Методические разработки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по логоритмике "Весенняя сказка" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_skazka_3.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логоритмического занятия с элементами самомассажа в логопедической старшей группе
для детей с ТНР: ОНР II-III уровня развития. Дизартрия.
« Весенняя сказка»
Учитель - логопед ГБДОУ № 22
Красногвардейского района
Г. Санкт – Петербурга
Романова Ирина Петровна
2014 год
« Весенняя сказка»
Занятие в речевой старшей группе по лексической теме «Весна»
1.Коррекционно – образовательные задачи:
* Закрепление, расширение, уточнение лексико- грамматического строя речи детей:
- актуализация словаря по теме «Весна»
-закрепление формирования обобщающих понятий;
- соотнесение предмета с образом;
- развитие грамматического строя речи: употребление уменьшительно ласкательных существительных, образование относительных прилагательных от существительных;
2. Коррекционно – развивающие задачи:
* Развитие общеречевых навыков (дыхание, голоса)
- речевого плавного выдоха;
- совершенствование речедвигательных навыков;
- развитие ритмико-интонационного рисунка фразы
* Развитие общей и мелкой моторики.
- развитие двигательного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- формирование двигательных навыков;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;
* Актуализация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие сукцессивных процессов восприятия и запоминания, внимания и переключения на разные виды деятельности.
- актуализация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи.
*Музыкальные задачи:
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма.
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движениями.
- развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
* Формирование навыков работы в коллективе.
* Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
* Воспитание внимания, терпения, усидчивости.
Ход занятия:
Деятельность учителя- логопеда | Деятельность детей |
На экране появляется весна ( мультфильм « Весна» музыка Рахманинова) картинка замирает, звучат слова весны. Весна: - Ребята, зима не хочет уходить и меня не пускает к вам. Есть волшебный цветок, который поможет растопить зимние сугробы и я смогу наконец-то к вам придти. Помогите мне найти волшебный цветок. | Сидят на стульчиках, смотрят на экран, слушают. |
- Ребята, мы с вами отправляемся в сказочное путешествие, чтобы помочь весне вступить в свои права, нам необходимо найти волшебный цветок. Звучит музыка (« Волшебный цветок») | Выполнят движения под музыку с цветами. |
- А какие признаки весны вы знаете? | Перечисляют признаки весны. |
- Не в леса, не в небеса Пошли дружок, по чудеса Вот тебе лукошко, Хлебца на дорожку В сердце храбрости, В глазки – радости Закрывайте глаза, и мы с вами отправляемся в путешествие. ( Звучит музыка) На экране появляется картинка с изображением леса. - Вот мы с вами оказались в волшебном лесу. Ребята, какой здесь свежий воздух. Давайте подышим лесным воздухом. Упражнения на дыхание: Вдох – выдох (вдыхаем через нос, выдыхаем через рот) | Выполняют упражнение на выработку диафрагмального дыхания. |
- Ребята, послушайте лесные звуки и расскажите, что вы слышите? (картинка весеннего пейзажа со звуками природы) | Релаксация, слушают звуки природы. После окончания звучания, называют услышанные звуки природы. |
- Поднялся ветер. ( Упражнение на речевое дыхание) - На выдохе произнесите У-У-У-у-у-у, В В В в в в (демонстрирует символическое изображение на постепенное понижение и повышение высоты голоса на одном выдохе) | На выдохе произносят У-У-У-у-у-у, В В В в в в, понижая или повышая высоту голоса. |
- Мы с вами на полянке ( пальчиковое упражнение «Пастушок») | Выполняют пальчиковое упражнение со словами под музыкальное сопровождение. |
- Мы с вами отправляемся дальше. (Упражнения на координацию речи с движением) « Ты шагай, ты шагай» - Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай! - И потопай по дорожке, Веселей стучите, ножки. - Ты беги, беги, На носочках ты беги. - И на пяточках пойдем. - Топать громко мы начнем. - Ты скачи, скачи, скачи, Ножки выше подними. - Маршируй ты веселее, Ножки топают дружнее.
