Методические разработки
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
- Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей.
- Дидактическая игра "Фрукты и овощи".
- Дидактическая игра "Нозови одним словом"
- Мастер - класс Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
- Дидактическая игра "Расположи животных по цыклу"
- Дидактическая игра "Убери лишних животных"
- Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш ».
- Презентация ООД "Путешествие на остров сокровищ".
- Литературная викторина "По дорогам сказок"
- Презентация логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.
-Артикуляционная гимнастика.
- Конспект индивидуального занятия "Кто в домике живет?"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1. « Собери в корзинку только овощи». Задание 2 . «Собери в вазу только фрукты». Задание 3. Варим овощной суп. («Что понадобится для овощного супа?»)
Задание 1
Задание 2.
ЧТО ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ОВОЩНОГО СУПА? Задание 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назови одним словом
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед,
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,
с. Дульдурга, Дульдургинский район,
Забайкальский край,
Цель мастер – класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы и использованию палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
3. Рефлексия.
Формировать умение активного общения, по внедрению игровой технологии использованию палочек Кюизенера в коррекционной работе педагогов с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Оборудование: столы, мультимедийная установка, презентация, Раздаточный материал: наборы объемные палочки Кюизенера.
Ход мастер - класса
Теоретическая часть
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей.[1]
Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика) речи. Таким образом, ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем с детьми с ОНР «чистом» виде, то есть с сохранным интеллектом.[2]
К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т.А. Ткачева, Р.Н. Лалаева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.[3]
Имея детей с нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, мы предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891 - 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Счётные палочки Кюизенера являются не только многофункциональным математическим пособием, но и способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, конструкторских способностей. Методика Кюизенера – универсальна, поэтому она очень актуальна при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность, позволяют детям быстрее усвоить понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Работая с данными палочками, дети одновременно выполняют различные речевые задания: составление предложений; называние частей предмета (активизация словаря); согласование существительных с количественными числительными (одна оса, две осы, пять ос); согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; автоматизация поставленных звуков и их дифференциация (повторение заданного слога столько раз, сколько выложено палочек); формирование навыков произношения слов сложной слоговой структуры (снеговик, экскаватор); выкладывание схем, предложений; конструирование букв по образцу; отстукивание и выкладывание различных ритмов; развитие связной речи (составление описательных и сюжетных рассказов). Использование цветных счётных палочек Кюизенера на логопедических занятиях, индивидуальной работе с детьми способствуют повышению интереса у детей, предлагаемый материал усваивается быстрее и лучше.
Имея детей с нарушениями речи и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, мы предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.
В процессе работы нами были разработаны варианты логопедических игр и упражнении с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- закрепление навыков словоизменения;
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия и внимания памяти;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие чувства ритма;
- развитие мыслительных операций;
- профилактика нарушений письма и чтения.
Практическая часть.
В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением палочек Кюизенера. Я сейчас вам предлагаю поиграть и для этого нужно разделиться на две команды, выбрать нужно вам камушек синий или красный. Команда красных старший возраст, синих подготовительная группа.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера.
1) Игровое упражнение «Повтори за мной»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма отработка слоговых структур различных типов.
Описание игры: логопед выкладывает перед играющим столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».
СА - СА - САНИ
СА - СА - СА - САПОГИ
2) Игровое упражнение «Посчитай слоги»
Цель: учить определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я назвала».
3) Игровое упражнение «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»
Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе игр и упражнении с палочками Кюизенера способствует:
-развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
-формированию умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Рефлексия: Предлагается педагогам, разработать игру по теме: «Дикие и домашние животные» в старшей и подготовительной к школе группе.
Вывод: В ходе реализации системы работы у детей значительно повышается уровень развития, а именно:
- происходит развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими;
-коррекция речевой функциональной системы и психических процессов.
Для получения результатов была проведена диагностика речевого развития детей группы за 2021 - 2022 учебный год.
Уровни: высокий, средний, низкий
Начало года: 26%,74%, 0%
Середина года: 45%, 55%, 0%
Конец года: 50%, 50%, 0%
Таким образом, развивая способности детей, используя современные технологии, мы способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; развивает творческие способности, помогает утвердить чувство уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Проблемы, с которыми сталкиваемся вовремя работы:
Финансовые ресурсы: требуются материальные затраты методического обеспечения, курсовая подготовка педагогов и специалистов.
