Методические разработки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по логоритмике "Весенняя сказка" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_skazka_3.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логоритмического занятия с элементами самомассажа в логопедической старшей группе
для детей с ТНР: ОНР II-III уровня развития. Дизартрия.
« Весенняя сказка»
Учитель - логопед ГБДОУ № 22
Красногвардейского района
Г. Санкт – Петербурга
Романова Ирина Петровна
2014 год
« Весенняя сказка»
Занятие в речевой старшей группе по лексической теме «Весна»
1.Коррекционно – образовательные задачи:
* Закрепление, расширение, уточнение лексико- грамматического строя речи детей:
- актуализация словаря по теме «Весна»
-закрепление формирования обобщающих понятий;
- соотнесение предмета с образом;
- развитие грамматического строя речи: употребление уменьшительно ласкательных существительных, образование относительных прилагательных от существительных;
2. Коррекционно – развивающие задачи:
* Развитие общеречевых навыков (дыхание, голоса)
- речевого плавного выдоха;
- совершенствование речедвигательных навыков;
- развитие ритмико-интонационного рисунка фразы
* Развитие общей и мелкой моторики.
- развитие двигательного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- формирование двигательных навыков;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;
* Актуализация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие сукцессивных процессов восприятия и запоминания, внимания и переключения на разные виды деятельности.
- актуализация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи.
*Музыкальные задачи:
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма.
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движениями.
- развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
* Формирование навыков работы в коллективе.
* Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
* Воспитание внимания, терпения, усидчивости.
Ход занятия:
Деятельность учителя- логопеда | Деятельность детей |
На экране появляется весна ( мультфильм « Весна» музыка Рахманинова) картинка замирает, звучат слова весны. Весна: - Ребята, зима не хочет уходить и меня не пускает к вам. Есть волшебный цветок, который поможет растопить зимние сугробы и я смогу наконец-то к вам придти. Помогите мне найти волшебный цветок. | Сидят на стульчиках, смотрят на экран, слушают. |
- Ребята, мы с вами отправляемся в сказочное путешествие, чтобы помочь весне вступить в свои права, нам необходимо найти волшебный цветок. Звучит музыка (« Волшебный цветок») | Выполнят движения под музыку с цветами. |
- А какие признаки весны вы знаете? | Перечисляют признаки весны. |
- Не в леса, не в небеса Пошли дружок, по чудеса Вот тебе лукошко, Хлебца на дорожку В сердце храбрости, В глазки – радости Закрывайте глаза, и мы с вами отправляемся в путешествие. ( Звучит музыка) На экране появляется картинка с изображением леса. - Вот мы с вами оказались в волшебном лесу. Ребята, какой здесь свежий воздух. Давайте подышим лесным воздухом. Упражнения на дыхание: Вдох – выдох (вдыхаем через нос, выдыхаем через рот) | Выполняют упражнение на выработку диафрагмального дыхания. |
- Ребята, послушайте лесные звуки и расскажите, что вы слышите? (картинка весеннего пейзажа со звуками природы) | Релаксация, слушают звуки природы. После окончания звучания, называют услышанные звуки природы. |
- Поднялся ветер. ( Упражнение на речевое дыхание) - На выдохе произнесите У-У-У-у-у-у, В В В в в в (демонстрирует символическое изображение на постепенное понижение и повышение высоты голоса на одном выдохе) | На выдохе произносят У-У-У-у-у-у, В В В в в в, понижая или повышая высоту голоса. |
- Мы с вами на полянке ( пальчиковое упражнение «Пастушок») | Выполняют пальчиковое упражнение со словами под музыкальное сопровождение. |
- Мы с вами отправляемся дальше. (Упражнения на координацию речи с движением) « Ты шагай, ты шагай» - Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай! - И потопай по дорожке, Веселей стучите, ножки. - Ты беги, беги, На носочках ты беги. - И на пяточках пойдем. - Топать громко мы начнем. - Ты скачи, скачи, скачи, Ножки выше подними. - Маршируй ты веселее, Ножки топают дружнее.
