Словесные дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Кузяйкина Ольга Леонтьевна

Подборка дидактических игр по развитию речи для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Описание дидактических игр и лексических упражнений

«ВСЕ НАОБОРОТ»

Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал: Две обезьянки (игрушки).

Ход:

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

«НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Ход:

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). 

— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом»

(значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

— Придумайте предложения со словом «крепкий».

— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

 «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

Цель:  учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Ход:

— Закончи фразу:

  1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
  2. Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
  3. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
  4. Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
  5. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
  6. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
  7. Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
  8. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
  9. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

 10. Я попала под дождь и моя одежда….

    11. Когда наступает ночь, все люди…

    12.Луна светит ночью, а днем-….

    13.На улице стало тепло  и дети…..

    14.Подул сильный ветер и деревья….

    15.Маленькие дети ходят в садик, а большие-….

    16.Автобус  большой, а велосипед….

    17.Заяц бегает быстро, а черепаха…

18. Слон большой, а мышка…..

«НАОБОРОТ»

Цель: совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы.

Ход:

- Подбери к словам противоположные слова.

«Большой – маленький»

- Сравни предметы по величине.

ОБРАЗЕЦ:

КОШКА большая, а КОТЁНОК маленький

СЛОН большой, а МЫШКА ...

СТОЛ большой, а СТОЛИК ...

РЕБЁНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ …

АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО ...

ЧЕМОДАН большой, а СУМКА …

ГОРОД большой, а ДЕРЕВНЯ ...

МОРЕ большое, а ОЗЕРО ...

ГРЯДКА маленькая, а ПОЛЕ ...

ТУЧА большая, а ОБЛАЧКО ...

«Длинный – короткий»

- Сравни предметы по длине.

ОБРАЗЕЦ:

У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный,  а у ЗАЙЦА короткий

У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, а у БЕГЕМОТА ...

У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, а у МАЛЬЧИКА ...

ВЕРЁВКА длинная, а ЛЕНТА ...

У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА ...

ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ ...

ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а ЛЕТОМ ...

ГОД длинный, а ДЕНЬ ...

ПОЛЕНО короткое, а БРЕВНО ...

«Высокий – низкий»

- Сравни предметы по высоте,

правильно подбери слова к предложениям.

ОБРАЗЕЦ:

ЁЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая

ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР ...

ДОМ высокий, а ИЗБУШКА ...

БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ ...

СОСНА высокая, а КУСТ …

ХОЛМ низкий, а ГОРА ...

ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ ...

КУСТ высокий, а ТРАВА ...

ШКАФ высокий, а СТОЛИК ...

ФИКУС высокий, а КАКТУС ...

«Узкий – широкий»

- Какие предметы шире, а какие уже.

ОБРАЗЕЦ:

ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая.

ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ ...

РЕКА широкая, а РУЧЕЁК ...

ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК ...

КОРИДОР узкий, а КОМНАТА ...

ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ ...

ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ ...

КОВЁР широкий, а ПОЛОВИЧОК ...

МОСТ широкий, а МОСТИК ...

«Тонкий – толстый»

- Сравни предметы по толщине. Какой предмет тоньше, а какой толще.

ОБРАЗЕЦ:

Бегемот ТОЛСТЫЙ, а змея ТОНКАЯ.

СУК толстый, а ВЕТКА …

БРЕВНО толстое, а ПАЛКА …

ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК…

НИТКА тонкая, а ВЕРЁВКА …

КАНАТ толстый, а ВЕРЁВКА …

У ОБЕЗЬЯНЫ ХВОСТ тонкий, а у ЛИСЫ…

ДУБ толстый, а БЕРЁЗА ...

КОЛБАСА толстая, а СОСИСКА ...

КАРТОН толстый, а БУМАГА ...

КАРАНДАШ тонкий, а РУЧКА ...

КНИГА толстая, а ЖУРНАЛ ...

«Горький – сладкий»

- Сравни, какая еда слаще, а какая горче.

ОБРАЗЕЦ:

КОНФЕТА сладкая, а ГОРЧИЦА горькая.

