Развивающая игра «Реши ребус» Речевое развитие (для детей общеразвивающей направленности 6 -7 лет)
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Бирюкова Ольга Алексеевна

Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение, зашифрованное в виде отдельных изображений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_reshi_rebus.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовск,  Тамбовская обл.

Развивающая игра «Реши ребус»

Речевое развитие

(для детей общеразвивающей направленности  6 -7 лет)

Пояснительная записка

Актуальность

Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение, зашифрованное в виде отдельных изображений.

Дети очень любят разгадывать разнообразные загадки. И это не только весёлое, но и очень полезное занятие, развивающее маленького человека, включая его образное и логическое мышление. Кстати, разгадывать их интересно не только детям, но и взрослым. Даже если это обычные шифр, тексты с картинками. Так что подобное совместное времяпровождение может постепенно превратиться в прекрасную семейную традицию.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, не всегда удается обеспечить в процессе ООД. Этому должна служить организация систематической работы в свободное от занятий время. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких игр у детей происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

Если вы заинтересовались ребусами, то, скорее всего, знаете преимущества этих логических задачек. Ребусы помогают развивать логическое и творческое мышление, нестандартное виденье изображений, увеличивают словарный запас, они развивают память, сообразительность, скорость мышления, умение ориентироваться в ситуации и применять уже полученные знания.

Чтобы научить ребенка 6-7 лет, как правильно решать задания, для начала объясните ему правила. Не нужно настаивать, чтобы он запомнил все сразу. Лучше за день объяснять одно-два и подкреплять тематическими заданиями.

Основные правила решения ребусов

Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.

Что значит перевернутая запятая в начале или конце?

Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).

Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?

Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее к слову в начале и в конце

Что означают цифры в ребусах?

Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).

Что означает плюс, знак «равно»?

Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».

Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?

Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).

Расположение букв на картинке и предлоги

Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».

Предмет на картинке нарисован вверх ногами? Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот. Короткие слова дети 6-7 лет вполне могут перевернуть в уме

Цель: Научить детей решать  ребусы.

Задачи: - Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами,

                 которые употребляются при их составлении.

     - Выучить алгоритм решения ребусов.

     - Развивать умения пользоваться логическими приёмами: сравнение,

      обобщение, классификация;

     - Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного

       мышления;

     - Умение развивать концентрацию внимания.

     - Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески

       мыслить.

     - Отработать умения решать ребусы.

Виды детской деятельности: Речевое развитие, познавательное развитие.

Результаты реализуемой игры у детей: Дети научились разгадывать ребусы.

Рекомендации:

Играют 1-4 ребенка. Детям предлагаются карточки (которые они выбирают по желанию) на которых изображены картинки-ребусы. На карточке спряталось слово. Его надо составить, т. е. решить ребус и найти карточку с ответом. Кто  первым решит ребус и правильно подберет картинку с ответом, тот ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, у которого больше фишек.

Игры ребусы я использую для закрепления в свободной деятельности и индивидуальной работе с дошкольниками. Данное пособие можно использовать как для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Театрализованная игра-как средство речевого развития у детей

Виды театрализованныйх игр, система работы по театрализованной игре....

«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...

Конспект НОД игры-занятия по речевому развитию для детей 5-го, 6-го года жизни на тему: «Научу обуваться и братца».

Обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РЕШИ РЕБУС"

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РЕШИ РЕБУС". СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу «Весна»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет Составление творческого рассказа по коллажу«Весна»...