Методические разработки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Романова Ирина Петровна

Конспект занятия по логоритмике  "Весенняя сказка" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_skazka_3.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логоритмического занятия с элементами самомассажа в логопедической старшей группе

для детей с ТНР: ОНР II-III уровня развития. Дизартрия.

« Весенняя сказка»

                           

                      

                                                             Учитель - логопед ГБДОУ № 22

                                                                 Красногвардейского района

                                                                       Г. Санкт – Петербурга

                                                                 Романова Ирина Петровна

                                 

2014 год

« Весенняя сказка»

Занятие в речевой старшей группе по лексической теме «Весна»

1.Коррекционно – образовательные задачи:

* Закрепление, расширение, уточнение лексико- грамматического строя речи детей:

- актуализация словаря по теме «Весна»

-закрепление формирования обобщающих понятий;

- соотнесение предмета с образом;

- развитие грамматического строя речи: употребление уменьшительно ласкательных существительных, образование относительных прилагательных от существительных;

2. Коррекционно – развивающие задачи:

 * Развитие общеречевых навыков (дыхание, голоса)

- речевого плавного выдоха;

- совершенствование речедвигательных навыков;

- развитие ритмико-интонационного рисунка фразы

* Развитие общей и мелкой моторики.

- развитие двигательного праксиса;

- развитие двигательных кинестезий;

- формирование двигательных навыков;

- развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;

* Актуализация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие сукцессивных процессов восприятия и запоминания, внимания и переключения на разные виды деятельности.

- актуализация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи.

*Музыкальные задачи:

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма.

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.

- обогащение двигательного опыта  разнообразными видами движениями.

- развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

* Формирование навыков работы в коллективе.

* Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

* Воспитание внимания, терпения, усидчивости.

Ход занятия:

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность детей

На экране появляется весна

( мультфильм « Весна» музыка Рахманинова) картинка замирает, звучат слова весны.

Весна:

- Ребята, зима не хочет уходить и меня не пускает к вам. Есть волшебный цветок, который поможет растопить зимние сугробы и я смогу наконец-то к вам придти. Помогите мне найти волшебный цветок.  

Сидят на стульчиках, смотрят на экран, слушают.

- Ребята, мы с вами отправляемся в сказочное путешествие, чтобы помочь весне вступить в свои права, нам необходимо найти волшебный цветок.

Звучит музыка (« Волшебный цветок»)

 Выполнят движения под музыку с цветами.

- А какие признаки весны вы знаете?

Перечисляют признаки весны.

- Не в леса, не в небеса

Пошли дружок, по чудеса

Вот тебе лукошко,

Хлебца на дорожку

В сердце храбрости,

В глазки – радости

Закрывайте глаза,  и мы с вами отправляемся в путешествие.

( Звучит музыка)

На экране появляется картинка с изображением леса.

- Вот мы с вами оказались в волшебном лесу. Ребята, какой здесь свежий воздух. Давайте подышим лесным воздухом.

Упражнения на дыхание:

Вдох – выдох (вдыхаем через нос, выдыхаем через рот)

Выполняют упражнение на выработку диафрагмального дыхания.

- Ребята, послушайте лесные звуки и расскажите, что вы слышите?

(картинка весеннего пейзажа со звуками природы)

Релаксация, слушают звуки природы.

После окончания звучания, называют услышанные звуки природы.

- Поднялся ветер.

( Упражнение на речевое дыхание)

- На выдохе произнесите У-У-У-у-у-у, В В В в в в (демонстрирует символическое изображение на постепенное понижение и повышение высоты голоса на одном выдохе)

На выдохе произносят У-У-У-у-у-у, В В В в в в, понижая или повышая высоту голоса.

- Мы с вами на полянке

( пальчиковое  упражнение  «Пастушок»)

Выполняют пальчиковое  упражнение  со словами под музыкальное сопровождение.

- Мы с вами отправляемся дальше.

(Упражнения на координацию речи с движением)

« Ты шагай, ты шагай»

- Ты шагай, ты шагай,                      

Ноги выше поднимай!  

- И потопай по дорожке,              

Веселей стучите, ножки.

- Ты беги, беги,                                

На носочках ты беги.

- И на пяточках пойдем.  

-  Топать громко мы начнем.        

