Презентация: Развитие фонематического слуха в режимных моментах у дошкольников подготовительной группы.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие фонематического слуха в режимных моментах у дошкольников подготовительной группы.
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие- это залог
успешного овладения навыком чтения и письма».
Д.Б. Эльконин
Актуальность.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда.
Фонематический слух- это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Другими словами, фонематический слух – это способность различать звуки родного языка, отличать мягкие от твердых, глухие от звонких, свистящие от шипящих. Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество. Следовательно, фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии сохранного фонематического слуха.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха:Развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, формирование осознанного отношения к звуковой структуре слов......
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие- это залог успешного овладения навыком чтения и письма». Д.Б. Эльконин Актуальность. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда.
Фонематический слух- это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Другими словами, фонематический слух – это способность различать звуки родного языка, отличать мягкие от твердых, глухие от звонких, свистящие от шипящих. Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество. Следовательно, фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии сохранного фонематического слуха.
Структура фонематического слуха: Фонематическое восприятие (узнавание и различение фонем); Фонематический анализ и синтез (определение количества звуков в слове, позиционного положения каждого звука, составление из заданных звуков слов); Фонематические представления (усвоение фонематических закономерностей языка, распознавание правильно произнесенных слов);
Цель упражнений на развитие фонематического слуха : Развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, формирование осознанного отношения к звуковой структуре слов. .
Работу по формированию фонематического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим этапам: Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
1 этап- «Узнавание неречевых звуков». Игра 1: « Угадай музыкальный инструмент » . Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Игра 2. «Что я сделала?»
Игра 3: «Найди пару». Цель: Развитие фонематического восприятия, умение дифференцировать неречевые звуки, выделять предметы одинаковые по звучанию, развитие слуховой памяти.
Игра 3: «Похлопаем», «Отстучи ритм». Цель : Развитие чувства ритма. Воспроизведение ритмического рисунка по словесной инструкции.
2 этап- «Различие одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру». Игра 4: «Угадай кто позвал?». Цель: Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Игра 5. «Чей голос звучал?». Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Игра 6: «Послушай и скажи какой медведь говорил?». Цель: Развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
3 этап- «Различие слов, близких по звуковому составу». Игра 7. «Хлопни в ладоши если произнесу слово не правильно». Цель: Тренировать детей выделять из ряда искаженных слов нужное. вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом бумага — пумага — тумага — пумака — бумака собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка корабль – корябль – колябль – колабль – коябль
Игра 8: «Верно не верно». Цель: Выделять на слух правильно произнесённое слово. Ребенок должен поднять – зеленый кружок если услышит правильное название того, что изображено на картинке, если неправильное- красный кружок.
Игра 9. «Подбери слово в рифму». Цель: Развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувство ритма.
4 этап- «Воспроизведение и дифференциация слогов». Упражнение 10: «Покажи кружок когда услышишь лишний слог». ка – ка – га – ка на – ма – на – на па – па – па – та да – ла – ла – ла ра – та – ра – ра ба – ба – га – ба тя – ла – тя – тя хи – ки – хи – хи жа – жа – жа – жу ды – ры – ры – ры
Упражнение 11: «Слушай и повторяй слоги как можно точнее» (рот воспитателя закрыт экраном). да – та – да са – ша – са жа – ша – жа ра – ла – ра ба – па – ба за – са – за ча – тя – ча га – ка – га ца – са – ца ща – ча – ща та – да – та ша – са – ша ша – жа – ша ла – ра – ла па – ба – па са – за – са тя – ча – тя ка - га – ка са – ца – са ча – ща – ча
5 этап- «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения». Упражнение 12. «Покажи картинку когда услышишь соответствующий звук». Девочка плачет: « А-а-а-аа-аа-а ». Мышонок смеется: « И-и-ии-ии ». Медведь сердится: « Э-э-э-э-э-э-э ». Волк зовет другого волка: « У-у-у-у-у ». Лось трубит в лесу: « О-о-о-о-о-о ». Штангист подгимает штангу: « Ы-ы-ы-ы-ы ».
»
Упражнение 13: «Хлопни когда услышишь нужный звук». [ а ] у а э и ы э у а о и ы и о а и э а [ у ] э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и [ и ] а ы э и у а ы э и о у а и э и а о Упражнение 14: «Присесть когда услышишь гласный звук». Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.
Упражнение 16: «Слушай внимательно и повторяй». ао – уа – аи – ио аиу – иао – уао – оиы аоуи – иуоа – иыоу – аэуо Упражнение 15: «Хлопни когда услышишь один из согласных звуков в звуковом потоке». А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.
6 этап- «Развитие навыков элементарного звукового анализа». Упражнение 17: «Покажи столько кружков сколько звуков назову». а а у у а у о а у и о а ы а у и о э о у а и а у о у и э у о
Упражнение 18: «Назови первый звук в слове».
Упражнение 19: «Назови первый и последний звук в слове».
Упражнение 20: «Найди место звука в слове».
Упражнение 21: «Какая буква потерялась?».
Игра 22: «Слоговое лото». Цель: Посчитай количество слогов в слове.
Игра 23: «Он, она, оно, они». Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода.
ЛЛл Литература: 1. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». 2 .Ткаченко Т.А. «В первый класс- без дефектов речи». 3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». 4. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». 5. Нищева Н. В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях». 7. Назарова Е.В. «Тетрадь- тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет».
» Благодарю за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Конспект режимного момента прогулки в подготовительной группе «В поисках сокровищ».
Сюжет прогулки построен на поисках сокровищ пиратов. Дети двигаясь по карте к сокровищам, выполняют задания на развитие логического мышления....
Конспект режимного момента "Обед" в подготовительной группе
Конспект режимного момента "Обед" в подготовительной группе...
Конспект НОД по режимному моменту «Прогулка» в подготовительной группе. Тема: «Урожай».
Конспект НОД по режимному моменту «Прогулка» в подготовительной группе.Тема: «Урожай»....
КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР
В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...
Презентация "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Консультация для воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха у дошкольников...