Коррекция произвольных движений у детей 4-5 лет, страдающих невротическим заиканием
статья по развитию речи

Шутова Анна Ивановна

Хочу поделиться статьёй учителя-логопеда Антонец Н.В., в которой она предлагает план проведения логоритмических занятий с детьми с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_proizvolnyh_dvizheniy.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция произвольных движений у детей 4-5 лет, страдающих невротическим заиканием

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания  у дошкольников и служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане распределения психофизической нагрузки по следующей схеме.
1.Ритмическая разминка.
2.Музыкально-ритмические упражнения:
- упражнения для развития основных сторон внимания;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения для развития чувства темпа и ритма;
- упражнения для развития координации движений;
- упражнения на координацию речи с движением.
3. Слушание музыки.
4. Пение.
5. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
6.Упражнения  для  развития речевых и мимических движений.
7. Игра.
8. Заключительная ходьба под музыку.

Конспект занятия

Ритмическая разминка.

Цель: воспитание координации движений, формирование навыков движения в коллективе, ориентировки в пространстве.

Ходьба по кругу в колонну по одному под марш. Бег. Подскоки. Ходьба на носках и на пятках. Далее дети идут обычным шагом, перестраиваются в пары и расходятся в две колонны. Становятся в две линейки друг против друга.

Упражнения «Будь внимателен».

Цель: воспитание основных сторон внимания, формирование осознанного восприятия собственных движений.

Дети под музыку на 2/4 приседают и встают. Далее дети, стоящие в одной линейке, приседают, а дети, стоящие в другой, стоят. И наоборот.

Упражнения с мячом.

Цель: воспитание свободы действий, вербализация движений.

1.Детям, стоящим в одной линейке, раздаются мячи. Все дети говорят:
Мяч веселый, мяч цветной
Поиграй скорей со мной.
На первую часть музыки дети подбрасывают мяч вверх двумя руками (2 раза), на вторую часть катят по полу тому, кто стоит напротив. Дети, стоящие в другой линейке, ловят мячи. Затем бросают об пол (2 раза) и катят стоящему напротив (муз. Вальс Ф. Шуберт).
Движения соединяются с речевым текстом:
Мячик выше (2 раза)
По полу покатим мяч,
Мячик об пол (2 раза)
По полу покатим мяч.

2. Дети образуют круг. Бросают мяч соседу, называют его имя. Далее бросают мяч об пол в другую сторону.
Вопросы педагога:
- Что у тебя в руках?
- Какого цвета мяч?
- Какой формы мяч?
(Ответы детей с учетом уровня свободной  речи).
Далее дети меняются местами и вспоминают, кому кидали мяч.

Упражнение «Жуки».

Цель: устранение напряженности, скованности движений.
Дети:
Жук? Жук? Где твой дом?
Под зеленым под кустом.
На первую, тихую часть музыки дети легко бегают по залу, руки напряжены и отведены назад. На вторую, громкую часть музыки вращают расслабленными руками. С концом музыки «уронить» туловище (муз. «Венгерская народная мелодия».

Упражнения на восприятие одинаковых ритмов.

Цель: развитие чувства темпа и ритма.
- Девочка шла  по лесу и увидела избушку. На двери этой избушки висел волшебный барабан. В него надо ударить вот так:___ ___ _ _ _ и дверь откроется.
(Дети ударяют палочками в барабан).
-В избушке игрушки заводные. Кукла начала танцевать: ___ ___ _ _ _ (Пятка-носок , три раза протопать).
Клоуны грозят друг другу пальцем: ___ ___ _ _ _ (Дети выполняют движения).
А заводной петух хлопает крыльями: ___ ___ _ _ _ (Два взмаха руками и три хлопка).

Слушание музыки.

Цель: создание  нужного фона настроения, формирование умения различать настроение музыки.
«Клоуны» Д.Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении.
Пение Цель: коррекция темпа речи, нормализация дыхания
«Самолет». Муз. М. Магиденко.
«Веселая дудочка» Муз. М. Красева.
Проговаривание текста песен по 2 и 4 строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков.

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

 Цель: развитие точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема.
1.Надуть щеки.
2.Вытянуть губы «У», «О».
3.Улыбнуться «И».
4.Поднять брови «Ой!» (удивиться).
5.Плотно закрыть глаза.
6.Вдохнуть и произнести на одном выдохе: «За-зо-зу-зы»
Упражнения для развития тонких движений.

 Цель: формирование координации, силы тонких движений.
1.Сжимать и разжимать пальцы обоих рук «Фонарики».
2.Соединить пальцы правой и левой рук «Здравствуй, пальчик».
3.«Барабанщики». Дети ударяют палец о палец и произносят слова:
Мы играем очень громко в барабан, в барабан,
Нас услышат все ребята тут и там, тут и там.

Игра «Лиса и зайцы»

 Цель: воспитание ловкости, сообразительности, быстроты реакции.
Дети сидят на тульях по кругу («зайцы»). Вне круга ставится стульчик (дом «лисы»). Дети закрывают глаза, логопед обходит круг и тот до кого он дотронется,  становится «лисой». Далее дети должны три раза  сказать сначала  тихо, потом громче (3 раза):
Хитрая лиса, где ты, покажись,
Хитрая  лиса, поиграй снами, покружись.
«Лиса» выходит и говорит:
Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню; не отпущу.
Далее дети («зайцы») под музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а «лиса» их ловит.

Под марш спокойного характера дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...

Ритм и коррекциия движений у детей с заиканием.

Ритм и координация движений у детей с заиканием. В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических форм...

Ритм и коррекциия движений у детей с заиканием.

Ритм и координация движений у детей с заиканием. В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических форм...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

"КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР"

Младшие дошкольники еще находятся во власти предметной ситуации и их действиями управляют попавшиеся под руку предметы. Ребенок, который бежит то за камушками, то за листиками, то за кошкой, действует...