Во время выполнения упражнения, на экране сменяется картинка леса. Появляется изображение «страшного» леса. - Ребята, пока мы с вами шли лес изменился. Какой сейчас перед нами лес? На экране появляются картинка с изображением троллей. - Ребята, в сказочном лесу живут страшные, злобные тролли. Они не хотят, чтобы мы нашли волшебный цветок. Мы сможем продолжить наше путешествие, если отгадаем зашифрованное слово. «Мнемотаблица.» На экране мнемотаблица (слово «Весна» Работа с таблицей – определениие и выстраивание ассоциативных связей между рисунками в таблице. Их соотнесение к определенному слову. -Посмотрите внимательно на таблицу! Постарайтесь запомнить где, в каком месте нариосваны картинки! - А теперь вспомните картинки! - Что находится в левом верхнем углу? - Что находится в нижнем правом углу? - Что находится в левом нижнем углу? ( Заполняются все квадраты. На экране появляются картинки при правильном ответе детей.) | Ходят, высоко поднимая ноги, руки раздвинуты в стороны Шагают на всей ступне, руки на поясе. Бегут на носках, руки согнуты перед грудью. Ходят на пятках, руки за спиной. Топают. Скачут. Маршируют. Дети подбирают определения к изображенному на картинке лесу. Выстраивают ассоциативные и логические связи между картинками в таблице, отгадывают зашифрованное слово, аргументируют свои ответы. Дети рассматривают таблицу, запоминают ее в течение 3 минут. Называют картинки. |
- Ребята, вы молодцы! Правильно отгадали слово и подобрали слова. И ужасные тролли не смогут помешать нам, путешествовать дальше. А на чем мы будем путешествовать, вы должны отгадать! Возьмем: - первый звук из слова «снег»; - первый звук из слова «алый»; - первый звук из слова «небо»; - первый звук из слова «игра». Какое слово получилось? | Звук [С] Звук [А] Звук [Н] Звук [И] Называют слово «сани» |
- Садитесь в сани, они нас повезут дальше в сказку, если мы правильно произнесем звуки! Выполняется речевая игра «Едем, едем на лошадке». - Едем, едем с вами в сказке По дороге на санях мы. - Санки скрипят, - Бубенчики звенят, «Динь-динь» - Дятел стучит, «Тук – тук!»… - в среднем, - Ручеек звенит З-З-З - Белочка, на елочке Орешки грызет, - Рыжая лисичка Зайца стережет. - Ветер, ветер «В…….» - Туча, туча «Бр-р….» - Дождик, дождик «О….», - Капли, кружит… -Наконец доехали: - С горки – ух! - В ямку – бух! | Дети садятся на ковре. Дети цокают языком Произносят «Ш! Ш!.....» «Динь-динь» в высоком регистре
Тук – тук!»… - в среднем регистре З – З – З на продолжительном выдохе. «Цок! Цок!» коротко и остро. «Ф - Ф» сердито и энергично
«В…….» на продолжительном выдохе. «Бр-р…..» «О….», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь. Цокают языком.
Произносят «Ух-х!», делая гиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего; «Бух!» - в нижнем регистре.
