Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Синквейн для детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи
Практические рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Синквейн для детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn_dlya_doshkolnikov.docx | 61.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад № 79"
Воспитатель группы "Сказка" Шарапова. Е.В.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
"СИНКВЕЙН ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Существуют определенные правила написания синквейна.
Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Первая строка синквейна – (одно слово) заголовок, тема.
Существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь.
Вторая строка – (два слова) прилагательные.
Описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка - (три слова) глаголы или деепричастия.
Описывают действия предмета.
Четвёртая строка – (четыре слова) словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов. Отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – (одно слово) существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.
Личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения)
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями:
«слово-предмет»,
«слово-определение»,
«слово-действие»,
«слово-ассоциация»,
«предложение», введение символов этих слов.
Формы организации образовательного процесса:
1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .
2. Словесные игры и упражнения
«Кто это? Что это? »,
«Отгадай загадки»,
«Узнай по описанию»,
«Скажи, какой? какая? какое? какие? »,
«Подбери признаки»,
«Кто что делает? »...
Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
3. Дидактические игры
«Найди пару»,
«Кто что делает? »,
«Слова с противоположным значением»...
Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».
4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).
5. Игры малой подвижности
«У Маланьи, у старушки»,
«Что мы делаем – не скажем»,
«Живые слова»...
6. Мультимедийные презентации. Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями:
«слов-предметов»,
«слов-определений»,
«слов-действий»,
«слов-ассоциаций»,
схемой предложения.
II этап – основной (январь – май первого года обучения)
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
III этап практический (до конца второго года обучения).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Пример составленного ребенком синквейна об осени:
«Осень. Веселая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Красивое время года. Красавица! »
На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна?
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.
Выводы:
Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ КОНСТРУКТОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Для успешного овладения детьми игровой строительной технологией и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создавать дома и в групповых комнатах детского са...
Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР...
рекомендации для родителей "Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста"
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении....
Рекомендации для родителей по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
В рекомендациях даётся определение понятию "безопасность", советы по решению задач воспитания безопасного поведения, предлагаются темы для обсуждения с детьми, представлена литература по теме....
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Практические рекомендации для родителей "Как предупредить плоскостопие у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у дошкольников...
Консультация для родителей "Не бойся, я с тобой!" Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции страхов у детей....