Во время выполнения упражнения, на экране сменяется картинка леса. Появляется изображение «страшного» леса. - Ребята, пока мы с вами шли лес изменился. Какой сейчас перед нами лес? На экране появляются картинка с изображением троллей. - Ребята, в сказочном лесу живут страшные, злобные тролли. Они не хотят, чтобы мы нашли волшебный цветок. Мы сможем продолжить наше путешествие, если отгадаем зашифрованное слово. «Мнемотаблица.» На экране мнемотаблица (слово «Весна» Работа с таблицей – определениие и выстраивание ассоциативных связей между рисунками в таблице. Их соотнесение к определенному слову. -Посмотрите внимательно на таблицу! Постарайтесь запомнить где, в каком месте нариосваны картинки! - А теперь вспомните картинки! - Что находится в левом верхнем углу? - Что находится в нижнем правом углу? - Что находится в левом нижнем углу? ( Заполняются все квадраты. На экране появляются картинки при правильном ответе детей.) | Ходят, высоко поднимая ноги, руки раздвинуты в стороны Шагают на всей ступне, руки на поясе. Бегут на носках, руки согнуты перед грудью. Ходят на пятках, руки за спиной. Топают. Скачут. Маршируют. Дети подбирают определения к изображенному на картинке лесу. Выстраивают ассоциативные и логические связи между картинками в таблице, отгадывают зашифрованное слово, аргументируют свои ответы. Дети рассматривают таблицу, запоминают ее в течение 3 минут. Называют картинки. |
- Ребята, вы молодцы! Правильно отгадали слово и подобрали слова. И ужасные тролли не смогут помешать нам, путешествовать дальше. А на чем мы будем путешествовать, вы должны отгадать! Возьмем: - первый звук из слова «снег»; - первый звук из слова «алый»; - первый звук из слова «небо»; - первый звук из слова «игра». Какое слово получилось? | Звук [С] Звук [А] Звук [Н] Звук [И] Называют слово «сани» |
- Садитесь в сани, они нас повезут дальше в сказку, если мы правильно произнесем звуки! Выполняется речевая игра «Едем, едем на лошадке». - Едем, едем с вами в сказке По дороге на санях мы. - Санки скрипят, - Бубенчики звенят, «Динь-динь» - Дятел стучит, «Тук – тук!»… - в среднем, - Ручеек звенит З-З-З - Белочка, на елочке Орешки грызет, - Рыжая лисичка Зайца стережет. - Ветер, ветер «В…….» - Туча, туча «Бр-р….» - Дождик, дождик «О….», - Капли, кружит… -Наконец доехали: - С горки – ух! - В ямку – бух! | Дети садятся на ковре. Дети цокают языком Произносят «Ш! Ш!.....» «Динь-динь» в высоком регистре
Тук – тук!»… - в среднем регистре З – З – З на продолжительном выдохе. «Цок! Цок!» коротко и остро. «Ф - Ф» сердито и энергично
«В…….» на продолжительном выдохе. «Бр-р…..» «О….», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь. Цокают языком.
Произносят «Ух-х!», делая гиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего; «Бух!» - в нижнем регистре.
