Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар для педагогов доу | 145.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»
Цель: раскрыть понятие «Инженерное мышление»
Задачи:
1.Познакомить коллег с использованием конструктора ТИКО в формировании пространственных представлений, воображения, конструктивного мышления.
2.Презентовать программу «ТИКО- МАСТЕРА», автор программы Логинова И.В
3. Обсудить формы организации обучения конструированию дошкольников и развитию инженерного мышления.
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Что же это такое инженерное мышление? (сл №2)
Существует несколько определений инженерного мышления для взрослых, одно из наиболее оптимальных вы увидите на слайде (сл №3)
В дошкольном образовании для воспитателей и воспитанников существуют немного другие приоритеты, отсюда сформировалось определение инженерного мышления для дошкольников (сл №4)
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и реализацию определенной идеи, цели, продукта. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых задач и целей с помощью технических средств, для достижения наиболее качественного результата.
Почему же именно в дошкольном возрасте необходимо развивать инженерное мышление. (сл№5)
Большинство взрослых людей, могут представлять какие либо решения только на плоскости. Почему это происходит? Психологи установили возрастной срок восприятия трехмерного пространства. Сензитивный период, когда объемное и пространственное мышление развивается с реактивной скоростью это возраст с 6 до 9 лет. Если в этом возрасте дети не решают трехмерных задач, связанных с объемами, у них эта возможность отключается, после того как заканчивается сензитивный период.
Кроме того дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, памяти. (Сл№6)
Умственное развитие младших дошкольников характеризуется формированием наглядно-действенного и наглядно - образного мышления, которое позволяет думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.
В старшем дошкольном возрасте развивается логическое мышление, существенную роль в его развитии играет овладение детьми способами наглядного моделирования различных явлений.
Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать по плану закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, продуктивной деятельности.(сл№7)
Конструктор ТИКО способен объединить различные виды деятельности в формировании инженерного мышления у дошкольников (сл№8)
Способность к использованию в мышлении модельных образов, начинается складываться у детей 3–4 лет, в старшем дошкольном возрасте становиться основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими.
(сл№9)Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемами
В ходе дидактических игр с ТИКО-конструктором, в специально созданных игровых ситуациях у детей формируются такие навыки как: умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, понимание пространственных представлений между предметами. (сл10)
Предлагаю вашему вниманию игры, развивающие пространственные представления, воображение, конструктивное мышление.
Давая детям игровые задания, нужно придерживаться принципа «от простого, к сложному».
Поэтому начнем с простых упражнений для детей 3-4 лет
1.Разложите фигуры в пространстве: треугольник вверху, квадрат внизу, прямоугольник посередине.
2.Продолжи ряд (сл№11)
? | ||||
? |
3.Игра «Угадай!»
Игровая ситуация.
Рассмотрите внимательно дорожку. Из каких фигур она построена? (из разноцветных квадратов) Я загадала один из цветных квадратов. Угадайте какой?
- Загаданный цвет находится между красным и синим (желтый).
Собирание фигур способом наложения на схему
4-5 лет
4.«Разноцветные домики» (сл №12)
Предлагаю вам сконструировать 4 домика разных цветов (из квадрата и треугольника). На листе бумаги красный домик разместите вверху, синий внизу, зеленый справа, желтый слева. А теперь предлагаю вам поменять домики местами и прокомментировать, как расположили домики, используя в своей речи понятия пространственной ориентировки (вверху, внизу, слева, верхний правый угол и т. д.)
Более сложным заданием для детей является конструирование по словесной инструкции ( 5-6 лет)
5.«Сложи цветок» (сл№14)
Даем установку детям заранее приготовить детали.
Красный пятиугольник – 1
Зеленый прямоугольник - 1,
Зеленый маленький равносторонний треугольник - 1
Маленькие квадраты одного цвета - 4
(предложить участникам попробовать выполнить упражнение)
1. Расположите прямоугольник вертикально
2. К прямоугольнику сверху прикрепите пятиугольник
3. К каждой стороне пятиугольника прикрепите по квадрату
4. К прямоугольнику справа внизу прикрепите треугольник.
Что у вас получилось? Проверьте себя, посмотрите на слайд.
6. «Запомни и собери» (сл№15)
Обратите внимание на образец фигуры: самолет. Запомните и сложите из конструктора копию (самолет на слайде)
Проверьте себя.
7. «Преобразуй фигуру» (сл№16)
Переложите фигуры так, чтобы домик «смотрел» в другую сторону.
Ответ: поменяйте местами ромб и треугольник. |
8. «Ходилки» (сл №17) любимая детская игра (6-7 лет) . Дети самостоятельно могут приготовить поле для игры и придумать сюжет.
Например, задание: чья машинка быстрее добежит до финиша? (предложить поиграть участникам)
По очереди кидаете кубик и делаете ходы по дорожке. По ходу проговаривайте направление движения. То есть даем установку на словесное описание каждого хода.
Из конструктора ТИКО можно создать различные игры на развитие пространственно-логического мышления.
9. Игра «Морской бой» (сл18-21)
Стандартная флотилия игроков в «Морской бой» включает в себя десять кораблей. Они отличаются по количеству занимаемых клеток – от одной до четырех. Название каждого корабля – это обозначение количества «палуб» или клеток: однопалубный, двухпалубный и так далее…
- линкор (1) - крейсер (2) - эсминец (3) - шлюпка (4)
Каждая команда сама для себя решает, как расставить флот. Фигура трехпалубных и четырехпалубных кораблей может иметь любую конфигурацию. Важное уточнение — ни один из кораблей не должен касаться другого. При этом дети конструируют морской флот из ТИКО-деталей и самостоятельно располагают на поле.
На игровых полях есть буквенные и числовые обозначения. Выстрелы совершаются по координатам, например, А8. Если противник называет координаты, по которой находится часть корабля, то второй игрок обязан сказать: «ранен» и отмечают подбитую часть Х.
Выстрелы обозначайте с помощью фишек.
Право первенства в игре мы решим с помощью кубика: у кого число больше, тот и начинает (кидают кубик)
Вывод: Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и подготовке дошкольников к объемному 3D моделированию.(сл № 22-25)
Основой для развития инженерных и конструкторских способности у детей может стать программа «ТИКО- МАСТЕРА», автор программы Логинова И.В, программа адаптирована к программе «Детство». (сл№26)
Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность и ориентирована на знакомство детей с окружающим миром через занимательную интересную для детей конструкторскую деятельность.
Знакомство с геометрией происходит в геометрическом лесу, в котором все из геометрических фигур.(сл №27)
В геометрическом лесу живет зайчонок ТИКО, растения и животные построены из геометрических фигур.
Путешествуя с зайчонком ТИКО, дети знакомятся с его друзьями (животные севера, жарких стран, средней полосы России). В геометрическом лесу дети узнают о ежедневных заботах зайчонка ТИКО и его друзей.
Темы, подобранные для конструирования расширяют кругозор и охватывают основные спектры человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, космос. Главное, что бы темы были интересны и полезны вам и вашим детям.
Далее проговорим формы организации обучения конструированию дошкольников и развитию инженерного мышления.
Конструирование по образцу
Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого делать постройку достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Создает возможности для развития форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования является повышение...
ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»
Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...
"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...
Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста
Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...
Развитие предпосылок инженерного мышления детей второй младшей группы через использование дидактической системы Ф.Фребеля
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, ...
Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»
Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем - от замысла к воплощению"...
«Развитее предпосылок инженерного мышления детей второй младшей группы через использование дидактической системы Фребеля».
Зачатки инженерного мышления необходимы ребёнку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают таки...