Факторы препятствующие, нерегулярное посещение занятий детьми.
Литература
1.Журбина О.А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.-Ростов н/Д: Феникс,2007.
2. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице. - СПб, "Невская жемчужина", 2002г.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников - СПб, "Детство-Пресс", 2004г.
4.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс,2004.
6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д.,2000.
7. Образовательная социальная сеть nsportal.ru >palochek-kyuizenera
Интернет-ресурс: http://www.corvet-igra.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правило игры: Расположить животных по порядку их следования в восточном календаре. Цель игры: Создать для ребенка условия для обобщения знаний о цикле животных по восточному календарю. Данная интерактивная дидактическая игра предназначена для детей 5-7 лет. Может использоваться в образовательной деятельности для закрепления знаний о культуре бурятского народа. Аннотация к игре:
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расположи животных по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правило игры: Убрать кликом животных, не относящихся к циклу животных восточного к алендаря. Цель игры: Создать для ребенка условия для обобщения знаний о цикле животных по восточному календарю. Данная интерактивная дидактическая игра предназначена для детей 5-7 лет. Может использоваться в образовательной деятельности для закрепления знаний о культуре бурятского народа. Аннотация к игре:
Убери лишних животных
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
« Звук Ш ».
Учитель-логопед Максимова Н.Г.
Тема: «Звук Ш».
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование у детей представлений о согласных звуках, совершенствование фонематического восприятия и произношения согласных фонем,
- развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза слова, определение количества слогов и позиции согласного звука в слове, усвоение основных лексико-грамматических категорий русского языка,
- расширение словарного запаса, тренинг в публичных ответах и выступлениях, развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: Синий домик, индивидуальные наборы зрительных символов, карандаши, индивидуальные карты, схема характеристики согласного звука, таблица « Звук Ш», звуковые домики, тетради.
Ход занятия.
I.Организационный этап.
Повторение: назвать гласные, затем - согласные звуки по зрительным символам, объяснить, почему они так называются.
II.Этап обучения с использованием наглядного материала.
1.Сообщение темы занятия.
Психогимнастика.
-У вас в руках надувной шарик. Покажите, какой он большой. Подул сильный ветер, шарик вырвался из ваших рук и улетел. Покажите, как он летит. Вот шарик зацепился за ветку и лопнул. Воздух вырвался из шарика. Произнесите звук, который вы услышите.
2. Характеристика звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на тактильный контроль и схему характеристики согласного звука.
-Язык не хочет пускать воздух, он поднялся вверх, к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы тоже закрыли проход воздуху, между ними осталась только маленькая щелочка. А воздух все равно прорвал преграду и шипит от радости, да так сильно , что губы вытянулись вперед.
Звук Ш- согласный, глухой, всегда твердый.
Обозначение зрительным символом, помещение в Синий замок.
3.Работа по таблице « Звук Ш »- определение позиции звука Ш при помощи звуковых домиков.
4.Игра: « Кто внимательный?» - Ш (С, Ж , Щ) в словах -поднять зрительный символ:
ШАПКА, ЖУК, ШУБА, ЩЕТКА, САНКИ, ШУМ, ШАР, ЖАБА, и т. д.
5. Чтение слоговой таблицы (см. прил. 1).
6. Выкладывание слов из зрительных символов, преобразование, изменение:
ШУТ-ШУМ-ДУШ-УШИ- КАША-МАША-МЫШКА (см. прил. 2).
Разложить слово МЫШКА в звуковые домики, определить количество звуков и слогов. Повторить правило.
Одновременно образовывать форму существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Р. п. мн. ч.
7. Игровое упражнение : « Повтори, не ошибись» - проговаривание чистоговорок (дети, затем- мамы):
Шапка да шубка-вот наш мишутка.
У нашего мишки в мешке большие шишки.
Кошка на окошке, а мышонок в плошке.
Мышка на кадушке, а пшено в кормушке.
Шляпа на макушке, а сережка в ушке.
У Маши лепешка, на лепешке мошка.
Маленький Мишка наступил на шишку.
Кушал Паша шоколад, пил шипучий лимонад.
8.Динамическая пауза.
Шапка шерстяная, наверху помпон,
(Изобразить шапку и помпон).
Круглый, словно мячик, и пушистый он.
(Круглый мячик).
Есть еще у шапки отворот цветной,
(Показать отворот «ушей» у шапки).
