Рекомендации по использованию литературы в младшем дошкольном возрасте для развития речи
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка для воспитателей младших групп по использованию современной литературы в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech._teoriya.doc | 177.5 КБ |
rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_literatury_i_posobiy.doc | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51
комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Рекомендации по использованию
литературы в младшем дошкольном возрасте
для развития речи»
Подготовила учитель – логопед
Намекунг Фометио М.А.
Санкт – Петербург
Требования к подбору наглядности для детей дошкольного возраста
Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются нагляднодейственное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление).
В детском саду используются различные виды наглядности:
естественная (реальные предметы, растения, животные),
картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.),
объемная наглядность (модели, муляжи),
аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
графическая (схемы, чертежи),
экспериментальная (элементарные опыты).
Требования к наглядности:
должна реально отражать окружающую действительность,
соответствовать уровню развития детей,
быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Условно весь наглядный материал разделяется на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т.д.; широко используется словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.
В каждый возрастной период качество восприятия наглядности во многом зависит от качества предъявляемого стимульного материала. Чем младше ребенок, тем актуальнее для его восприятия выделение и опознание единичных, хорошо различимых и находящихся на близком расстоянии объектов.
Для детей до 3х лет картинки надо подбирать с учетом следующих требований: предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона, отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи не менее 5 см. При
работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от рассматриваемого объекта на расстоянии 0,5 1 м.
Подбирая объекты для рассматривания для детей 3 – 5 лет педагогу следует обратить внимание на размер и четкость предметного изображения. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются
требования к композиционному построению: изображение нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для рассматривания вблизи должна быть не менее 10 - 15 см, необходимо использовать подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на
расстоянии не менее 30 - 35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.
Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
• много говорить самому;
• следить за темпом речи (речь педагога должна быть неторопливой, размеренной);
• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;
• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;
• не ругать ребенка в присутствии других детей.
Высокий уровень речевого развития | Достаточный уровень развития речи | Средний уровень развития речи | Низкий уровень развития речи |
выполняют предложенные задания самостоятельно, без помощи взрослого; | при выполнении заданий иногда нуждаются в помощи взрослого(повтор заданий); | нуждаются в постоянной помощи взрослого (многократные повторы задания, стимулирующая помощь, одобрение); | не выполняют больше половины заданий, отказываются от выполнения при возникающих трудностях; |
точно понимают обращенную к ним речь; | обращенную речь понимают, задания выполняют точно, но требуется некоторое время на обдумывание словесной инструкции | ||
выполняют задание соответственно инструкции; | |||
знают функциональное назначение предметов, изображенных на картинках | недостаточно знают функциональное назначение предметов; | ||
понимают простые предлоги; | предлоги понимают, но требуется повтор задания; | Большинство предлогов не понимают | не знают предлогов, не определяют цвета; |
могут определить по картинке, где изображен один предмет, а где несколько; | могут определить, сколько предметов изображено на картинке «один — много», но не конкретизируют: «стул — стулья»; | затрудняются показать, где один, а где много предметов; | |
