Развивающая игра «Реши ребус» Речевое развитие (для детей общеразвивающей направленности 6 -7 лет)
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение, зашифрованное в виде отдельных изображений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_reshi_rebus.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовск, Тамбовская обл.
Развивающая игра «Реши ребус»
Речевое развитие
(для детей общеразвивающей направленности 6 -7 лет)
Пояснительная записка
Актуальность
Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение, зашифрованное в виде отдельных изображений.
Дети очень любят разгадывать разнообразные загадки. И это не только весёлое, но и очень полезное занятие, развивающее маленького человека, включая его образное и логическое мышление. Кстати, разгадывать их интересно не только детям, но и взрослым. Даже если это обычные шифр, тексты с картинками. Так что подобное совместное времяпровождение может постепенно превратиться в прекрасную семейную традицию.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, не всегда удается обеспечить в процессе ООД. Этому должна служить организация систематической работы в свободное от занятий время. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких игр у детей происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.
Если вы заинтересовались ребусами, то, скорее всего, знаете преимущества этих логических задачек. Ребусы помогают развивать логическое и творческое мышление, нестандартное виденье изображений, увеличивают словарный запас, они развивают память, сообразительность, скорость мышления, умение ориентироваться в ситуации и применять уже полученные знания.
Чтобы научить ребенка 6-7 лет, как правильно решать задания, для начала объясните ему правила. Не нужно настаивать, чтобы он запомнил все сразу. Лучше за день объяснять одно-два и подкреплять тематическими заданиями.
Основные правила решения ребусов
Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.
Что значит перевернутая запятая в начале или конце?
Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).
Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?
Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее к слову в начале и в конце
Что означают цифры в ребусах?
Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).
Что означает плюс, знак «равно»?
Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».
Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?
Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).
Расположение букв на картинке и предлоги
Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».
Предмет на картинке нарисован вверх ногами? Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот. Короткие слова дети 6-7 лет вполне могут перевернуть в уме
Цель: Научить детей решать ребусы.
Задачи: - Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами,
которые употребляются при их составлении.
- Выучить алгоритм решения ребусов.
- Развивать умения пользоваться логическими приёмами: сравнение,
обобщение, классификация;
- Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного
мышления;
- Умение развивать концентрацию внимания.
- Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески
мыслить.
- Отработать умения решать ребусы.
Виды детской деятельности: Речевое развитие, познавательное развитие.
Результаты реализуемой игры у детей: Дети научились разгадывать ребусы.
Рекомендации:
Играют 1-4 ребенка. Детям предлагаются карточки (которые они выбирают по желанию) на которых изображены картинки-ребусы. На карточке спряталось слово. Его надо составить, т. е. решить ребус и найти карточку с ответом. Кто первым решит ребус и правильно подберет картинку с ответом, тот ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, у которого больше фишек.
Игры ребусы я использую для закрепления в свободной деятельности и индивидуальной работе с дошкольниками. Данное пособие можно использовать как для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...
Театрализованная игра-как средство речевого развития у детей
Виды театрализованныйх игр, система работы по театрализованной игре....
«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...
"Развивающие игры как основной фактор развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Экспериментально - авторская разработка...
Конспект НОД игры-занятия по речевому развитию для детей 5-го, 6-го года жизни на тему: «Научу обуваться и братца».
Обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РЕШИ РЕБУС"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РЕШИ РЕБУС". СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу «Весна»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу«Весна»...