Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста для коррекции произвольности и внимания
консультация
Предварительный просмотр:
Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста для коррекции произвольности, и внимания.
Одна из главных проблем в процессе развития детей дошколят — это
неусидчивость, не способность фокусировать длительное время свое
внимание.. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать
внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс
обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не
может запомнить необходимую информацию. Умение сосредоточить своё
внимание играет огромную роль. Поэтому особенно важно использовать
возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним
из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же
важно, как и обучать чтению и письму.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте.
Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или
внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо
объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то
одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения
огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек
не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую
главную и нужную информацию.
Зеваки.
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение
умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются,
хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не
успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться
синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно
изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)
Молчу - шепчу – кричу.
Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости
речи и поведения.
Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с
определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например,
когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом
и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во
время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы
поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать,
зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или
"шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим
занятиям.
Говори по сигналу.
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу,
а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки
или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали
оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему
обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы
можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д.
Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные
цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом
расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах,
привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете
ему обратить внимание на свое "я".
Слушай команду.
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне
друг за другом. Вне-запно музыка прекращается. Все останавливаются,
слушают произнесенную шепотом команду ве-дущего (например: «Положите
правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит
музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение
спокойных движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и
выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия
расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на
другой, более спокойный вид деятельности
Слушай хлопки.
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном
направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны
остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны)
или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие
должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в
стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие
возобновляют ходьбу.
Расставь посты.
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать
внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир,
который выбирает на-правление движения. Как только командир хлопнет в
ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все
остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом,
командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по
кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны
передвигаться бесшумно.
Расскажем и покажем.
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.
Дети выполняют движения под рифмовку.
Руку правую – на плечо
Руку левую – на бочок
Руки в стороны, руки вниз
И направо повернись
Руку левую – на плечо
Руку правую – на бочок
Руки верх, руки вниз
И налево повернись
Упражнение повторяется несколько раз
Повторение ритма.
Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной
активности.
Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок
должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми
глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают
вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»
Прошепчи ответ.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку,
пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда
поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори».
Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:
Какое сейчас время года?
Как называется наш город?
Как называется детеныш коровы?
Сколько лап у собаки?
Какие дни в недели выходные? И.т.д.
Невидящий - неслышащий
Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности
Ведущий дает команду: «Невидящий» - дети выполняют движения только по
словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» - дети выполняют
задание только по показу.
Схвати предмет.
Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и
торможения.
Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки
по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий
называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно
схватить предмет.
Копна – Тропинка – Кочки.
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до
тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит:
«Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи
впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к
центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети
приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто
быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки.
Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество
поощрительных очков.
Рояль.
Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция
импульсивности, сплочение группы
Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а
правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой
стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая
скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй
раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный. Упражнение лучше
выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.
Кулак – ладонь – ребро.
Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной
координации, коррекция импульсивности.
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки,
ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем
взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое.
Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Пол – нос – потолок.
Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания
Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает
на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а
затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети
должны быть внимательными и не ошибаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Подборка стихотворений для детей старшего дошкольного возраста на зимнюю тематику.
Зима — это всегда отличное время для любого творчества. Стихи про зиму для детей 6-7 лет помогут ребенку удачно выступить на утренниках и скрасят домашние вечера, наполнив семейную атмосферу особым ую...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...
Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...
СЦЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОПЯТЬ ДВОЙКА" ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СЦЕНКУ НА ВЫПУСКНОЙ УТРЕННИК В ДЕТСКОМ САДУ, УЧИТСЯ БЫСТРО И ЛЕГКО, А ГЛАВНОЕ НРАВИТСЯ ДЕТЯМ.
Сценка на выпускной «Опять двойка» Звучи песня фильм, фильм, фильм Режиссер – как же снять фильм? Великий фильм ! О чем же он будет? А! Точно! О школе! И называться будет ...
Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логиче...
ПОДБОРКА СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ДО 7 ЛЕТ
Лексическая тема «Весна»...