Синквейн как один из инновационных методов работы с детьми подготовительной группы
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кравченко Надежда Николаевна

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и грамотно говорить, но и мыслить.

Инновационность  данного метода – это создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать..

Синквейн (от  франц.) – означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx569.09 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн  как один из   инновационных методов работы с детьми старшегоD:\86370705.jpg

дошкольного возраста

          «Кто учится, с каждым днем увеличивает свои знания»  

(Дао де цзин)

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и грамотно говорить, но и мыслить.

Инновационность  данного метода – это создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать..

Синквейн (от  франц.) – означает «стихотворение из пяти строк».

 

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

 

Актуальность  использования  синквейна

Во-первых, это новый метод – раскрывающий творческие, интеллектуальные

и речевые возможности; развивающий критическое мышление.

Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

В-третьих – является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

В-пятых–использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется  для закрепления изученной темы.

В-шестых – имеет игровую направленность.

Его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

  •  Синквейн - игровой прием, помогает пополнять словарный запас, учит краткому пересказу, развивает речь и мышление.
  •  Сочинение  синквейна используется как  заключительное задание по пройден-ному материалу, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  •  Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (при помощи наводящих вопросов) и по определенному алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения.

Составление синквейна гармонично сочетает элементы трех основных образовательных систем:znayka.png

  • информационной
  • деятельностной
  • личностно - ориентированной 

Виды работ над синквейном

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна  для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн  на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

5. При составлении синквейнов можно  использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Правила  составления синквейна

Синквейн состоит из 5 строк.  Его форма напоминает ёлочку.

              1 слово                                                       

           2  слова

         3   слова

      4     слова

     1      слово

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно  это существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно (два) слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним.

1. Слово-предмет

2. Слова-признаки

3. Слова-действия

4. Фраза-предложение

5. Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы

Например,   1. Ромашка.
                    2. Белая, ароматная.    
                    3. Растет, завораживает, манит.
                    4. Как я люблю собирать ромашки!
                    5. Любовь!

Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке Например,   Составление синквейна по сказке  «Заюшкина избушка»

предмет

                          Зайчик                                                   Лиса

                Слабый, трусливый.                                  Хитрая, наглая.

    Плачет, боится, просит (помощи).          Выгнала, обманула, обхитрила.

                Мне жалко зайчика.                              Лиса поступила плохо.

                         Трусишка.                                                Обманщица.

http://xn----etbbrbbbjgx3byb3d.xn--p1ai/d/513282/d/Scan_20140124_141045.jpg

Петух

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Защитник.

Статью подготовила учитель-логопед  Надежда Николаевна К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием инновационного метода работы с детьми: « Путешествие по Царству Математики»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"

Оказание помощи воспитателям групп  в речевом развитии  детей с ОВЗ....