«Экскурсия в музей русского быта».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экскурсия в музей русского быта». Старший дошкольный возраст. | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
«Экскурсия в музей русского быта».
Старший дошкольный возраст.
Тема: Экскурсия в музей.
Цель :
-познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)
Задачи :
Образовательные:
-познакомить детей с историей и культурой русского народа;
Развивающие:
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, доброту и любовь к близким, уважение к старшим.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей предметов быта.
Воспитатель и дети проходят в музей русской избы.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)
- А почему он так назван? (ответы детей)
- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т. е. использовали их в быту.
- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)
- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.
- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».
- Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)
- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.
-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.
В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Русская печь – царица дома» говорили люди.
Воспитатель подходит к печи, обращаясь к ней ,произносит:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)
- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.
- Во многих русских народных сказках упоминается печь.
- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)
- Правильно «Колобок» в котором дед с бабкой и испекли себе Колобка, «Гуси – лебеди» - печь прячет девушку и её братца от птиц . «По щучьему веленью», Емеля ездил на печи к царю». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.
Воспитатель:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.
Дети рассматривают чугунок.
- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.
- В нём и кашу варили и картошку.
Воспитатель:
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.
-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).
Воспитатель:
В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
- Это делали с помощью ухвата.
Воспитатель:
Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.
Воспитатель:
А вот ещё одна загадка про верного помощника:
Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.
Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. Она нужна, чтобы ворошить угли в печи.
Дети рассматривают кочергу.
Воспитатель:
Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Дети рассматривают коромысло.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Воспитатель:
Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Воспитатель:
Котя, котенька, коток,
Котя - серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Нашево Димушку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Кусок пирога
И кувшинчик молока.
Воспитатель: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.
Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Воспитатель: отгадайте «Для чего нужны?»
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга).
Воспитатель: -Напоследок хочу вам загадать еще одну загадку.
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!
(Баранка).
-Я приготовила для вас угощение. Баранки – традиционное русское изделие из теста.
Вот мы вернемся с вами в сад и выпьем чай с баранками.
Воспитатель: Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-музей русского быта
выоаыволдаывдлаыварывдлаывдлоаолывалдоыв...
Презентация "Экскурсия в музей русского костюма"
Презентация "Экскурсия в музей русского костюма"...
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Музей русского быта "Русская изба"
Музей русского быта "Русская изба"...
Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".
Формирование представлений о жизни и быте русского народа....
Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".
Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры....
Экскурсия по музею Русской избы: знакомство с Русской печью
Конспект содержит материал для знакомства с мини-музеем крестьянского быта....