В этой шапке можно бегать и зимой.
(Бегут).
Бабушка вязала шапку не спеша,
(«Вяжут» спицами).
Шапка шерстяная вышла хороша.
(Руки на поясе, а затем показать на воображаемую шапку).
9. Анализ предложения, запись схемы в тетрадь, наращивание с опорой на сюжетную картинку.
Кошка ловит мышку.
_____________________________
______ _________ _________
10. Игра: «Кто больше?»
Прослушивание сказки А. Барто « Медвежонок - невежа».
Соревнование: мамы называют все слова со звуком Ж, дети - со звуком Ш. Словарная работа: невежа ( невоспитанный). Какие поступки должен совершать медвежонок, чтобы стать воспитанным.
III.Итог, оценка деятельности детей.
Литература:
Т. А. Ткаченко « Звуковой анализ и синтез». Издательство
« Книголюб», 2008г.
О. С. Гомзяк « Говорим правильно в 5-6 лет». Издательство « ГНОМ и Д», 2009г.
А. Барто «Стихи для самых маленьких». Москва, 2005г.
Приложение 1.
Приложение 2.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»
Литературная викторина
« По дорогам сказок »
старший дошкольный возраст
Составили: учитель-логопед Максимова Н.Г.,
воспитатель Самбуева В.Д.
Цель: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, развивать артикуляцию и дикцию, выразительность жестов, мимики, добиваться пластического изображения походки героев пьесы, совершенствовать элементы актерского мастерства, прививать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
1.Поощрять желание детей искать способы решения проблемных ситуаций.
2.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2.Развивать умение составлять целое из частей, используя анализ и синтез.
Воспитательные:
1.Воспитывать качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
2.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных, играх развивающего характера.
Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, листы ватмана и фломастеры, два ведра, два веника, грамоты, медальки, муз. центр, мультимедийное сопровождение.
Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию.
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би-ба-бо, настольного театра. Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.
4.Экскурсия в библиотеку.
Используемые технологии.
1. Технология сотрудничества – развивать умение правильно анализировать и делать выводы, формулировать и задавать вопросы, умение ценить свой труд и своих партнеров, умение общаться со своими сверстниками.
2. Игровая технология. Развивающие игры на развитие внимания, памяти, речи, и творческих способностей.
3. ИКТ. Использование мультимедийного сопровождения.
4. Здоровьесберегающая технология. Выполнение подвижных игр соревновательного характера для снятия напряжения и повышения работоспособности воспитанников в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности.
Ход викторины
Звучит грамзапись. Дети, под музыку входят в зал.
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои:
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина, или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.
Первая команда это группа: «Искорки», давайте поприветствуем их,
Вторая группа это группа: «Фантазеры», давайте их поприветствуем.
Ведущий: Уважаемые игроки, правило игры:
– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.
– Итак, начнем!
Ведущий: представляем, жюри:
Марина Владимировна – старший воспитатель;
Галина Александровна - воспитатель;
Звучит музыка: (из мультфильма ) Появляется Баба-Яга
Ведущий: Здравствуй Баба – Яга. Ты зачем пожаловала к нам?
Баба-Яга: Здравствуйте дети. Услышала, что у вас тут про сказки говорят, и решила к вам в гости заглянуть, первое наперво хочу, проверить хорошо ли вы знаете сказки, придумала тут вот вам задания:
Баба-Яга: Задание 1. “Ушки на макушке” (мультимедийное сопровождение)
(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
1. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею.
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
4. На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
5. Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
6. Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Ведущий:
– Молодцы! Справились с заданием, давайте послушаем жюри.
Задание 2. Эстафета “Юный художник”
Баба-Яга: – Мы убедились, что сказки вы знаете.
-А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как.
Команды строятся в 2 колонны.
Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
Ведущий:
– Молодцы! Справились с заданием, давайте послушаем жюри.
– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.
Ведущий: Следующий конкурс:
Задание 3: «Покажи сказку»
Каждая команда должна будет показать свою сказку, Первая команда показывает сказку, вторая команда должна угадать, потом меняются.
(Дети вытягивают жребий с названием сказки, которую им предстоит показать, выбирают атрибуты к ней, разложенные на столе).
Ведущий:
– Молодцы! Справились с заданием, давайте послушаем жюри.
Ведущий: Баба – Яга, что ты загрустила.
Баба-Яга: Да так, что – то грустно стало, колобок, колобок, а про меня забыли.