|
На экране появляется картинка с изображением горной реки с анимацией. - Ребята, посмотрите, нам преграждает путь горная река! - Речка, речка быстротечка! Почему спешишь ты, речка? Из ущелья на простор. Прыгая с высоких гор. - Нам необходимо переправиться на другой берег. А переправиться мы можем на лодочке. | Танец « Горный ручеек» |
- Вот мы с вами оказались на другой стороне горной реки. Давайте отдохнем, сядем на пенечки и помассируем ножки. ( Самомассаж ног) - Ах, как долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Мы присядем, отдохнем, А потом опять пойдем. Мы погладим наши ножки, И потом потрем немножко. А затем, их пощипаем, И ладошкой растираем, Вы ребята молодцы! Надо нам опять идти. (Романова И.П.) | Дети выполняют массирующие движения за логопедом. |
- Дальше отправляемся за волшебным цветком. Снова мы пойдем. Речь с движением. « Мы шагаем» -Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем. -Влево шаг – вправо шаг, -Шаг вперед – шаг назад, -Мы шагаем, мы шагаем, Ноги дружно поднимаем, -Шаг немножко замедляем, -Постепенно ускоряем. -Сейчас быстро мы пойдем, -Затем медленно идем. -Руки вверх мы поднимаем, -А потом их опускаем. З. Репина, В. Буйко. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Шагают, высоко поднимая ноги. Делают шаг влево, вправо, Делают шаг назад-вперед. Шагают. Замедляют шаг, Ускоряют шаг, Шагают в быстром темпе, Шагают в медленном темпе. Поднимают руки, Опускают руки. |
На экране лесная полянка. - Ребята здесь живет мудрая сова, она подскажет, где нам найти волшебный цветок. На экране сова из мультфильма «Вини - Пух» - Ребята, а какие когти у совы? - Гладим перышки, чистим перышки…… Массаж рук Массаж спины. | Дети изображают когти совы. Напрягают пальцы рук и расслабляют их. (выполняют несколько раз) Массируют пальцы рук (каждый пальчик вначале на одной руке, затем – на другой))
Выполняют движения за логопедом: поглаживание, растирание, разминание. Дети встают в круг, друг за другом и выполняют движения за логопедом, делая массаж спины друг другу. Логопед внимательно контролирует движения детей. |
(На экране появляется картинка совы с озвучиванием) Сова: - Здравствуйте, ребята! Я помогу вам найти волшебный цветок, но вы должны доказать мне, что вы умные, ловкие, внимательные и сможете справиться с любыми трудностями. Вот первое задание:
Второе задание:
Третье задание:
Логопед показывают картинки лесных зверей (волк, лиса, заяц, медведь, лось, олень, еж, бобер, белка). Картинки с изображением зверей выставляются на полотно. - Ребята, я подберу каждому зверю слова. Вы должны их запомнить, назвать эти слова, подходящие каждому зверю. А потом расставьте картинки на места, где они располагались. Волк – лютый Лиса – ловкая Заяц – быстрый Медведь – могучий Еж – шустрый Лось – высокий Бобер – трудолюбивый Олень – красивый Белка – пушистая | Дети выполняют задание. Дети выполняют задание. Называют прилагательные к определенному зверю. При правильном ответе, ставят картинки на нужное место. |
- Проплывают облака. Они разные, пушистые, легкие. Иногда, бывают, похожи на различных зверей. На экране появляются облака. ( подвижная игра « Облака», силуэты) - Вы внимательно смотрите на экран и когда увидите облако похожие на зверя, должны замереть, изображая этого зверя. (Логопед подходит к нескольким детям, дотрагивается до ребенка) | Бегают по залу под музыку, при остановке музыки, замирают, изображая фигуру. Ребенок изображает зверя в движении. |
Сова: - Какие вы молодцы! Правильно выполнили задание. - Ребята, в лесу живут, гномы они знают, где находится волшебный цветок. Я вам даю свои перышки, они отнесут вас к домику гномов. | Дети выполняют упражнение с перышками под музыку. |
На экране сказочный домик. Игра « Ритмическое эхо» - Ребята, посмотрите какой красивый домик. Но двери этого домика откроются только в том случае, если мы правильно повторим волшебный ритм. | Берут колокольчики и повторяют ритм за логопедом. ____ ____ . . . ; . . . ___ ___ ; .. ___ __ .. ; ___ ___ .. ___ ___ ; |
На экране появляется картинка с гномами - В домики живут семь гномов. Они очень дружные и веселые. На экране появляются картинки гномов и схемы массажа. - Первый гном круглолиц Знаменитый он артист (логопед следит за правильностью выполнения массирующих движений - движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими) - А второй сердитый гном, Морщит лобик он порой. - Третий любит почитать, Очки должен надевать. - А четвертый гном смешной, Нюхает цветы порой. - Пятый гном здоровяк, Щечки алые горят. - А шестой поет всегда, Громко, звонко, без конца. - У седьмого борода, Вся кудрява и седа ( Романова И. П.) | Под стихи выполняют массаж лица ( движения выполняют за логопедом) Располагают ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем проводят ладонями по волосам, опускаясь внизчерез уши и боковые поверхности ушей и плечам.