-   Ты скачи, скачи, скачи,                  

Ножки выше подними.

- Маршируй ты веселее,                

Ножки топают дружнее.

     

Во время выполнения упражнения, на экране сменяется картинка леса. Появляется изображение «страшного» леса.

- Ребята, пока мы с вами шли лес изменился. Какой сейчас перед нами лес?

  На экране появляются картинка с изображением  троллей.

- Ребята, в сказочном лесу живут страшные, злобные тролли. Они не хотят, чтобы мы нашли волшебный цветок. Мы сможем продолжить наше путешествие, если отгадаем зашифрованное слово.

«Мнемотаблица.»

 На экране мнемотаблица (слово «Весна»  Работа с таблицей – определениие и выстраивание ассоциативных связей между рисунками в таблице. Их соотнесение к определенному слову.

-Посмотрите внимательно на таблицу! Постарайтесь запомнить где, в каком месте нариосваны картинки!

- А теперь вспомните картинки!

- Что находится в левом верхнем углу?

- Что находится в нижнем правом углу?

- Что находится в левом нижнем углу?

( Заполняются все квадраты.

На экране появляются картинки при правильном ответе детей.)

Ходят, высоко поднимая ноги,

руки раздвинуты в стороны

Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Бегут на носках, руки согнуты перед грудью.

Ходят на пятках, руки за спиной.

Топают.

Скачут.

Маршируют.

Дети подбирают определения к изображенному на картинке лесу.

Выстраивают ассоциативные и логические  связи между картинками в таблице, отгадывают зашифрованное слово, аргументируют свои ответы.

Дети рассматривают таблицу, запоминают ее в течение 3 минут.

Называют картинки.

- Ребята, вы молодцы! Правильно отгадали слово и подобрали слова. И ужасные тролли не смогут помешать нам, путешествовать дальше. А на чем мы будем путешествовать, вы должны отгадать! Возьмем:

-  первый звук из слова «снег»;

- первый звук из слова «алый»;

- первый звук из слова «небо»;

- первый звук из слова «игра».

 Какое слово получилось?

Звук [С]

Звук [А]

Звук [Н]

Звук [И]

Называют слово «сани»

- Садитесь в сани, они нас повезут дальше в сказку, если мы правильно произнесем звуки!

Выполняется речевая игра «Едем, едем на лошадке».

- Едем, едем с вами в сказке            

По дороге на санях мы.

- Санки скрипят,

- Бубенчики звенят,                             «Динь-динь»

- Дятел стучит,                                        «Тук – тук!»… -  в среднем,

- Ручеек звенит  З-З-З    

 - Белочка, на елочке

Орешки грызет,    

- Рыжая лисичка

Зайца стережет.

- Ветер, ветер                                        «В…….»

- Туча, туча                                               «Бр-р….»

- Дождик, дождик                              «О….»,

- Капли, кружит…

-Наконец доехали:  

 - С горки – ух!    

                                                                                                              - В ямку – бух!                              

Дети садятся на ковре.

Дети цокают языком

Произносят «Ш! Ш!.....»

«Динь-динь» в высоком регистре

                                                                   

Тук – тук!»… -  в среднем регистре

 З – З – З на продолжительном выдохе.

«Цок! Цок!» коротко и остро.

«Ф - Ф» сердито и энергично

                                                                 

«В…….» на продолжительном выдохе.

«Бр-р…..»

«О….», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь.

Цокают языком.

                                                               

Произносят «Ух-х!», делая  гиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

 «Бух!» - в нижнем регистре.                                            

                                                                 

На экране появляется картинка с изображением горной реки с анимацией.

- Ребята, посмотрите, нам преграждает путь горная река!

- Речка, речка быстротечка!

Почему спешишь ты, речка?

Из ущелья на простор.

Прыгая с высоких гор.

- Нам необходимо переправиться на другой берег. А переправиться мы можем на лодочке.

Танец « Горный ручеек»

- Вот мы с вами оказались на другой стороне горной реки.

Давайте отдохнем, сядем на пенечки и помассируем ножки.

( Самомассаж ног)

- Ах, как долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы присядем, отдохнем,

А потом опять пойдем.

Мы погладим наши ножки,

И потом потрем немножко.

А затем, их пощипаем,

И ладошкой растираем,

Вы ребята молодцы!

