Мастер класс «Технология обучения детей составлению загадок».
консультация по развитию речи (старшая группа)
В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_zagadki.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МК «Технология обучения детей составлению загадок».
В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Модель 1. «Какой?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий
- Какой он по форме? - круглый
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком
Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»
Определение действий, выбранного объекта.
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как паровозик, как чайник.
- Собирает как хозяйка, как жадина.
- Семенит, как трудолюбивый муравей, как старый дедушка, как ребенок.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Пример: "Пыхтит, но не паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, как ребенок".
Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На гнома.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
На что похоже? Чем отличается?
Мужичок Без бороды
Дом Без окон
Зонтик Тонкая ручка
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но не тонкая ножка".
Практическая часть. Педагоги составляют загадки.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Модель 1 «Какой?» - елка, яблоко
Модель 2 «Что делает?» - заяц, кошка
Модель 3 «На что похоже» - пирамидка, автомобиль
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.
- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).
- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.
Формы работы с детьми по составлению загадок:
1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей составлению загадок
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...
Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".
При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....
Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...
Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»
Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø Повысить их компетен...
Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»
Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»...
Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, ч...
Мастер-класс "Методика обучения детей составлению загадок"
Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, прием ...