Я между прочим главная во все сказках, да, да.
Ведущий:
Ребята, а вы знаете, в каких сказках живет Баба – Яга? (дети называют сказки)
Баба-Яга: Молодцы, как хорошо вы знаете сказки, а за это я с вами поиграю.
Задание 4: Игра - эстафета “Полёт Бабы-Яги”
Ведущий:
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.
Ведущий:
– Молодцы!
– А сейчас жюри нам скажет, кто оказался быстрее, какая команда самая ловкая, самая дружная.
Ведущий: Задание 5: “Собери сказку”
– Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал вам письма, а в них очень много картинок, из них нужно собрать одну большую картинку и назвать сказку.
Ведущий:
– Молодцы! Справились с заданием, давайте послушаем жюри.
Ведущий: Задание 5: «Угадай-ка»
1.Какую песенку пел Колобок?
2.Что пела коза своим козлятам?
1.Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
2.Что приговаривала, курочка Ряба, деду и бабе?
1.Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
2.Что спрашивали звери в сказке: «Теремок» прежде чем войти туда?
Баба-Яга:
-Ой, какие умные детки, а вы смелые, сильные?
Сейчас проверим.
Баба-Яга: Задание 6. Эстафета “Змей-Горыныч”
– Кому не знакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает движение, причем участники, стоявшие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминая движения крыльями. Добежав до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам связываются до начала эстафеты.
Баба-Яга: Ребята вы такие смелые и умелые, такие умные дети , знаете много сказок и за это я всех вас награждаю медалями «знатоки сказок» Вручает детям медаль «Знатоки сказок», поздравляет детей.
Ведущий:
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.
Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша викторина «В мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.
Награждение команд.
(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р.
Цель:
коррекционно-развивающие
-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;
-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;
-развитие кинестетической основы организации движений;
-формирование адекватных фонематических представлений
коррекционно-образовательные:
-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
коррекционно-воспитательные:
-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.
Оборудование:
артикуляционный профиль звука Р; индивидуальное зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки; лист с изображением узора
Ход занятия:
- Орг.момент
Сегодня для занятия нам необходимо: профиль артикуляции, комплексы артикуляционной гимнастики, и появился новый предмет – логопедический зонд, он похож на палочку, и будет твоей волшебной палочкой, он оживит твой язычок, заставит его работать.
Игра «Повтори, не ошибись»
Кот-ток-кот
Сок – ток – сок
Лоб – нос- лоб
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
Упражнение для выработки напора воздуха
Инструкция:
«Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы»:
- шепотом («Фырканье лошади») до 5 раз
- с включением голоса («Тпрр..»)
Упражнение для языка
Инструкция:
«Каждое упражнение выполняй четко, медленно, под счет от 1 до 8»
- Язык широко распластать и просунуть между зубами.
Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык.
Язык и губы при этом не напряжены,
ладонью руки, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
2. «Лошадка»
Инструкция:
«Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и пощелкай кончиком языка.
Щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал бы вниз. Нижняя челюсть неподвижна».
С переменным темпом
- Быстро (под счет от 1 до 8)
- медленно
3. «Барабанщики»
Инструкция:
«Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д» (до 5 раз)
. 4. «Болтушка»
Инструкция:
«Высунутый широкий язык на звуке А быстро «болтается» сначала»
- между губами,
- между зубами
- за альвеолами
Произносим одноударный Р в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру» с форсированным произнесением последнего слога.
Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной.
3. Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р
Логопед : «Я произносит звук, а ты посмотри на мою артикуляцию и ответь какие органы работали при его произнесении»
(ученик дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль)
- Кончик языка поднят к альвеолам,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.
- губы открыты
- зубы разомкнуты
- на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха
- звук – звонкий
4. Физминутка
Игра «Слушай и повтори»
На звук А – хлопнуть в ладоши,
На звук У – закрыть глаза ладонями
На звук И – улыбка.
Материал: у,а,и,а,а,у,и,а,
5. Постановка звука Р в два этапа:
1 этап
Ставится фрикативный звук Р без вибрации от протяжно произносимого звука Ж без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).
Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.
2 этап
С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.
6. Развитие звукового анализа
Игра «Звуковая мозаика»
Перед ребенком жетоны – оранжевые, голубые.
Инструкция:
«Если слово оканчивается звуком Р, клади оранжевый жетон. Если звуком Л– голубой
Слова: запер, пол, пар, гнал, бугор, бежал, забор, , мухомор, стул, набор
7. Развитие кинестетической основы организации движений .