Надо нам опять идти.

                    (Романова И.П.)                            

Дети выполняют массирующие движения за логопедом.

- Дальше отправляемся за волшебным цветком.

Снова мы пойдем.

Речь с движением. « Мы шагаем»

-Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

-Влево шаг – вправо шаг,

-Шаг вперед – шаг назад,

-Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем,

-Шаг немножко замедляем,

-Постепенно ускоряем.

-Сейчас быстро мы пойдем,

-Затем медленно идем.

-Руки вверх мы поднимаем,

-А потом их опускаем.

                          З. Репина, В. Буйко.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Шагают, высоко поднимая ноги.

Делают шаг влево, вправо,

Делают шаг назад-вперед.

Шагают.

Замедляют шаг,

Ускоряют шаг,

Шагают в быстром темпе,

Шагают в медленном темпе.

Поднимают руки,

Опускают руки.

На экране лесная полянка.

- Ребята здесь живет мудрая сова, она подскажет, где нам найти волшебный цветок.

На экране сова из мультфильма  «Вини - Пух»

- Ребята, а какие когти у совы?

- Гладим перышки, чистим перышки……

Массаж рук

Массаж спины.

Дети изображают когти совы. Напрягают пальцы рук и расслабляют их.  (выполняют несколько раз)

Массируют пальцы рук (каждый пальчик вначале на одной руке, затем – на другой))

 

Выполняют движения за логопедом: поглаживание, растирание, разминание.

Дети встают в круг, друг за другом и выполняют движения за логопедом, делая массаж спины друг другу. Логопед внимательно контролирует движения детей.

(На экране появляется картинка совы с озвучиванием)

Сова:

- Здравствуйте, ребята! Я помогу вам найти волшебный цветок, но вы должны доказать мне, что вы умные, ловкие, внимательные и сможете справиться с любыми трудностями. Вот первое задание:

  1. Разложите буквы на гласные и согласные. (2 коробки, одна красная, а другая зеленая и синяя)

Второе задание:

  1.  Посмотрите на картинке много разных букв, они правильно и неправильно написаны, обведите правильно написанные буквы.

Третье задание:

  1. У совы много друзей. Они приходят к ней в гости.

Логопед показывают картинки лесных зверей (волк, лиса, заяц, медведь, лось, олень, еж, бобер, белка).  Картинки с изображением зверей выставляются на полотно.

- Ребята, я подберу каждому зверю слова. Вы должны их запомнить,  назвать эти слова, подходящие каждому зверю. А потом

расставьте картинки на места, где они располагались.

Волк – лютый

Лиса – ловкая

Заяц – быстрый

Медведь – могучий

Еж – шустрый

Лось – высокий

Бобер – трудолюбивый

Олень – красивый

Белка – пушистая

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

 Называют прилагательные к определенному зверю.

При правильном ответе, ставят картинки на нужное место.

- Проплывают облака. Они разные, пушистые, легкие. Иногда, бывают, похожи на различных зверей.

На экране появляются облака.

( подвижная игра « Облака», силуэты)

- Вы внимательно смотрите на экран и когда увидите облако похожие на зверя, должны замереть, изображая этого зверя.

(Логопед подходит к нескольким детям, дотрагивается до ребенка) 

Бегают по залу под музыку, при остановке музыки, замирают, изображая фигуру.

Ребенок  изображает зверя в движении.

Сова:

- Какие вы молодцы! Правильно выполнили задание.

- Ребята, в лесу живут, гномы они знают, где находится волшебный цветок. Я вам даю свои перышки, они отнесут вас к домику гномов.

Дети выполняют упражнение с перышками под музыку.

На экране сказочный домик.

Игра « Ритмическое эхо»

- Ребята, посмотрите какой красивый домик. Но двери этого домика откроются только в том случае, если мы правильно повторим волшебный ритм.

 Берут колокольчики и повторяют ритм за логопедом.

____  ____ . . . ; . . . ___ ___ ; .. ___ __ .. ; ___ ___ .. ___ ___ ;

На экране появляется картинка с гномами

- В домики живут семь гномов. Они очень дружные и веселые.

На экране появляются картинки гномов и схемы массажа.

- Первый гном круглолиц    

Знаменитый он артист

 (логопед следит за правильностью выполнения массирующих движений - движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими)

-  А второй сердитый гном,  

Морщит лобик он порой.  

