрывок еще раз.
- вы тоже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший).
- А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст).
- А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.
- Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов).
- А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроениии.
- А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися).
- Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну – увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим).
- Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными).
Часть 2
Пересказ рассказа.
Воспитатель читает детям рассказ.
Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
(О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна», стр.20.)
После прочтение рассказа воспитатель задает вопросы. Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки». За каждый правильный ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребенка.
- О чем говорится в этом рассказе?
-Какие приметы весны перечислил автор?
- Почему камень считал, что весну делает он?
- А почему Ручей считал, что без него не будет весны?
- А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
- Кто же играет главную роль в наступлении весны?
= Что вам особенно понравилось в рассказе?
- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать.
Воспитатель приглашает нескольких детей (2-3) для того, чтобы они вместе пересказали рассказ: первый начинает рассказ, второй продолжает, третий заканчивает.
После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.
Часть 3
Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим). И ты, хочешь? (Хочу). И ты, Родион, хочешь? (Хочу). Послушайте, какое интересное слово мы сказали. Это слово «хотеть». Оно произносится по-разному, когда мы говорим об одном человеке и когда говорим о многих. Об одном человеке мы скажем: я хочу, он, хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.
= представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много …(пней).
- Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется наклониться.
- Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц – грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краев.
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: (Дети бегут на цыпочках, чуть
Не скворцы и не синицы, подняв согнутые в локтях руки).
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь.
Разбежались на опушке,
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! (Бегут в разные стороны,
Крак-крак-крак! наклоняются вперед, вниз).
Часть 4
Трудные формы родительского падежа множественного числа существительных.
Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.
Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.
- Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная – это носок или варежка?
- Шерстяная – варежка, а про носок мы скажем - …шерстяной.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?». Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».
- Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.).
- А теперь вам в подарок – шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел сорок без …ботинок и …чулок.
И щенков без…носков,
И синичек без…тапочек и …рукавичек.
Часть 5
Анализ занятия
Анализ занятия проводится с помощью «волшебных палочек». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них палочек, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наблюдения и труд детей в природе с участием персонажей" (Ранней весной)
Сообщение падагогического опыта....
Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.
Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...
Формирование представлений о первых признаках весны в природе. Конспект организованной образовательной деятельности "Ранняя весна. Ручеёк"
Ø обогащать словарь, формируя представление о весне....
Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"
Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....
Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»
Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»
Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....