особенности общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи
Данная статья рассказывает об особенностях развития разговорной речи детей младшего дошкольного возраста и влияние воспитателя на это развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
Проблемой развития речи детей занимались многие педагоги, лингвисты, психологи. Еще Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» отмечал значимость развития речи. «Каждый язык лучше изучать не путем правил, а на практике, т. е. как можно чаще слушая, читая, перечитывая, переписывая, стараясь подражать письменно и устно» [5.,334]. Педагог подчеркивал, что развивать речь детей необходимо методом практических упражнений, заниматься разговором. Педагог XVIII века И.Г. Песталоцци в своих трудах приходит к убеждению, что у ребенка заложены способности к познанию речи. Он выделил три этапа работы над развитием речи: обучение звукам, обучение слову, обучение речи. Педагог XIX столетия К.Д. Ушинский доказывал, что необходимым условием понимания ребенком мысли является наглядность. Он писал: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово». Ушинский считал беседу с учениками эффективным методом обучения родному языку.
Особое внимание развитию речи детей уделяла в своих работах Е. И. Тихеева. Вслед за К. Д. Ушинским, Е.И. Тихеева придавала родному языку важное значение как в образовании и воспитании детей, так и в общественной жизни. Она считала, что пример речи взрослых имеет большое значение в освоении языка маленькими детьми. Одним из могущественных факторов развития речи является непринужденная беседа, а в качестве ведущей задачи педагога Е. И. Тихеева определяет правильно поставленную им речь. Тихеева разработала методику развития речи детей в стенах детского сада, обосновала необходимость и значимость речи в общем развитии дошкольника.
Развитие связной речи у ребенка стало предметом исследования многих психологов, таких как С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Д, Б. Эльконин, Л. С. Выготский. Исследования Рубинштейна и Леушиной позволили поставить ряд новых задач по развитию речи ребенка, где превалирует установка на развитие связной речи ребенка, контекстной и ситуативной. Так же, вклад в развитие разговорной речи детей внесли такие ученые XX-XXI веков как Л. М. Гурович, М. И. Лисина, В.И. Логинова, О. Н. Сомкова, Ф. А. Сохин, О.С. Ушакова, А. В. Чулкова и др. В работах этих выдающихся ученых мы сможем выделить те основания, которые позволят нам говорить о важности развития субъектных проявлений ребенка.
Одной из самых важных потребностей человека является потребность в общении. Как социальное существо, человек может понять себя и выстроить свою мировоззренческую позицию только в общении. Общение всегда предполагает наличие двух коррелирующих между собой субъектов. Это означает, что общение есть взаимная, обоюдная активность, взаимодействие между людьми. Опираясь на исследования М.И. Лисиной, можно выделить четыре характеристики общения: внимание и интерес одного субъекта к другому, эмоциональный отклик одного субъекта по отношению к другому, инициативность и стремление привлечь к себе внимание, чувствительность субъекта к отношению, которое партнер проявляет к нему и его сообщению. Так же необходимо отметить, что общение невозможно без содержания, без предмета общения. Структура общения характеризуется несколькими показателями: коммуникация, перцепция и интеракция. Коммуникация представляет собой обмен информацией, вербальной и невербальной знаковых систем. Интеракция представляет собой стиль поведения и действий, продиктованных ситуацией. Перцепция есть восприятие человека человеком, формирование представления о собеседнике и его действиях. Существует три вида мотивов общения: деловое, познавательное и личностное. Именно при личностном мотиве общение выделяется как самостоятельный вид деятельности. Выделяются и средства общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые. Они выражают, изображают и обозначают содержание общения соответственно. В первые полгода жизни главной формой общения у младенца является экспрессивно-мимическая форма, в раннем возрасте (до 3 лет) у ребенка превалирует предметно-действенная форма общения, для нее характерны игры с предметами, когда ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться предметами, взаимодействует с другими людьми по поводу предметов. Когда ребенок овладевает активной речью, появляется новый этап общения – внеситуативное общение, которое может быть познавательным, для построения собственной картины мира, и личностным. Младшему дошкольнику нужно не просто сотрудничество со взрослыми, но и его уважение, одобрение, а лучшим способом научить его чему-либо будет похвала и одобрение. Необходимо отметить, что переход от ситуативного к познавательному общению наиболее важен для развития ребенка, так как это процесс перехода от ситуативности поведения, когда у ребенка нет устойчивого соотношения мотивов, к более системному поведению, где на первый план выходят значимые для него мотивы, а не сиюминутная ситуация. На данном этапе важно помочь ребенку удерживать мотив действий, даже если он ему не очень интересен, для этого необходима ясность смысла и привлекательность результата деятельности.
Первой формой общения ребенка, которую он осваивает, является диалог со взрослыми. Ребенок познает мир, изучает окружающие его предметы и явления, для этого он прибегает к ситуативной речи, которая носит диалогический характер. Диалог есть обмен репликами между людьми, ситуативная речь привносит в диалог учет ситуации, мимики и жестов собеседника. Понять ситуативный диалог можно только исходя из контекста происходящего. Как показали исследования А.М. Леушиной, именно контекстная, связная речь лежит в основе усвоения языка в целом, помогает ребенку структурировать свои мысли и суждения, лучше разобраться в ситуации. Таким образом, мы полагаем, что развитие контекстной, внеситуативной речи, оформленной в виде разговоров и бесед, будет являться следующей ступенью развития младших дошкольников и основным ориентиром на будущее для воспитателя.
