Картотека словесных дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
картотека по развитию речи

Ватутина Вероника Николаевна

Игры помогают выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, его памятниках, достопримечательностях; о городах России, о животном мире родного края; закреплять умения образовывать прилагательные от существительных;формировать знания о национальных языках своей Родины;развивать речь, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка № 1

«Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, номер квартиры, домашний телефон, этаж.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на улице …», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет.сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада. План дет сада.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

Карточка № 2

«Наша страна»

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Малая Родина»

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстраций, фотографий города.

 Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ.

«Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

Карточка № 3

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, Республики) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

 

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

«Найти флаг города Озерск»

Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал; картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

Карточка № 4

«Найти флаг города Озерск»

Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, что он обозначают?

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка…

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

Карточка № 5

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон»

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада

Материал: Иллюстрации.

Ход работы: По иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.

 

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Путешествие по городу Озерск»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города Озерска.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

Карточка № 6

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

 Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.  

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки.

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Назови виды спорта»

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что, занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, символическое изображение человечков.

 Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Карточка № 7

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс –ец.

Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, Африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта мира, изображение национальных костюмов, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них.

«Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры: татарин- татарский, мордвин - мордовский….

Карточка № 8

«Узнай по описанию кто это»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.  Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.

«У кого какой домик»

Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.  

Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло.

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных,птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал:Картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, детиназывают. Воспитатель рассказывает о них.

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).

Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за птицами.

Материал: карточки с изображениями птиц.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Карточка № 9

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников, и листьев.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, просит определить детей, что это за дерево.

Карточка № 10

«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека.

Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….

«Жилое – Нежилое»

Цель: Закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди, в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: дом - жилой, аптека–нежилой….

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.

Ход игры: Женя - Женечка, Алеша – Алешенька.

«Я люблю…»

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

Карточка № 11

«Узнай, о ком я говорю»

Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: Воспитатель описывает портрет ребенка, дети отгадывают.

«Продолжи пословицу»

Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности.

Ход игры: дети ориентируются по плану.

«И я…»

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…

Карточка № 12

«Подбери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: Карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют подбирают у узора по образу, называют вид народного промысла.

«Подбери наряд кукле»

Цель: Знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.

Материал: Бумажная кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.

«Собери узор»

Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«Народные промыслы»

Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: Картинки и изображения с предметами народного творчества.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.

Карточка № 13

«Мир предметов»

Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры: Чугун - чугунный, дерево- деревянный……

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

 Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«Богатства недр земли».

Цель: Расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

Карточка № 14

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: Формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память.

Материал: Карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Карточка № 15

«Кто мы? Какие мы?»

Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.

Материал: Картины и изображения человека (мужчины и женщины

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

 

«Волшебные слова»

Цель: Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал: Картины и изображения людей.

Ход игры: Злые - добрые, больные – здоровые…

«Особенности жизни в современном городе»

 Цель: Познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал: Картины и изображения различных предметов, созданных людьми.

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.

«Природа и человек»

Цель: Закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать, что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей...

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи• Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто пос...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников...