Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и Козел", старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи Пересказ сказки "Лиса и козел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пересказ сказки Лиса и Козел16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи у детей старшей группы «Пересказ сказки лиса и козел»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел»

2. Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

3. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

4. Закреплять у детей умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений, расширять и активизировать словарь детей.

5. Совершенствовать навыки словообразования. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

6. Формировать у детей представление о доброте, честности. Воспитывать отрицательное отношение к хитрости, лживости.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова из текста сказки: «колодец», «зазевалась», «горюет», «коли хочешь», «насилу», «ложь».

Предварительная работа:

Разбор пословицы

«Речи как мед, а дела как полынь»

Игры-«Перехвали», «Скажи по - другому»

Организационный момент:

«Глаза смотрят и все видят,

Уши слушают и все слышат,

Ноги и руки не мешают, а помогают.

Поднятая рука- это сигнал о том,

Что вы знаете и готовы сказать….

А голова думает…

Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и научимся ее пересказывать. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что – то новое и интересное.

Название сказки вы отгадаете если найдете из предложенных вам картинок «мишени»

Собака, корова, лиса, кошка-лиса, волк, медведь, козел, заяц-козел. (Лиса т. к все слова обозначают домашних животных, а лиса дикое животное. Козел -потому, что все слова обозначают диких животных, а козел – домашнее животное).

Повторите выделенные вами слова- лиса, козел.

Сказка называется «Лиса и козел»

Подготовка к восприятию текста.

Назовите сказки в которых вам встречалась лиса- «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Лиса и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк» и др.

Есть и другие сказки с которыми вам предстоит познакомиться. Ребята давайте нарисуем полный, словесный портрет лисы. Ведь лиса всегда разная. Какая бывает лиса? Хитрая, коварная, злая, добрая, любящая, умная, рыжая, и др. Ребята, а как можно сказать про лису, если у нее длинный хвост? Значит - лиса -какая? Длиннохвостая.

-острый глаз- остроглазая

острый нос – остроносая

пушистый хвост- пушистохвостая

быстрые ноги – быстроногая

Сейчас мы с вами прослушиваем сказку «Лиса и козел» и подумайте, какая же лиса в этой сказке?

Чтение сказки.

Как называется сказка?

Какой показана лиса?

Можно ли сказать, что она хитрая? Почему?

Как лиса обращалась к козлу сначала, а как потом?

Как она его называла?

Какой в сказке козел?

Почему вы думаете,что он такой?

(Ответы детей)

Молодцы, много подобрали слов, нарисовали полный, словесный портрет героев сказки.

Ребята, давайте вспомним, с чего началась сказка?

«Бежала лиса, на ворон зазевалась -и упала в колодец» .

А что такое колодец?

Укрепленная бревнами или досками узкая, глубокая яма откуда черпают воду.

Ребята, объясните как вы понимаете эти выражения из сказки?

«на ворон зазевалась» - загляделась на ворон

«лиса горюет» - печалилась

«коли хочешь» -если захочешь

«вон из колодца» - выйти

«насилу отыскали» - с трудом

Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.

Ребята, а если бы вы очутились в сказке, что бы вы услышали (как лиса разговаривала с козлом)

Каким голосом лиса говорила?

(ласковым, нежным, мягким)

Вспомните слова лиса, произнесите их так,чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.

«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? .(сердито, громко, грубо, гневно) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.

«Эй борода ты дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.

А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.

Молодцы! Смогли показать характер лисы.

А чем закончилась сказка?

«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его да за рога вытащили».

Физ. минутка

Послушайте сказку еще раз, потом вы будите ее рассказывать.

Слушаем внимательно и запоминаем.

Повторное чтение.

Ребята, кто готов рассказать сказку «Лиса и козел»

- Саша у нас будет рассказчиком, Он расскажет нам сказку с помощью картин. Саша будь внимателен, рассказывай по порядку и передай голосом характер лисы (рассказывание сказки с опорой на картинки) .

-А сейчас, ребята, вы будите артистами. Маша будет исполнять роль лисички, а Алеша будет исполнять роль- козла. Маша постарайся передать голос лисы в начале и в конце сказки.

Анализ рассказа

Кто из рассказчиков понравился вам больше? Почему?

Соблюдался ли порядок событий в сказке?

Смогли ли показать голос лисы сначала наши артисты, в конце?

Разбор морали.

Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово- ложь? (неправда)

Значит сказка- это неправда, придуманные события.

А слово намек- указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок- совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей)

Потому что лиса не честная, обманчивая она обманула козла и он чуть не пропал.

А козел недогадливый, глупый, он поверил лисе.

Чему нас научила сказка? Не обманывать. Значит не надо всегда верить.

Мы с вами познакомились с сказкой «Лиса и козел» скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему?

Речи -сладкие, а дела – горькие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по развитие речи с нетрадиционной деятельностью в старшей группе на тему "Страна волшебников".

Конспект занятия по развитие речи в старшей группе с нетрадицинной деятельностью....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Беседа об осени»

конспект к занятию по развитию речи в старшей груупе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим (старшая группа) на тему:"Путешествие на автобусе"

Йомгаклау шөгыле “Автобуста сәяхәт”Зурлар төркеме  Юнәлеш: танып-белү-сөйләм үсеше.Төп белем бирү өлкәсе: танып-белү.Кулланылган  әдәбият:  “Туган телдә сөйләшәбез” З.М.Зарипова, “Балач...

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшой группе. «Путешествие в зимний лес»

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», «Познание – ФЭМП», «Физическая культура».Задачи: *«Коммуникация» - развивать речевое дыхание-...