-  Третий любит почитать,          

Очки должен надевать.          

- А четвертый гном смешной,    

Нюхает цветы порой.

- Пятый гном здоровяк,              

Щечки алые горят.      

- А шестой поет всегда,

  Громко, звонко, без конца.    

- У седьмого борода,

 Вся кудрява и седа  

                                  ( Романова И. П.)                                                              

Под стихи  выполняют массаж лица

 ( движения выполняют за логопедом)

 Располагают  ладони обеих рук на

  области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем  проводят ладонями по волосам, опускаясь внизчерез уши и боковые поверхности ушей и плечам.

                                             

     

 Движения рук от середины лба к вискам.  

 Указательным пальцем проводят  легко от виска по краю скуловой кости и переносице, затем по бровям к вискам (очки)

Гладят  нос от переносицы к ноздрям указательным пальцами обеих рук.

                                                           

Выполняют  круговое поглаживание пальцами   по щекам.

Указательным и средним пальцами  поглаживают  губы от середины верхней  губы к  углам рта, затем от середины нижней губы к углам рта.

                                                     

Поглаживают тыльной поверхностью   пальцев от середины подбородка к ушам.

                                                         

                                                           

- Мы живем в большом доме, а гномики в маленьком домике и у них все маленькое.

  1. Скажите правильно:

Стул –

Стол –

Кровать –

Скамейка –

Шкаф –

Кресло –

Диван –

2 « Назовите правильно»

Куртка из шерсти -

Майка из хлопка –

Платок из пуха –

Рубашка из шелка

Шуба из меха –

Валенки из войлока –

Ботинки из кожи –

и тд.

Называют  образованные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Называют образованные относительные прилагательные. Согласовывают прилагательное с существительным.

- Молодцы! Вы правильно ответили!

Гномы сказали, что волшебный цветок находится у Звездной феи, на планете сказочных цветов. Мы сможем отправиться в космос на волшебном ковре. А ковер нам нужно сплести из весенних слов. Каждый из вас должен сказать одно весеннее слово (обозначающее признаки весны). Это задание мы выполняем цепочкой. Первый придумывает и называет слово, следующий повторяет предыдущее слово и называет свое слово, третий повторяет уже два сказанных слова и придумывает свое и так по всей цепочки. Так мы с вами и сплетем волшебный ковер.

Становятся полукругом и выполняют задание, называя слова, обозначающие сезонные изменения. Повторяют предыдущие названные слова в цепочке и добавляют свое.

- Вот мы сплели волшебный ковер. Садитесь, и отправляемся в звездное путешествие.

(На экране появляется изображение звездного неба с анимацией)

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Чистоговорка «Т – Т,»

- Та – та – та не страшна нам высота

 - Те – те – те летим мы на ковре  

 - Ты – ты – ты все видно с высоты          

- Ать – ать – ать полетим опять!          

Садятся на ковер, скрестив ноги.

Проговаривают слова, вместе с логопедом, и выполняют движения.

 Поднимают руки вверх,

Сжимают и разжимают пальцы.

Соединяют руки над головой в «замок» и качают ими вперед-назад.

 Приставляют ладонь к глазам.  

 Хлопают в ладоши.                                                                                                                              

Звучит музыка Сары Брайтман

На экране демонстрируется слад-шоу звездного неба.

 Упражнения на координацию движений с музыкой

 Выполняют движения под музыку со свечами  за логопедом.

 На экране появляется картинка с изображением Звездной феи. Демонстрируется слайд-шоу с анимацией: Звездная фея, Звездные  феи с цветком.

Слайд-шоу с анимацией -  волшебные цветы.

Упражнение на координацию движений « Цветок»

- Вырос цветок на волшебной поляне

Нежную голову робко поднял,  

- Ветер подул – он качнулся неловко,

 Он испугался, затрепетал  

- Ветер бутоны качает упрямо

   Вперед и назад, налево, направо.

- Ребята, вы справились со всеми сложными заданиями!  И наконец, нашли волшебный цветок!  С помощью него мы растопим снежные сугробы, и  весна сможет вступить в свои права!

             

Соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой.

Покачивают ладонями  медленно, быстро.  

 Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.                                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...