"Волшебный сундучок Деда Грамотея"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему: "Волшебный сундучок Деда Грамотея" Цель: закрепление и обобщение пройденного материала. Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.Закрепить умение делить слово на слоги, знание гласные и согласные звуки.Составлять предложение с заданным словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itog_zanyatiya_po_obucheniyu_gram.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Цель: закрепление и обобщение пройденного материала.
Задачи:
Обучающие: учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги. Продолжать согласовывать существительные с притяжательными прилагательными.
Развивающие: развивать интонационную выразительность.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нем борток,
Есть колесики и шинки
У игрушечной.
(Машинки)
Дети: это машинки! Надо искать там, где у нас машинки!
(Воспитатель приносит ключ с полки с машинками)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете
говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с
изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается?
А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков?
Дети: буквы мы видим, а звуки слышим.
Воспитатель: скажите, а что такое предложение?
Дети: это слова, которые дружат между собой.
Воспитатель: ребята, кто составит мне предложение из 2,3 слов со словом МАК. (Мак распустился. Я восхищаюсь маками. Заалели красные маки и тд)
Скажите пожалуйста, что обозначает каждая полоска в предложении?
Дети: слово.
Воспитатель: что ставим в конце предложения и что это обозначает?
Дети: точку, предложение окончено.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание/
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед
Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова.
Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
Ответ: Кукла (Дети достают ключ, он находится на полке с куклами)
Задание №3.
Воспитатель: вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и
побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала
громко звать подруг: Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та – ша, Ва – ля!.
Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки,
подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физкультминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну
загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: правильно! И ключ находится, где у нас лежат карандаши.
Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? - медвежья
-Ухо чье? - медвежье
-У зайца лапы чьи? - заячьи
-У лисы хвост чей? - лисий
-У ежа иголки чьи? - ежиные
-У волка голова чья? - волчья
-Ухо чье? - волчье
-Спина чья? - волчья
-У оленя рога чьи? - оленьи
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка,
листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать,
постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.
Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!
Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....
Волшебный сундучок Деда Грамотея
Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...
Волшебный сундучок Деда Грамотея
Конспект НОД...
Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...
Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...