Учить стихи играючи
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Как учить стихи играючи.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
2 слайд
- требования эти таковы:
- простота и четкость ритма,
- краткость самого стишка и отдельных строк,
- простота и ясность знакомых детям образов,
- отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у
детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.
3 слайд
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
- изображаем в действии;
- показываем;
- играем;
- используем серию картинок;
- используем один рисунок;
считаем.
4 слайд
Рисуем стихотворение
Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Медведь
Как под горкой – Снег, снег. И на горке Снег, снег. | |
Как под елкой снег - Снег, снег. И под елкой Снег, снег. | |
А под снегом спит медведь. | |
Тише! тише! Не шуметь! |
Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.
5 слайд
Приставалочка
1. Отчего у мамочки на щеках две ямочки?
2. Отчего у кошки вместо ручек ножки?
3. Отчего шоколадки не растут на кроватке?
4. Почему у птичек нет рукавичек?
5.Почему лягушки спят без подушки?
6. Да оттого, что у моего сыночка ротик без замочка!
С. Черный
6слайд
Изображаем в действии
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4
раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или | пальчиков. |
Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.
7 слайд
Расскажи стихи руками
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
- стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
– определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
– среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
– насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
– сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
– при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.
Мы шоферы
Едем, едем на машине, | Имитация движения рулем |
Нажимаем на педаль. | Ногу согнуть в колене, вытянуть |
Газ включаем, выключаем, | Воображаемы рычаг повернуть рукой к себе и |
от себя | |
Смотрим пристально мы вдаль | Ладонь ко лбу |
«Дворники» счищают капли. | Согнуть руки в локтях перед собой, ладони |
Вправо, влево. Чистота! | раскрыть, направив их от себя, одновременно |
вправо, влево | |
Волосы ерошит ветер. | Поводит над головой раскрытыми ладонями и |
растопыренными пальцами | |
Мы шоферы — хоть куда! | Большой палец правой руки поднять вверх, |
остальные сложить в кулак («класс») | |
Вкусный арбуз | |
Мы большой арбуз купили | Изобразить обеими руками большой круг |
И домой скорей пошли. | Ходьба на месте |
Там его мы долго мыли, | Вращательные движения раскрытыми ладонями |
Обтирали, как могли, | Округлые движения руками сверху вниз с |
раскрытыми ладонями | |
Разрезали вдоль полосок, | Поступательные движения ребром ладоней от |
себя и к себе | |
А потом и поперек. | То же но в стороны |
По рукам и подбородку | Поглаживающие движения ладонями друг о |
друга вниз, пальцами по подбородку | |
Сладкий сок арбузный тек. | Облизывающие движения языком |
8 слайд
Показываем стихи
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».
Ты – хомяк,
- ты – хорек, Ты – зайчишка – Прыг да скок. Ты – лисица, Ты – куница,
Ты – бобриха-мастерица.
Ты – охотник… Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!
Походу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.
9 слайд
Играем стихи
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке. | Показывает мишку и гладит его. |
Я сошью ему штанишки. | Показывает штанишки. |
Надо к ним карман пришить | Показывает карман |
И платочек положить. | Вкладывает в карман платочек |
На плите сварилась каша. | Берет кастрюлю с плиты |
– Где большая ложка наша? | Ищет ложку |
Я тебе перед едой | «Моет» мишке лапки, вытирает и |
Руки вымою водой, | усаживает его за стол |
Повяжу тебе салфетку, | Завязывает салфетку |
Ешь котлетку, ешь конфетку, | Дает на тарелочке конфету |
Молоко свое допей | «Поит» молоком |
И гулять пойдем скорей! | Берет мишку за лапку и идет гулять. |
З. Александрова |
10 слайд
Используем серию картинок
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку.
Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.
Дождик вылился из тучки | |
Вымыл ежику колючки | |
Еж доволен, сыт, умыт На кроватке сладко спит! |
11слайд
Используем один рисунок
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.
Жуков и мошек – всех вижу. |
Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто
нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?
Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушай-те, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые».
12 слайд
Считаем
Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.
Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:
Тыры-пыры, две гантыры,
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.
При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учить стихи играючи
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки»....
Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"
Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...
Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"
Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко....
Консультация для родителей " Учим стихи играючи"
Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...
учим стихи играючи
учим стихи играючи...
Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"
Данный материал позволит родителям и педагогам помочь детям в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....
Мастер-класс "Как учить стихи играючи"
Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...