ЛЕКАРСТВО горькое, а ВАРЕНЬЕ ...

РЕДЬКА горькая, а РЕПА ...

ЛУК горький, а ПИРОЖНОЕ ...

«Молодой – старый»

Послушай предложения и подбери слова.

ОБРАЗЕЦ:

СОСЕНКА молодая, а СОСНА старая.

ВНУЧКА молодая, а БАБУШКА ...

ДУБ старый, а ДУБОК ...

КАРТОШКА старая, а УКРОП ...

ДЕДУШКА старый, а ВНУК ...

«Горячее – холодное»

- Сравни предметы. Какой из них горячий, а какой холодный?

ОБРАЗЕЦ:

ОГОНЬ горячий, а ЛЁД холодный.

СНЕГ холодный, а ПЕЧКА ...

СОЛНЦЕ горячее, а ЛУНА ...

СУП горячий, а СТУДЕНЬ ...

МОРОЖЕНОЕ холодное, а ЧАЙ…

ЛИМОНАД холодный, а КОФЕ …

«Легкий – тяжелый»

- Сравни, кто легче, а кто тяжелее.

ОБРАЗЕЦ:

АРБУЗ тяжёлый, а СЛИВА легкая.

КОВЁР тяжёлый, а КОВРИК …

ПОДУШКА лёгкая, а ОДЕЯЛО ...

ОБЛАКО лёгкое, а ТУЧА ...

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК лёгкий, а КИРПИЧ…

ПЛАТЬЕ лёгкое, а ПАЛЬТО ...

СТУЛ лёгкий, а ДИВАН ...

КНИГА тяжёлая, а ТЕТРАДЬ ...

БЕГЕМОТ тяжёлый, а ВОРОБЕЙ ...

ВЕДРО тяжёлое, а БЛЮДЦЕ ...

КАМЕНЬ тяжёлый, а ЯБЛОКО ...

ЩЕНОК лёгкий, а СОБАКА ...

«Быстрый – медленный»

- Сравни, кто двигается быстрее, а кто медленнее.

ОБРАЗЕЦ:

ИНДЮК медленный, а СТРАУС быстрый.

ГЕПАРД быстрый, а ЛЕНИВЕЦ ...

РЕБЁНОК быстрый, а СТАРИК ...

ЛЬДИНА медленная, а КОРАБЛЬ ...

РЕКА медленная, а РУЧЕЁК ...

ЧЕРЕПАХА медленная, а ЗАЯЦ ...

«Мелкий – глубокий»

ОБРАЗЕЦ: РУЧЕЙ мелкий, а РЕКА глубокая.

КОЛОДЕЦ глубокий, а ЛУЖА ...

ОВРАГ глубокий, а КАНАВА ...

ТАРЕЛКА глубокая, а БЛЮДЦЕ ...

СНЕГ глубокий, а ПЕСОК ...

Дидактическая игра «Отгадай что?»

Цель: развивать речь, мышление, внимание, память

Ход игры: Водящий загадывает слово – существительное.

Игроки должны это слово отгадать, задавая вопросы: начинать надо всегда с вопроса: «Это живое или не живое?»,  затем можно задавать любые вопросы: « Съедобное- не съедобное, , это движется или стоит, это сделано из стекла?, этим едят? На этом спят? Это можно постирать? И т.д.

Таким образом находится слово , которое было загадано.

 Дети , как правило, сразу начинают предполагать,  не задав нужных вопросов: « Это машина? Это дом? И т.д.  Им требуется объяснение , что таких вопросов задавать нельзя, а нужно приходить к правильному ответу, составляя цепочку из вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

Семинар - практикум "Использование словесных дидактических игр в развитии речи"

Семинар - практикумТема: "Использование словесных дидактических игр в развитии речи"Систематизация знаний педагогов по теме....

Словесная дидактическая игра по развитию речи "Учимся фантазировать".

Словесные игры, которые не требуют специальной подготовки, но легко помогут ребенку научится способность воображать, фантазировать,...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...