обладают высоким уровнем сформированности фонематического слуха; | Обладают средним уровнем сформированности фонематического слуха; | имеют недостаточно сформированное фонематическое восприятие; | Фонематическое восприятие не сформировано |
имеют хорошо развитые глагольный и предметный словари; | из 15 предметных картинок могут точно назвать 8—11; глаголы знают недостаточно хорошо, путают их; | владеют предметным словарем ниже возрастной нормы; | часто применяют жесты; |
знают основные цвета и определяют признаки предмета (большой — маленький); | |||
достаточно точно произносят слова различной слоговой структуры; | воспроизводят слова замедленно, даже послогово, но правильно; | неточно воспроизводят слоговые структуры, переставляя, заменяя, пропуская слоги, звуки; | |
умеют отвечать на вопросы полной фразой, грамматически правильно строят предложения, | владеют активной речью на уровне простой фразы; отвечают простыми словами и фразами; | имеют недостаточно развитую активную речь , используют отдельные слова, простые фразы; | говорят малопонятно, аграмматично |
самостоятельно рассказывают стихотворения. | стихотворение рассказывают сами, но с единичными подсказками, иногда с многочисленными искажениями. | при рассказывании стихотворения самостоятельно только заканчивают предложения. | самостоятельно не могут рассказать стихотворение; |
Рекомендации по использованию литературы
Методическая литература | Громова, Кабушко, Соломатина: Занятия по развитию речи детей 3-4 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО Издательство: Сфера, 2018 г. |
Развитие речи в детском саду Гербова Валентина Викторовна Издательство Мозаика-Синтез | |
Ирина Батова: Живое слово как основа развития речи дошкольников. Декабрь-февраль. 3-4 года. ФГОС Издательство: Учитель, 2018 г. | |
Арушанова, Иванкова, Рычагова: Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет. Методическое пособие Издательство: Сфера, 2014 г. | |
Романович, Стефанова: Речевая мозаика. Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет. ФГОС Издательство: Учитель, 2019 г. | |
Наталья Додокина: НОД. Речевое развитие. Младшая группа (3-4 года). Январь-май. 72 карты ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2018 г. | |
Оксана Ушакова: Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС Издательство: Сфера, 2017 г. | |
Наталия Стефанова: Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. ФГОС ДО Издательство: Учитель, 2019 г. | |
Валентина Гербова: Учусь говорить. Пособие для детей 3-4 лет Издательство: Просвещение, 2011 г. | |
Наталия Нищева: Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки. 2-3 года. Выпуск 6. ФГОС Издательство: Детство-Пресс, 2018 г. | |
Наталия Нищева: Обучение детей пересказу по опорным картинкам. 3-5 лет. Выпуск 5. ФГОС Издательство: Детство-Пресс, 2018 г. | |
Юлия Разумовская: Развитие речи. 3-4 года. ФГОС Издательство: Феникс-Премьер, 2017 г. | |
Татьяна Ткаченко: Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша Издательство: Эксмо, 2013 г. | |
"Развиваем речь. 3-4 года (+DVD)" Издательство: Рид Групп, 2011 г. | |
Ольга Новиковская: Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 2-4 лет Издательство: Корона-Принт, 2018 г. | |
Ольга Земцова: Развиваем речь. 3-4 года Издательство: Махаон, 2016 г. | |
Елена Ульева: Развитие речи. Развивающие задания. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет Издательство: Вакоша, 2019 г. | |
Марина Султанова: Нескучные уроки. Развитие речи для детей 3-4 лет Издательство: Хатбер, 2015 г. | |
Художественная литература | Елена Колесникова: Литературные тексты для детей 2-3 лет. Потешки. Прибаутки. Стихи. Загадки. Сказки. ФГОС ДО Издательство: Ювента, 2016 г. |
Колобок. Сравнение, величина. Для детей 2-4 лет Издательство: Карапуз, 2017 г. | |
Маршак, Михалков, Остер: Сказки в картинках В. Сутеева Издательство: Малыш, 2016 г. | |
Григорий Остер: Котёнок по имени Гав. Развитие речи. 3-4 года Издательство: АСТ, 2016 г. | |
Радлов, Хармс, Дилакторская: Рассказы в картинках Издательство: Мелик-Пашаев, 2017 г. | |
Нина Федосова: Слушаю. Смотрю. Рассказываю. Пособие для детей 3-4 лет Издательство: Просвещение, 2017 г. | |
Тамара Ломбина: Рассказы в картинках. Добукварик | |
