Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
методическая разработка (старшая группа)
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Придумываем мы загадки с детьми с помощью всем известных методов ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sostavleniyu_zagadok_po_metodike_a._nesterenko.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
Подготовила:
воспитатель Пасаман Г.Ф.
Самара, 2022
Тема: «Мастер-класс Технология «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
Цель: Предоставление возможности использования технологии «Обучение детей составлению загадок» по методике А. Нестеренко
Задачи:
- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В ходе мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.
Общая характеристика загадки
- В своей работе с детьми часто использую малые формы фольклора: потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, загадки.
- Давайте вспомним, что такое загадка?
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
- Виды загадок: народные и авторские.
- Типы загадок:
- Описательные, например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
- Загадки – звукоподражания, например:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Тихо так,
Тихо так. (ЧАСЫ)
- Загадки –рифмы, например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
- Загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:
Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (НЕТ)
- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
- доставляют ребенку радость.
А еще загадка - это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.
Методика составления загадок
Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»
Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
II ЭТАП. Алгоритм составления загадок по опорным таблицам
Первая модель:
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)» | «На что похоже?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
СОЛНЦЕ
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
«Какое?» | «На что похоже?» |
Яркое Круглое Жаркое |
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
«Какое?» | «На что похоже?» |
Яркое Круглое Жаркое | Лампа Колесо Огонь |
5. Вставка «слов – связки» - НО НЕ. Составление загадки о солнце.
Загадка: Что это?
Яркое, но не лампа.
Круглое, но не колесо.
Жаркое, но не огонь.
Вторая модель
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?» | «Кто (что) делает так же?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
КОМАР
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Что делает?» | «Кто (что) делает так же?» |
Летает Пищит Кусается |
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Что делает?» | «Кто (что) делает так же?» |
Летает Пищит Кусается | Самолёт Мышка Собака |
5. Вставка «слов – связки» - НО НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Летает, но не самолёт.
Пищит, но не мышь.
Кусается, но не собака.
Третья модель
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
Например:
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава |
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава | Нельзя лазить Не пилит Не растёт |
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит.
Как трава, но не растёт.
Формы работы с детьми по составлению загадок:
1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
Составленные с детьми загадки оформляем в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.
Работа по подгруппам.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Слова: огурец, заяц, автомобиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей составлению загадок
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...
Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...
Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»
Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø Повысить их компетен...
Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"
В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....
Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии
Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....
Мастер класс «Технология обучения детей составлению загадок».
В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму»....
Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»
Мастер-класс «Методика обучения детей составлению загадок»...