Рекомендации для родителей по закреплению и введению поставленных звуков в самостоятельную речь детей.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Постановка звуков достаточно длительный по времени процесс, требующий приложения усилий нескольких сторон: логопеда, ребенка и родителя. Закрепление поставленных звуков, может оказаться делом не менее затратным по временным показателям. Давайте более подробно остановимся на закреплении звука на материале слов.

1. Утрированно произносим прорабатываемый звук. Повторяем слова по одному.

2. Повторяем слова из речевого материала парами, а затем тройками. Это задание также направлено на расширение объема слухоречевой памяти и внимания.

3. С заданными словами играем в игру-шутку "Ответь одним словом". Кроме закрепления звука мы прорабатываем грамматику.

Мы просим ребенка отвечать одним выбранным словом на все вопросы взрослого.

1 Без чего ты не можешь прожить и дня?

2 На чем ты любишь кататься?

3 Что ты ел на завтрак?

4 Чем ты обычно рисуешь?

5 О чем ты видел сегодня сон?

4. Можно посчитать слово от 1 до 10. Например, одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д.

5. Составляем предложение с двумя заданными словами на отрабатываемый звук.

6. Уточняем значение всех встречающихся слов, объясняем новые слова.

 

Конечно, можно воспользоваться и готовыми печатными изданиями. Но приведенные выше задания также достаточно глубоки по своей сути. 

Рекомендую книгу О.А. Новиковской " Логопедическая грамматика для детей 4 -6 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ: 👍🏻

1. «Магазин» 

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие. 

2. «Пары слов» 

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. 

3. «Восстанови пропущенное слово» 

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку. 

4. «Рыба, птица, зверь» 

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя. 

5. «Повтори и продолжи» 

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое. 

6. «Запомни нужные слова» 

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п. 

7. «Зашифруй предложение» 

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. 
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз. 

8. «Пиктограмма» 

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ. 

9 «Придумай, как запомнить слова» 

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. 
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча. 

10. «Стенограф» 

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать: 
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа; 
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе; 
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе. 

11. «Цепочка ассоциаций» 

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала. 

Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»

Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи.  Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...

Рекомендации для родителей по закреплению с детьми темы «Звук и буква [щ]».

Рекомендации для родителей по закреплению с детьми темы «Звук и буква  [щ]»....

Методические рекомендации для родителей на тему: "Как поддерживать активность и воспитывать самостоятельность у детей раннего возраста"

Данные рекомендации психолога адресованы родителям  тех детей, которые еще только осваивают навыки самостоятельности (ранний возраст). Родителям даны практические рекомендации, а также предложены...

Методическая разработка "Закрепление правильного произношения поставленных звуков дома"

Закрепляем правильное произношение поставленных звуков домаНаступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, п...

Консультация для родителей. Воспитание самоконтроля, при введении поставленных звуков в активную речь ребенка, путём контроля со стороны взрослых!

Консультация для родителей ребенка с ТНР, о воспитании у ребенка самоконтроля за звукопроизношением в активной речи....

Правила введения поставленного звука в речь ребенка

В документе рассмотрены особенности введения поставленного звука в речь ребенка. Представленные советы помогут родителям более эффективно проводить логопедическую работу дома....