Инструкция: «На планшете продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки»
8. Итог занятия:
Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)
Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р]
Наталья Перцевая
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р]
ЦЕЛИ
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воз
душной струи.
• Учить правильно произносить звук [р] с механической по
мощью.
• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.
• Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
• Упражнять в правильном употреблении падежных форм
имен существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: Игрушка «Медвежонок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением, моторной лодки, дятла, рак, сом, щука, карась, лещ,
ракушки)
сюжетная картинка с изображением животных зайца, белки, лисы, лося, волка); счетные палочки
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на прогулку в лес тебя приглашает маленький медвежонок. Он учится рычать.
Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи медвежонку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
2. Артикуляционная гимнастика.
А)Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Б) Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»
Красить комнаты пора-
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
Давай немного погуляем вместе с медвежонком.
3. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
Медвежонок прислушался и побежал к высокому дереву, а там:
Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д).
Произнеси быстро длинный ряд: «д-д-д-д».
В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Медвежонок захотел пить и привел нас к реке. Посмотри-ка, по реке плывет моторная лодка и громко-громко тарахтит. Покажи медвежонку, как работает мотор у лодки, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р.
Ребенок выполняет.
4. Наш мишка смотрит в воду, он хочет узнать, кто живет в реке? Покажи ему только те картинки,
в названии которых слышится звук [р].
Логопед поочередно предлагает ребенку картинки — и проговаривает ряд слов: Ребенок должен взять картинку, которую логопед сопровождает словом со звуком [р]. (рак, сом, щука, карась, лещ,
ракушки)
5. Побежал медвежонок дальше.
Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью).
Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит? (сюжетная картинка «волк, заяц, лиса, белка, лось в лесу»)
Покажи пальчиком и назови это животное. Конечно, это волк рычит, потому что ему нужно перейти на другую сторону реки, а мостика нет.
Ребенок выкладывает мостик из счетных палочек.
Перешел волк речку и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
6. Ходит медвежонок по полянке, животных рассматривает. Постоял около. лося, посмотрел на. белку, потрогал. зайца, подумал о. волке, подбежал к. лисе.
Мишку хвосты интересуют. У него хвост медвежий, а у лисы,
зайца, волка, чей хвост?
Ребенок образует притяжательные прилагательные.
7. Тут раздалось в лесу сердитое рычание мамы медвежонка. Как ее зовут? (медведица).
Как рычала медведица? (постановка звука [р] с механической помощью).
И от неожиданности мишка тоже зарычал. Покажи, как он это сделал? (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Обрадовался медвежонок, что теперь сам может рычать, и побежал похвастать перед мамой.
8. Итог занятия.
Логопед: И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]»
Веста Реброва
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]»
Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап.
Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с].
Задачи:
1. развивать умение удерживать губы в улыбке;
2. развивать умение округлять губы;
3. вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным;
4. развивать умение удерживать кончик языка за нижними зубами;
5. развивать фонематический слух;
6. развивать мелкую моторику.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Выделение звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
4. Шнуровка «Корабль».
5. Итог занятия.
Оборудование: зеркало, шнуровка «Корабль».
Ход занятия.
Этапы занятия
Деятельность логопеда Деятельность ребенка Время
1. Орг. момент. Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол. Рассказывает о том, что сегодня будет очень интересное занятие. Ребенок входит в кабинет садится за стол. Внимательно слушает логопеда. 1 мин
2. Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение повторяется 5 раз, логопед следит за правильностью их выполнения.
1. «Заборчик».
- Сначала давай поиграем с нашим ротиком. Выполним разные упражнения. Давай?
- Тогда мы с тобой сомкнем зубки, красиво улыбнемся. Верхние и нижние зубы у нас должны быть видны. Вот так.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
- Смотри в зеркало. Ты правильно делаешь?
2. «Рупор».
- Хорошо. А теперь мы с тобой сомкнем зубки, губки округлим и немного вытянем вперед, как при произнесении звука [о]. Верхние и нижние зубы у нас видны. Смотри, как делаю я. Логопед демонстрирует правильное выполнение.
3. «Лопатка».
- Умничка. А теперь положи широкий язычок на нижнюю губку. Он у нас должен быть как лопатка.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
- Молодец. Держи так язычок, а я посчитаю до 10.
4. «Почистим зубы».