Главную роль в становлении осознанности и произвольности действий ребенка, способности управлять своими действиями, играет речь и речевое общение. Формулировка намерений дает толчок к осознанию ситуации и собственных действий. Речь является индивидуальным психическим процессом, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.
Речевое общение содержит в себе функцию сообщения (для понимания собеседником высказывания), побудительную функцию (для убеждения или побуждения собеседника к действию), экспрессивную функцию (выражение своих чувств и эмоций). Владение речью, ее понимание, является основой социализации ребенка. Это помогает ребенку приобщиться к полноценной жизни в обществе, культурному наследию. Речь является средством познания мира, ведь именно с помощью информации, представленной в форме языкового кода, мы получаем большее количество знаний. Именно речевая деятельность способствует самореализации ребенка, проявлению его самостоятельности.
Понятие связной речи было разработано в исследованиях С.Л. Рубинштейна: «Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [3]. Связная речь включает в себя владение диалогической, монологической и полилогической речью. В младшем дошкольном возрасте педагогом реализуется задача развития именно разговорной речи детей, то есть диалогической, и знание правил речевого этикета. Освоение связной речи представляет собой согласованную систему постепенного освоения ее составляющих, соответствующих возрастным возможностям детей. Таким образом, развитие диалогической разговорной речи в младшем дошкольном возрасте позволит ребенку перейти к познанию следующего уровня связной речи – к монологическому высказыванию.
В первую очередь, дети дошкольного возраста овладевают характерным для диалогической речи разговорным стилем общения. Разговорная речь характеризуется спонтанностью и непринужденностью общения между участниками, свободой выбора темы обсуждения. Задача воспитателя состоит в нахождении нужных приемов, обеспечивающих разговорное общение детей, поддерживающих их инициативность и активность. С раннего возраста начинается и воспитание культуры общения, деликатности, терпимости к суждениям других, отношения к окружающим с добрыми намерениями. Именно в разговорном общении у детей воспитывается интерес к определенным темам, восполняются пробелы в знаниях, идет освоение новых для себя форм речи. В разговорном общении появляется интерес к собеседнику.
Диалогическая речь развивается поэтапно. Сформированность у детей диалогической речи можно определить по следующим критериям: навык владения речевым этикетом, запрос информации, составление диалога, реплицирование. В связи с тем, что развитие ребенка идет индивидуально, скачкообразно и не равномерно, эти критерии рассматриваются применительно к речи каждого ребенка. Это означает, что педагог должен хорошо знать особенности речи и общения каждого ребенка и строить свой диалог с ним с ориентацией на данные особенности. Владение речевым этикетом представляет собой знание этикетных формул. Чем больше ребенок использует эти формулы на практике, тем выше уровень владения речевым этикетом. Взрослому важно не просто пользоваться штампом, но и упражнять в этом ребенка. Ввиду того, что дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать внеситуативной формой общения, они могут использовать речевой штамп лишь в конкретной определенной ситуации, не владея умением перенести штамп в не знакомую ему ситуацию. Для получения, или запроса информации важно умение задавать вопросы, используя характерные для вопроса речевые формы, эмоционально-мимические и интонационные средства. В критерий реплицирования входит анализ речевых реакций собеседника в беседе, какие виды реплик он употребляют чаще всего (ответы, сопоставления, уяснения, уточнение, возражения, оценка, подхваты, переспросы, согласие). Необходимо отметить, что диалог со взрослыми у ребенка младшего дошкольного возраста принимает вид бесед или расспросов с односторонней инициативной от взрослого.
Существует несколько методов развития диалогической речи у дошкольников: метод дедукции, подразумевающий овладение диалогическим искусством посредством целого образца диалога как некоего эталона, и, метод индукции, при котором изучать диалог начинают с отдельных элементов диалогической речи, которым является предложение или высказывание. Мы встаем на сторону исследователя А.В. Чулковой, которая предложила еще один подход в обучении диалогу – индивидуальный. Индивидуальный метод определяет единицей познания диалогическое единство, представляющее собой стимул- реакцию, то есть, не одно высказывание и не весь диалог, а лишь вопрос и ответ на него.
Большое значение в разговорной речи детей имеет развитие активного и пассивного словаря. Качественное увеличение запаса слов ребенка непосредственно связано с социальными условиями жизни и воспитания ребенка. Здесь важно отмечать рост не только словарного запаса слов, но и понимания значений слов. Именно этот критерий развития речи носит сугубо индивидуальный характер. Что касается грамматически правильного построения предложения, то ребенок, находясь в сенситивном периоде развития языковых навыков, использует свое языковое чутье и подражает взрослому в его манере построения фраз. Поэтому педагогу необходимо учитывать важность его грамматики при общении с ребенком. Так же, в речевом развитии ребенка немаловажную роль играет фонематический слух ребенка, усвоение звукосодержания слова.
Чурсина Ю.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.
с использованием образовательных технологий: -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение); -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...
Особенности образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с программой «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительно...
Буклет консультация для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Буклет консультация для воспитателей и родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения «...
«Особенности проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
laquo;Особенности проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...
Особенности проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Презентация опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...
Приемы общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Приемы общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....
Особенности общение воспитателя с детьми раннего дошкольного возраста
Общение воспитателя с детьми раннего дошкольного возраста...