|
На экране появляется картинка с изображением горной реки с анимацией. - Ребята, посмотрите, нам преграждает путь горная река! - Речка, речка быстротечка! Почему спешишь ты, речка? Из ущелья на простор. Прыгая с высоких гор. - Нам необходимо переправиться на другой берег. А переправиться мы можем на лодочке. | Танец « Горный ручеек» |
- Вот мы с вами оказались на другой стороне горной реки. Давайте отдохнем, сядем на пенечки и помассируем ножки. ( Самомассаж ног) - Ах, как долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Мы присядем, отдохнем, А потом опять пойдем. Мы погладим наши ножки, И потом потрем немножко. А затем, их пощипаем, И ладошкой растираем, Вы ребята молодцы! Надо нам опять идти. (Романова И.П.) | Дети выполняют массирующие движения за логопедом. |
- Дальше отправляемся за волшебным цветком. Снова мы пойдем. Речь с движением. « Мы шагаем» -Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем. -Влево шаг – вправо шаг, -Шаг вперед – шаг назад, -Мы шагаем, мы шагаем, Ноги дружно поднимаем, -Шаг немножко замедляем, -Постепенно ускоряем. -Сейчас быстро мы пойдем, -Затем медленно идем. -Руки вверх мы поднимаем, -А потом их опускаем. З. Репина, В. Буйко. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Шагают, высоко поднимая ноги. Делают шаг влево, вправо, Делают шаг назад-вперед. Шагают. Замедляют шаг, Ускоряют шаг, Шагают в быстром темпе, Шагают в медленном темпе. Поднимают руки, Опускают руки. |
На экране лесная полянка. - Ребята здесь живет мудрая сова, она подскажет, где нам найти волшебный цветок. На экране сова из мультфильма «Вини - Пух» - Ребята, а какие когти у совы? - Гладим перышки, чистим перышки…… Массаж рук Массаж спины. | Дети изображают когти совы. Напрягают пальцы рук и расслабляют их. (выполняют несколько раз) Массируют пальцы рук (каждый пальчик вначале на одной руке, затем – на другой))
Выполняют движения за логопедом: поглаживание, растирание, разминание. Дети встают в круг, друг за другом и выполняют движения за логопедом, делая массаж спины друг другу. Логопед внимательно контролирует движения детей. |
(На экране появляется картинка совы с озвучиванием) Сова: - Здравствуйте, ребята! Я помогу вам найти волшебный цветок, но вы должны доказать мне, что вы умные, ловкие, внимательные и сможете справиться с любыми трудностями. Вот первое задание:
Второе задание:
Третье задание:
Логопед показывают картинки лесных зверей (волк, лиса, заяц, медведь, лось, олень, еж, бобер, белка). Картинки с изображением зверей выставляются на полотно. - Ребята, я подберу каждому зверю слова. Вы должны их запомнить, назвать эти слова, подходящие каждому зверю. А потом расставьте картинки на места, где они располагались. Волк – лютый Лиса – ловкая Заяц – быстрый Медведь – могучий Еж – шустрый Лось – высокий Бобер – трудолюбивый Олень – красивый Белка – пушистая | Дети выполняют задание. Дети выполняют задание. Называют прилагательные к определенному зверю. При правильном ответе, ставят картинки на нужное место. |
- Проплывают облака. Они разные, пушистые, легкие. Иногда, бывают, похожи на различных зверей. На экране появляются облака. ( подвижная игра « Облака», силуэты) - Вы внимательно смотрите на экран и когда увидите облако похожие на зверя, должны замереть, изображая этого зверя. (Логопед подходит к нескольким детям, дотрагивается до ребенка) | Бегают по залу под музыку, при остановке музыки, замирают, изображая фигуру. Ребенок изображает зверя в движении. |
Сова: - Какие вы молодцы! Правильно выполнили задание. - Ребята, в лесу живут, гномы они знают, где находится волшебный цветок. Я вам даю свои перышки, они отнесут вас к домику гномов. | Дети выполняют упражнение с перышками под музыку. |
На экране сказочный домик. Игра « Ритмическое эхо» - Ребята, посмотрите какой красивый домик. Но двери этого домика откроются только в том случае, если мы правильно повторим волшебный ритм. | Берут колокольчики и повторяют ритм за логопедом. ____ ____ . . . ; . . . ___ ___ ; .. ___ __ .. ; ___ ___ .. ___ ___ ; |
На экране появляется картинка с гномами - В домики живут семь гномов. Они очень дружные и веселые. На экране появляются картинки гномов и схемы массажа. - Первый гном круглолиц Знаменитый он артист (логопед следит за правильностью выполнения массирующих движений - движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими) - А второй сердитый гном, Морщит лобик он порой. - Третий любит почитать, Очки должен надевать. - А четвертый гном смешной, Нюхает цветы порой. - Пятый гном здоровяк, Щечки алые горят. - А шестой поет всегда, Громко, звонко, без конца. - У седьмого борода, Вся кудрява и седа ( Романова И. П.) | Под стихи выполняют массаж лица ( движения выполняют за логопедом) Располагают ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем проводят ладонями по волосам, опускаясь внизчерез уши и боковые поверхности ушей и плечам.