- Маша, а давай научим наш язычок чистить зубки?
- Тогда открой ротик, улыбнись. Кончиком язычка погладь нижние зубки. Вот так.
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
5. «Накажем непослушный язычок».
- Но язычок нас иногда не слушается, правда? Давай мы его накажем! Мы с тобой улыбнемся, приоткроем рот, положим язычок на нижнюю губку и будем пошлепывать его губами, произнося «пя-пя-пя».
Логопед демонстрирует правильное выполнение.
- Хорошо. А теперь держи так язычок, а я посчитаю до 5.
- Молодец. Теперь до 10 посчитаю.
Маша внимательно слушает, наблюдает за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.
- Да.
Маша выполняет упражнение «Заборчик».
- Да.
Ребенок выполняет упражнение «Рупор».
Маша выполняет упражнение «Лопатка».
- Да.
Ребенок выполняет упражнение «Почистим зубы».
Маша выполняет упражнение «Накажем непослушный язычок».
5 мин
3. Выделение звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Поймай звук».
- Маша, давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?
- Тогда слушай внимательно - [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с].
Далее - аналогичное задание со слогами, а затем словами.
Слоги, которые произносит логопед – ла, со, ро, су, па, су, сы, ба.
Слова, произносимые специалистом – мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
- Да.
При произнесении логопедом звука [с], ребенок хлопает в ладоши.
Маша выполняет задание. 3 мин
4. Шнуровка «Корабль».
Логопед предлагает ребенку шнуровку.
- Ты когда-нибудь играла в такую игру?
- Она называется Шнуровка. Смотри, как в нее нужно играть.
Логопед демонстрирует правильное выполнение задание.
- Поняла?
- Тогда теперь сделай также сама.
Логопед при необходимости оказывает ребенку помощь.
- Нет.
- Да.
Ребенок выполняет задание.
5 мин
5. итог занятия
Логопед подводит итог и прощается с Машей до следующего занятия.
- Маша, ты молодец. Мне очень понравилось, как ты сегодня занималась. А что тебе больше всего понравилось?
- Хорошо. Спасибо за работу. До свиданья.
- Шнуровка.
- До свиданья.
1 мин
15 мин
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р].
Анна Проскурина
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р].
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р].
Цель: постановка звука [Р].
Задачи:
– формирование правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах и словах;
– развитие арт. моторики;
– развитие фонематического слуха;
– развитие мелкой моторики;
– развитие памяти, внимания.
– развитие произвольной регуляции.
Тип занятия: индивидуальное.
Оборудование: картинный материал.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Иголочка», «Улыбка», «Катушка», «Желобок». «Маляр», «Лошадка», «Дятел», «Сдуй жука», «Загнать мяч в ворота».
3. Постановка звука. Изолированное произношение.
Используется приём постановки звука от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык должен касаться альвеол. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, палец под языком.
Как рычит лев? Как работает трактор?
4. Развитие фонематического слуха (закрепление звука в слогах: повтори слоги; хлопни когда услышишь звук [Р]);
хлопни: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
повтори: ра-ра-ра; ры-ры-ры; ро-ро-ро; ру-ру-ру.
хлопни: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР.
5. Физминутка «Делай то,что слышишь, а не то, что видишь».
Руки на пояс. (руки за голову). Подпрыгнуть. (присесть). Похлопать в ладоши за головой. (перед собой). Наклон вправо. (влево).
6. Закрепление звука в словах (упражнение «Чего не стало?» картинки со звуком [Р], хлопни когда услышишь слово со звуком [Р]);
Рано, рано мы встаем, Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей, Выходи кормить зверей.
7. Упражнение «Поставь точку». Картинка "круг - квадрат", ребенок ставит точки: только в квадрате,в кругу,но не в квадрате, только в кругу, в квадрате,но не в кругу".
8. Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять — начинаем разгибать.
9. Упражнение «Найди отличия».
10. Итог занятия.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема: Постановка звука Ш
Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука
Задачи:
1)Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;
2)Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.
Оборудования: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.
-Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)
-Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика
- Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка») – презентация, Трубочка (счет до 10)
- У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор»)
- Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко») Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
- Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»)- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.
- Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
- Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.
- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
- А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
4)Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
5)Развитие фонематического слуха
- А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
6)Постановка звука
- Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?
(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)
Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю. (паровозик останавливается)
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (картинка)
- Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.
- Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)
7) Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....