Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация по теме

Таран Оксана Викторовна

 Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР

 Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Учёные установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми дома и в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: доски Сегена, «Волшебный шнурочек» . Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. Необходимо регулярно проводить работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей.

Использование упражнений, пальчиковых игр позволяет: - регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; - совершенствовать внимание, память; -облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; - установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

 При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

 5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп.

Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми.

     Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время  подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский.  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышл...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

При подготовке детей к школе необходимо обращать внимание, не только на чтение и счет, но и на развитие мелкой моторики. Ведь именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются ни...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму, поэтому  в данной консультации п...

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

Рекомендации для родителей : "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, памяти, мышления. Также мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на развитие всего органи...