Движения рук от середины лба к вискам. Указательным пальцем проводят легко от виска по краю скуловой кости и переносице, затем по бровям к вискам (очки) Гладят нос от переносицы к ноздрям указательным пальцами обеих рук.
Выполняют круговое поглаживание пальцами по щекам. Указательным и средним пальцами поглаживают губы от середины верхней губы к углам рта, затем от середины нижней губы к углам рта.
Поглаживают тыльной поверхностью пальцев от середины подбородка к ушам.
|
- Мы живем в большом доме, а гномики в маленьком домике и у них все маленькое.
Стул – Стол – Кровать – Скамейка – Шкаф – Кресло – Диван – 2 « Назовите правильно» Куртка из шерсти - Майка из хлопка – Платок из пуха – Рубашка из шелка Шуба из меха – Валенки из войлока – Ботинки из кожи – и тд. | Называют образованные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Называют образованные относительные прилагательные. Согласовывают прилагательное с существительным. |
- Молодцы! Вы правильно ответили! Гномы сказали, что волшебный цветок находится у Звездной феи, на планете сказочных цветов. Мы сможем отправиться в космос на волшебном ковре. А ковер нам нужно сплести из весенних слов. Каждый из вас должен сказать одно весеннее слово (обозначающее признаки весны). Это задание мы выполняем цепочкой. Первый придумывает и называет слово, следующий повторяет предыдущее слово и называет свое слово, третий повторяет уже два сказанных слова и придумывает свое и так по всей цепочки. Так мы с вами и сплетем волшебный ковер. | Становятся полукругом и выполняют задание, называя слова, обозначающие сезонные изменения. Повторяют предыдущие названные слова в цепочке и добавляют свое. |
- Вот мы сплели волшебный ковер. Садитесь, и отправляемся в звездное путешествие. (На экране появляется изображение звездного неба с анимацией) Ах, какая красота! Не страшна нам высота! Пролетаем над лесами, Над высокими горами. Чистоговорка «Т – Т,» - Та – та – та не страшна нам высота - Те – те – те летим мы на ковре - Ты – ты – ты все видно с высоты - Ать – ать – ать полетим опять! | Садятся на ковер, скрестив ноги. Проговаривают слова, вместе с логопедом, и выполняют движения. Поднимают руки вверх, Сжимают и разжимают пальцы. Соединяют руки над головой в «замок» и качают ими вперед-назад. Приставляют ладонь к глазам. Хлопают в ладоши. |
Звучит музыка Сары Брайтман На экране демонстрируется слад-шоу звездного неба. Упражнения на координацию движений с музыкой | Выполняют движения под музыку со свечами за логопедом. |
На экране появляется картинка с изображением Звездной феи. Демонстрируется слайд-шоу с анимацией: Звездная фея, Звездные феи с цветком. Слайд-шоу с анимацией - волшебные цветы. Упражнение на координацию движений « Цветок» - Вырос цветок на волшебной поляне Нежную голову робко поднял, - Ветер подул – он качнулся неловко, Он испугался, затрепетал - Ветер бутоны качает упрямо Вперед и назад, налево, направо. - Ребята, вы справились со всеми сложными заданиями! И наконец, нашли волшебный цветок! С помощью него мы растопим снежные сугробы, и весна сможет вступить в свои права!
| Соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой. Покачивают ладонями медленно, быстро. Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...