Рабочие тетради | Марина Кузьмина: Развитие речи. Игры с глаголами Издательство: Хатбер, 2015 г. |
Марина Кузьмина: Развитие речи. Противоположности Издательство: Хатбер, 2014 г. | |
Марина Кузьмина: Игры с прилагательными Издательство: Хатбер, 2015 г. | |
Марина Кузьмина: Тесты по развитию речи для детей 3-4 лет Издательство: Хатбер, 2014 г. | |
Вениамин Мёдов: Говорим правильно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС ДО Издательство: Вако, 2015 г. | |
Оксана Шмелева: Развиваем интеллект. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС Издательство: Вако, 2018 г. | |
Оксана Ушакова: Говори правильно. Тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет Издательство: БИНОМ ДЕТСТВА, 2018 г. | |
Наборы карточек | Созонова, Куцина: От слова фразе. Глаголы. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (для детей 3-7 лет) Издательство: Литур, 2018 г. |
Куцина, Созонова: Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие Издательство: Литур, 2016 г. | |
Набор занимательных карточек для дошколят. Котёнок | |
Я учу предлоги. Разрезные карточки Карякина О. | |
Рассказы в картинках. 3-10 лет | |
"Сказки в картинках. 3-10 лет" Издательство: Лерман, 2012 г. | |
Набор карточек Карточки Домана для детей 0-3 лет | |
Набор карточек "Короткие стихи" | |
Карточки С Веселыми Заданиями. Развиваем Воображение И Речь 4+ | |
Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 1. ФГОС ДО Издательство: Сфера, 2017 г. | |
Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 2. ФГОС ДО Издательство: Сфера, 2017 г. | |
Громова, Кабушко, Соломатина: Беседы по картинкам. Развитие речи детей 3-4 лет. Часть 3. ФГОС ДО Издательство: Сфера, 2017 г. | |
Владимир Сутеев: Собери картинку! Лучшие сказки (20 карточек) Издательство: Малыш, 2017 г. | |
Самуил Маршак: Собери картинку! Любимые сказки (20 карточек) Издательство: Малыш, 2017 г. | |
Найди и покажи. Виммельбух | Попова, Рами: Найди и покажи. Веселые животные Издательство: Клевер Медиа Групп, 2018 г. |
Тьерри Лаваль: Найди и покажи. В доме Издательство: Клевер Медиа Групп, 2017 г. | |
Людмила Доманская: Техника и транспорт Автор: Доманская Людмила Васильевна Издательство: АСТ, 2016 г. | |
Словарь в картинках | Ирина Дурова: Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека Издательство: Школьная пресса, 2015 г. |
Весна в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей Издательство: Гном, 2016 г. | |
Тематический словарь в картинках. Азбука действий. Кто что делает? Издательство: Школьная книга, 2017 г. | |
Кордье, Тьери: Мама, что это? Словарь в картинках Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. | |
Чуковский, Сутеев: Расскажи сказки по картинкам Издательство: Малыш, 2018 г. | |
Наталия Нищева: Картотека предметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь) Издательство: Детство-Пресс, 2013 г. | |
Барановская, Доманская: 5000 картинок, которые можно рассматривать целый год Издательство: АСТ, 2018 г. | |
Настольные игры | Волшебный театр. Горшочек каши. Приключения трех поросят |
Умные кубики. Уши, лапы и хвосты. 50 игр для развития интеллекта., АЙРИС-пресс | |
Развитие речи. Обучающая игра. 24 карточки Издательство: Хатбер, 2018 г. | |
Мультфонарик |
Сайты для приобретения: http://multfonarik.ru
https://mersibo.ru – компьютерные игры
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к проведению и планированию занятий по развитию речи для воспитателей детских дошкольных учреждений
1.Организационный момент2.Артикуляционная гимнастика3.Повтор пройденного материала4.Ознакомление с новым материалом (игра, беседа и т.д.)5.Физ. минутка6.Дыхательное упражнение7.Пальчиковая гимнастика8...
Рекомендации для родителей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Не для кого н...
презентация "Потешки для детей младшего дошкольного возраста" (развитие речи)
подборка потешек для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста", "Развитие речи"
laquo;Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
Методическая рекомендация для педагогов и родителей на тему развития речи у детей дошкольного возраста....
Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»
В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...