Движения рук от середины лба к вискам. Указательным пальцем проводят легко от виска по краю скуловой кости и переносице, затем по бровям к вискам (очки) Гладят нос от переносицы к ноздрям указательным пальцами обеих рук.
Выполняют круговое поглаживание пальцами по щекам. Указательным и средним пальцами поглаживают губы от середины верхней губы к углам рта, затем от середины нижней губы к углам рта.
Поглаживают тыльной поверхностью пальцев от середины подбородка к ушам.
|
- Мы живем в большом доме, а гномики в маленьком домике и у них все маленькое.
Стул – Стол – Кровать – Скамейка – Шкаф – Кресло – Диван – 2 « Назовите правильно» Куртка из шерсти - Майка из хлопка – Платок из пуха – Рубашка из шелка Шуба из меха – Валенки из войлока – Ботинки из кожи – и тд. | Называют образованные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Называют образованные относительные прилагательные. Согласовывают прилагательное с существительным. |
- Молодцы! Вы правильно ответили! Гномы сказали, что волшебный цветок находится у Звездной феи, на планете сказочных цветов. Мы сможем отправиться в космос на волшебном ковре. А ковер нам нужно сплести из весенних слов. Каждый из вас должен сказать одно весеннее слово (обозначающее признаки весны). Это задание мы выполняем цепочкой. Первый придумывает и называет слово, следующий повторяет предыдущее слово и называет свое слово, третий повторяет уже два сказанных слова и придумывает свое и так по всей цепочки. Так мы с вами и сплетем волшебный ковер. | Становятся полукругом и выполняют задание, называя слова, обозначающие сезонные изменения. Повторяют предыдущие названные слова в цепочке и добавляют свое. |
- Вот мы сплели волшебный ковер. Садитесь, и отправляемся в звездное путешествие. (На экране появляется изображение звездного неба с анимацией) Ах, какая красота! Не страшна нам высота! Пролетаем над лесами, Над высокими горами. Чистоговорка «Т – Т,» - Та – та – та не страшна нам высота - Те – те – те летим мы на ковре - Ты – ты – ты все видно с высоты - Ать – ать – ать полетим опять! | Садятся на ковер, скрестив ноги. Проговаривают слова, вместе с логопедом, и выполняют движения. Поднимают руки вверх, Сжимают и разжимают пальцы. Соединяют руки над головой в «замок» и качают ими вперед-назад. Приставляют ладонь к глазам. Хлопают в ладоши. |
Звучит музыка Сары Брайтман На экране демонстрируется слад-шоу звездного неба. Упражнения на координацию движений с музыкой | Выполняют движения под музыку со свечами за логопедом. |
На экране появляется картинка с изображением Звездной феи. Демонстрируется слайд-шоу с анимацией: Звездная фея, Звездные феи с цветком. Слайд-шоу с анимацией - волшебные цветы. Упражнение на координацию движений « Цветок» - Вырос цветок на волшебной поляне Нежную голову робко поднял, - Ветер подул – он качнулся неловко, Он испугался, затрепетал - Ветер бутоны качает упрямо Вперед и назад, налево, направо. - Ребята, вы справились со всеми сложными заданиями! И наконец, нашли волшебный цветок! С помощью него мы растопим снежные сугробы, и весна сможет вступить в свои права!
| Соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой. Покачивают ладонями медленно, быстро. Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....